Лес — природное сообщество.
Цели урока:
-Ознакомить учащихся с особенностями леса как природного сообщества, с ярусным расположением в нем растений и живых существ, их приспособленностью к совместному обитанию.
-Развивать познавательную активность детей, умение использовать полученные ранее знания.
— Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому, что нас окружает.
Материалы и оборудование:
Для учителя: карта «природные зоны», карточки построения схем на доске «Лес — природное сообщество», словарь терминов, выставка книг о лесе, о животных.
Для учеников: учебник, цветные ручки, макеты грибов, рисунки с видами леса, растений и животных, лесной подстилке.
Ход урока.
1 Организация класса к работе.
Для всех – цвет неба голубой,
Для всех – сверканье рек,
Пусть будет счастлив день любой
Для всех людей, для всех.
— Календарная минутка: названия дня недели, время проведения урока, температура воздуха, осадки.
— Загадка о лесе:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний:
— Какие условия нужны для роста растений? (вода, свет, тепло).
— Одинаково ли растения любят свет?
-Могут ли растения расти в тени?
— Почему так много лесных жителей могут жить в лесу, не мешая друг другу?
4. Изучение нового материала.
— Рассказ учителя о ярусном расположении растений как приспособленности к жизни в лесу.
-Словарная работа: словарь Ожегова – значение слова сообщество.
— Природа создала специальные приспособления, чтобы ужиться в лесу. Одно из таких приспособлений — ярусное расположение.
— Работа со схемой расположения ярусов растений.
(Акцентировать внимание учеников, что освещенность в лесу разная).
— Работа со статьей учебника «Этажи леса»
5. Практическая проработка усвоенных знаний.
-Как по научному называют «этажи» леса?
-Сколько ярусов образуют деревья? Почему два яруса?
-Что располагается на самых нижних «этажах»?
-Как животные расположились «поэтажно»?
6. Работа в группах: создание трех «лабораторий»
1 «лаборатория»
Сосна и ель: сравнительная характеристика на природном материале (веточки сосны и ели).
Определить роль сосны и ели в лесу; составить памятку по сбору лекарственных растений в лесу.
2 «лаборатория»
Грибы: узнавать грибы по внешнему виду; разделить их на съедобные и несъедобные; определить роль грибов в лесу; Составить памятку как собирать правильно грибы
3 «лаборатория»
Лесная подстилка:
роль лесной подстилки в лесу, «работа» микробов, составление памятки «Чистые леса», поведение человека в лесу, чтобы не нарушать природного равновесия.
7.Подведение итогов урока.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную и влагу, и тень,
Вот, что сажаем в сегодняшний день!
-Почему лес можно назвать природным сообществом?
8.Ознакомление со структурой домашнего задания, стр. 180-181.