Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»
Цель урока: Изучение взаимосвязей живых организмов в экосистеме. компоненты экосистемы и их роль в экосистеме.
Задачи урока:
1. Научиться составлять цепи питания.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
3. Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности
Захожу с глобусом
— Добрый день, юные мыслители! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Наталья Михайловна, я учитель Гимназии №1.
— Весь огромный мир, вокруг нас, над нами и под нами. И этот мир в данный момент уместился у меня на ладонях, он полон неизведанных тайн.
— И сегодня одну из тайн попробуем разгадать. ПОСТАВИТЬ ГЛОБУС
— А какой урок в школе большей степени посвящён таким открытиям и тайнам? (Окружающий мир)
— Я надеюсь, что вы будете внимательными, любознательными и терпеливыми.
— Тогда давайте начнём!
— Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно – важная для всего живого на нашей планете.
— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию закона природы, и многие из вас по- иному посмотрят на окружающий вас мир. К ГЛОБУСУ
2. Мотивация и целеполагание
— Опорными словами нашего урока будут 2 слова: ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА (СЛАЙД)
— Найдите определение в толковых словарях ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
— Кому доверяете найти информацию в словаре?
— А остальные подумайте и обсудите в паре, как вы понимаете это понятие?
— У кого есть варианты! Как считает ваша пара, ваша….
— А теперь послушаем определение из толкового словаря!
— Что же такое экология? (зачитывают) СЛАЙД определение
— Что такое система? ВАШИ ВАРИАНТЫ (зачитывают) СЛАЙД определение
— Подберите однокоренные слова к слову ЭКОЛОГИЯ какая (экологическая).
— А как можно связать слова «Экология и Система» (Экологическая система)
-или сокращённо ЭКОСИСТЕМА (как два равнозначных слова) НА ДОСКУ
— Это и будет темой нашего урока
— Глазки закройте и подумайте, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей узнать, определить, расширить кругозор)
— Хорошо! Займёмся исследованием!
— Для того, чтобы узнать, Что такое экосистема, Давайте проверим достаточно ли вам знаний.
3. Изучение нового материала
— Игра «Верно ли, что….» СЛАЙД
— У каждого из вас на столах есть ПУЛЬТ.
— Если вы считаете, что утверждение верно, нажмите +, если вы не согласны – нажмите -.
«Верно ли, что В природе всё взаимосвязано. (проголосуйте) (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ – мнение единое)
«Верно ли, что У каждого живого организма есть своё место обитание.
«Верно ли, что Животные помогают растениям.
«Верно ли, что Гусеница имеет отношение к ястребу. (проблема)
— Ваши мнения разошлись.
— Чтобы мнения были единые. ВЕРНЁМСЯ и Начнём с последнего утверждения! СЛАЙД
— Вам интересно узнать, какое отношение гусеница имеет к ястребу?
— Чтобы ответить на эти утверждения, что нам поможет? (- свой опыт, познавательные наблюдения, учитель…)
— У вас на столах лежат карточки.
— Поработайте в паре.
-Помните о правилах работы в паре. (или уже группы)
— Ваша задача: Расположите картинки в таком порядке, чтобы получилась цепочка взаимосвязей живых организмов. (пройтись по классу)
— Давайте проверим!
— 1 пару, 2 пару, 3 пару приглашаю к документкамере.
— Давайте сравним ваши цепочки.
— Объясните почему вы составили такую последовательность.
— У кого также?
— Совершенно верно!
— А кто знает, как называется эта последовательность? (Пищевые связи) СЛАЙД
Различные животные и растения объединены ПИЩЕВЫМИ СВЯЗЯМИ. Поэтому их не надо кормить. Растения без животных и животные без растений не могут обходиться. Они живут там, где находят достаточно пищи.
— Называется эта цепочка ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ.
— Прежде чем продолжить работу дальше, давайте немного взбодримся, но будьте внимательны, чтобы продолжить мою мысль про………(пищевые связи)
— Мои первоклассники прислали вам видеоролик в подарок.
ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)
— Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)
— Следующее утверждение в котором были разногласия. ??? СЛАЙД С УТВЕРЖДЕНИЕМ МЕСТО ОБИТАНИЯ. (несколько СЛАЙДов, кто, где живёт, что такое место обитания) (белый медведь, летний период, линька……
— Место обитания живых организмов – там, где они живут. Каждый живёт, где ему хорошо, где есть все условия для жизни.
— А теперь давайте проверим, как вы знаете места обитания животных.
— Поиграем в ЭКО — ЛОТО
— И вам предстоит сейчас поработать в группах. (перейти в группы)
— Перед вами бейджики:
—2 почемучки, вы будете работать с информацией, задавать вопросы другой группе, интересующие впо т внимательно слушать выступление спрашивать. Оратор – выступающий, который должен представить результат работы группы. Лаборант – ваша задача – выполнять практическую работу. Организатор — капитан, старший в группе, организует и налаживает работу всей группы. Эксперт, который попробует оценить работу друг друга, по заданному вопросу.
— Обсудите в группе и распределите роли.
— Для каждого участника группы есть подсказка. (Ваша подсказка, ваша подсказка выдаю всем!!!)
— Я с вашего разрешения возьму на себя роль консультанта, и при необходимости буду помогать вам.
— Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)
— Итак, Эко – лото!
— Каждой группе выдан набор карточек с изображением животных и растений и клей.
— Ваша задача: Заселить животных и растений в своё место обитания.
— Давайте договоримся о времени выполнения.
