МБОУ СОШ №3 г. Липецка

имени К.А. Москаленко

Урок окружающего мира в 4 классе

«Жизнь древних славян»

Цели:

  1. Обучающие:

— познакомить детей с историей своего государства;

— сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
— познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
— учить работать с картой.

  1. Развивающие:

развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.

3. Воспитывающие:

воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян .

Познавательные УУД:

  • формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;

  • формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией;

  • умение вести диалог.

Личностные УУД:

  • формировать чувство справедливости;

  • формировать способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, русский язык.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 4 класс

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

На уроке использованы элементы методики работы К.А.Москаленко (жужжащее чтение, творческая работа, поурочный балл)

Тип урока: изучение нового материала

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Формирование личностных УУД)

Учитель.

Звонок голосистою птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

И мы начинаем учиться

Всему, что узнал человек.

Истории древней страницы

Расскажут про каменный век.

Раздвинутся мира границы,

Заманчив познания путь.

И надо ещё умудриться

В грядущее заглянуть.

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

Учитель: И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет нам открыть много нового на уроке.

  1. Проверка домашнего задания:

  2. (Формирование коммуникативных, познавательных УУД)

1) Работа у доски в паре с консультантом:

— соотнесите события с временными датами:

1.Какое техническое изобретение не относится к периоду Новейшего времени?

  1. телефон

  2. видеомагнитофон

  3. компьютер

2.Каким транспортом стали постоянно пользоваться в ХХ веке?

  1. пароходом

  2. паровозом

  3. самолётом

3. В каком году был совершён первый полёт человека в космос?

  1. в 1917 году

  2. в 1945 году

  3. в 1961 году

2)Фронтальная работа:

— Какой раздел мы закончили изучать? (Страницы всемирной истории).  
— Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени, историю развития человечества. 
Первая эпоха — Первобытная история;
вторая — Мир древности;
третья — Средние века;
четвертая — Новое время;
пятая — Новейшее время.

3.Актуализация знаний

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку. Вы познакомились со «Страницами всемирной истории».

Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

3.Вхождение в тему урока

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории – «Страницы истории Отечества». Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевого слова, входящего в это название. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

  1. Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

  1. предки

  2. современники

  3. потомки

2)На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники;

-дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.(СЛАЙД 2)

В результате получится следующее:

предкипотомки2012

  1. Прочитайте три высказывания, найдите среди них ложные (неправильные):

  1. Наши предки живут в далеком будущем.

  1. Наши потомки жили в далеком прошлом.

  1. Наши предки жили в далёком прошлом.

-Действительно, истинным (правильным) является только последнее высказывание. Сегодня на уроке мы поговорим о наших предках.

— Молодцы! Вы замечательно справились с этой работой, показав хорошие знания .

-Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?

Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.(СЛАЙД 3)

Молодцы, ребята!

Не случайно эпиграфом нашего урока стали слова великого русского поэта А. С. Пушкина. Прочитайте их: «…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(СЛАЙД 4)

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.

4.Постановка темы и задач урока

(Формирование познавательных УУД)

— Тема сегодняшнего урока «Жизнь древних славян» (СЛАЙД 5)

5.Работа над новой темой урока.

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

Итак, ребята! Отправляемся в Древнюю Русь.

В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, на огромных пространствах Восточной Европы по берегам рек жили наши предки — славяне. (СЛАЙД 6)

О происхождении славянского народа имеются разные предположения

Одно из них: название славяне образовано от слова слава и означает славный, хвалимый.
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. 
Изначально древние славяне селились племенами.
1. Работа на карточках:
— Перед вами КАРТОЧКА с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка).
— Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

— Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)
2. Работа с картой. 
(СЛАЙД 7)
— Рассмотрите карту (с. 35 учебника)
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
— На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
— К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточ-ным славянам).

Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд 8 )

3. Работа в тетради. (Контурная карта с. 13)

Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
контурную карту на стр.13. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.

— А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

— Почему именно на этих территориях поселились древние славяне?

Выслушиваются ответы детей.

На уроках окружающего мира вам уже говорили о том, что люди селились возле водоемов, потому что легко передвигаться, дают воду для питья и земледелия. Древние славяне – не исключение. В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями и птицей, рек и озер, богатых рыбой, люди поднимались по Днепру. Они заселили обширные земли по берегам рек. Места были водные, медовые, охотничьи. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту.(СЛАЙД 9)

4.Занятия славян. (СЛАЙД 10)

-Чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, разведение скота, земледелие, бортничество – добыча меда.)

Но не только это привлекало первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому древние славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами.

5.Жилье древних славян.

— Накануне некоторые из вас получили задание .
-Как выглядело жильё древних славян расскажет нам Черемисина Марина
(СЛАЙД 11)
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. 
Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

6. Как выглядели славяне?
— Как выглядели славяне и во что одевались?

Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте статью на с. 36-37 учебника.(жужжащее чтение)

Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.(СЛАЙД 12)

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

Ребята, а среди вас есть голубоглазые, русоволосые, добрые, честные?

Так, значит, вы и есть потомки славян!

7. Верования славян (боги). (СЛАЙД 13)

Учитель: во что верили древние славяне? 
— Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер — всё казалось славянам живым, одушев-лённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило.
(Слайд 14). Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался самый главный бог Перун. 
Перун бог грома и молнии. (
Слайд 15). Он бьет дубиной гремит гром; стрелами молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. 
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 
6. Славянские праздники.
— Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. 
Многие из них сохранились до наших дней.
— Как вы думаете, какие это праздники? 

Масленица. (слайд 16) 
-Кто помнит как на Руси встречали Масленицу? (Бычкова Юля)

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.

-Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике? (Глотов Даниил).
Иванов день
. (Слайд 17) 
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры.Славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
VI. Физкультминутка
.(СЛАЙД 18)
— Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
«Барашеньки крутороги».
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

-Троица. (Слайд 19) 
Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
— Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
— Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

  1. Самостоятельная работа:

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)

Славяне верили в духов. Их никто не видел, а только слышал, но представляли в образе, близком к человеческому. Духи бывают злые и добрые. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону.

Групповая работа

  • 1 группа В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.

  • Как хорошие хозяева ублажали …?

  • И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

  • 2 группа Его представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбной чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

( С левой полы его одежды постоянно капала вода.)

  • 3 группа Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили… и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

( Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: « Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.)

  1. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)


1. Книжная выставка, рекомендуемая литература.
Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в биб-лиотеке.
2.А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста
.(СЛАЙД 20)

ТЕСТ (У каждого на столе тест) 
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был: 
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
А теперь проверка. (
Слайд 21).

3.Рефлексия.(СЛАЙД 22)

И последнее задание:

выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока.

  1. На уроке было интересно! Все запомнил!

  2. Обычно! Запомнил частично!

3. Трудно! Помогите!

8.Домашнее задание:

доделать задание № 3Р/Т

Для ребят, которые хорошо поняли материал урока и выбрали выполнят творческую работу и напишут сочинение на тему: «Народное братство дороже всякого богатства»,

Для ребят, которые затруднялись в усвоении материала и поднимали прочитать текст на стр. 34-39.
-Задание в тетради стр. 13-14 № 1
Для ребят, которым требуется помощь учителя или консультанта –

С. 34–38. Выполнить задания 1–4.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here