— Итак, время выполнения 2 мин.
— Приступаем! (Для оратора дать подсказку для выступления с опорными словами)
(Мы считаем, это ??? (а определение дальше) экосистема называется … ,
Созданы условия для жизни (кого) ……., …., …., потому что………..
А для животного ……….. не созданы условия, потому что это не его место обитания, здесь он может погибнуть. СЛОВА для справок: свет, тепло, защита, пища)
1 гр. ЛЕС (формат А4 – картинка) заяц, лиса, бурый медведь, белый медведь. Берёза, кустарник, сосна, роза.
2 гр. ЛУГ бабочка, стрекоза, шмель, волк. Василёк, клевер, ромашка, дерево.
3гр. МОРЕ дельфины, киты, осьминоги, щука. Водоросли, ракушки, мох, камыш.
4 гр. ОЗЕРО
— Давайте проверим на Докумекамере, что у вас получилось.
— Каждая группа представит результат своей работы.
— ОРАТОРы готовы! (есть подсказка) Вам слово. 1 ГРУППА
— Почему расселили таким образом.
— Остальные группы согласны?
— Эксперт 1 группы Как вы оцениваете работу своей группы! (по подсказке)
— А теперь я передаю слово оратору последней группы.
— Спасибо за работу! Вы отлично с ней справились!
— А теперь подведём итог нашей работы.
— Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: СЛАЙД тепло ( щелчок), свет (щелчок) , защита от врагов(щелчок), пища (щелчок) Это и есть место обитания. (щелчок)
— Следующее утверждение СЛАЙД — ВСЁ ли в природе взаимосвязано.
— Что мы с вами уже знаем? Какие тайны разгадали? (ответы детей) СУНДУК СЛАЙД
— 1 тайна: Животные и растения объединены Пищевыми связями.
— 2 тайна: — Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни. Это и есть его место обитания.
— А теперь, используя подсказку (рассыпанные слова), составьте определение. ЧТО ТАКОЕ ЭКОСИСТЕМА?
— Зачитайте свои варианты. СЛАЙД (Экосистема – это….)
— Совпадает ваше определение. Поднимите руку.
— Теперь вы знаете, что такое экосистема?
— Есть экосистемы, которые созданы природой: лес, луг, море, озеро (ПОКАЗАТЬ ИХ КАРТИНКИ И НА ДОСКУ) под темой
— А есть, которые созданы руками человека.
— Такой искусственной экосистемой является АКВАРИУМ (ПОКАЗАТЬ)
— Мы будем моделировать экосистему.
— Сейчас вы будете настоящими АКВАРИУМИСТАМИ
— Кто такие аквариумисты, найдите информацию в словаре.
— Не нашли!, а где ещё можно найти информацию. (В интернете)
— Давайте обратимся к интернету. СЛАЙД — ИНТЕРНЕТ
— Зачитайте!
— Каждой группе выдаётся аквариум и компоненты (набор для создания) экологической системы.
— Вам необходимо обсудить и договориться, что вы разместите в своём аквариуме.
4 прозрачных аквариума
Водоросли
Камешки, Ракушки
Рыбки
Лишнее (змейки)
— Пользуясь компонентами, смоделируйте аквариум!
— Давайте договоримся о времени. Итак, на выполнения заданий 3 мин.
— Приступаем.
– Пока группы моделируют экосистему, почемучки могут подойти и рассмотреть аквариум, чтобы дать совет группе.
— Готовы! Представьте модель экосистемы.
— Слово оратору группы.
(карточки)
— Мы смоделировали экологическую систему ……… (аквариум)
— Компонентами экологической системы являются …………водоросли, камешки, ракушки, рыбки).
— Для этой экологической системы необходимо ……….(не хватает воды, света, кислорода — А как это можно сделать?
— А это задание домой почемучкам!!!
— Отлично справились с работой!
— А кто у вас остался не заселён?
— Вспомните, что такое экосистема? (СЛАЙД) (Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют ЭКОСИСТЕМУ).
— Почему, змейки. (Это не их место обитания)
— МОЛОДЦЫ!
РЕФЛЕКСИЯ
— Наше урок подходит к концу.
— А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги ваша ладошка. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. (СЛАЙД)
Большой – для меня тема была важной и интересной – синим.
Указательный – узнал много нового – желтым.
Средний – мне было трудно – фиолетовым.
Безымянный – мне было комфортно – зеленым.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.
— Оценить себя!
— Покажите?
— А теперь я предлагаю разместить свои ладошки на глобусе (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА) (МУЗЫКА)
— Глядя на ладошки, можем сделать вывод, что УРОК прошёл плодотворно.
— Мы хорошо потрудились и справились с нашей работой.
— Мне было приятно с вами работать.
— Пусть эта эмблема останется у вас и символизирует ваше стремление,
желание к раскрытию тайн природы.
— В заключение нашего урока, я хочу подарить вам БИЛЕТ (показать) в детский – эколого – биологический центр, где вы познакомитесь с увлекательными животными разных экосистем. И пусть этот поход напоминает вам о нашей встрече.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
— Давайте запишем домашнее задание. (СЛАЙД)
1) Прочитать в учебнике стр. 4-5
2) Творческое задание на выбор:
1. Составить пищевые связи
2. Нарисовать экосистему и заселить живых организмов
— Я благодарю вас за эмоции, за ответы, которые вы нам дарили.
— Спасибо вам большое!
— Урок окончен!
— На перемене вы можете покормить рыбок, рассмотреть их, по фотографироваться!