Кувшинова Евгения Викторовна учитель начальных классов,

МКОУ «Брынская средняя общеобразовательная школа»,
Думиничского района

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Целевые установки урока:

1.Формирование предметных умений:

-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
-приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
-знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
-узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;
-знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.

2. Формирование  метапредметных  умений:
личностные умения:       

— принимать и осваивать социальную роль ученика;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

— устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом.
-осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.

регулятивные умения:      

— готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, подготовке сообщений , иллюстрировании рассказов;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:    

— ориентироваться в раздаточном материале;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

— использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий; 

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— использовать полученные знания и умения в практической деятельности; 

— проводить анализ учебного материала;

— уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, давать самооценку своей деятельности. 

    коммуникативные умения:

—  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;
-работать в группе;
— доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне или первые экологические уроки»,индивидуальные карточки для проверки домашнего задания, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), розетки для раздачи лекарственных растений, цветные листы для изготовления книжки-малышки, листы для изготовления рисунков-символов, 6 чайников, одноразовые чашечки для фиточая.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Начался урок. Зарядимся на успех. Потрите ладошки, мочки ушей, сделайте глазами ленивую восьмерку, покрутите головой и пожелайте друг другу удачи!
СЛАЙД 1.

Дети выполняют «мозговую зарядку» и настраиваются на успех.

II. Актуализация знаний.

III.Постановка учебной задачи

IV.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

V. Реализация построенного проекта.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

V. Реализация построенного проекта.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

VII. Домашнее задание.

— Проверим домашнее задание. Выполните задания на карточках.

-Проверьте самостоятельно, оценив свою работу.

СЛАЙД 2.

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях. Вернее, об их удивительных свойствах.

-Что у меня в руках?

-Что в ней хранят и для чего?
-Есть ли аптечки у вас дома? Где еще должны быть аптечки?

-Вот и мы сегодня соберем свою, классную аптечку, только лекарства в ней будут природные. Догадались, кто нам поможет в этом?

-Но такую аптечку вы можете собрать и дома.

-Как будет звучать тема урока? СЛАЙД 3.

-Давайте подумаем и составим план урока. Что мы должны узнать, чтобы самим собрать аптечку с лекарственными растениями?

1. Узнать, когда и почему люди стали использовать растения для лечения?

2. С какими лекарственными растениями мы познакомимся сегодня?

3. Ознакомиться с правилами сбора и хранения лекарственных растений.(Как?)

4. Выяснить, как применяются лекарственные растения.

СЛАЙД 4. -Вот по этим ступенькам мы и будем сегодня подниматься.

-Как вы думаете, когда зародилось лечение с помощью растений?

-Где собирали лекарственные растения?

-Как и где хранили?

-Как вы думаете, как до нас дошли эти знания о свойствах растений?

-Можно ли сейчас найти лекарственные растения в аптеке?

-В каком виде он продаются?

-Почему хранят в бумажных коробочках, пакетиках?

-Какие лекарственные растения вы знаете?

-Откройте учебник на с. 28 и Настя прочитает первый абзац.

-Итак, на первую ступеньку мы с вами поднялись.
Посмотрите, с какими растениями мы сегодня познакомимся на уроке и скажите, какие части растения использует человек?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Береза высокая, а календула низкая, дуб раскидистый, а василек тоненький, к синему небу тянется, у липы цветки пахучие , а у ели иголки колючие.

-Теперь мы поработаем исследователями. Я предлагаю каждой группе по 6 баночек с уже высушенными лекарственными растениями ( это липа, валериана, календула, тысячелистник, подорожник и шиповник). Определите, во-первых, что это за растения, во-вторых, какая часть растения использована, и в-третьих, сделайте записи результатов исследования к себе в тетрадь.

-Проверяем. Отвечает первая группа и определяет растения в чашечках под номером 1 и 2. Сигнализируем светофором.

Отвечает вторая группа и определяет растения в чашечках под номером 3 и 4. Сигнализируем светофором.

Отвечает третья группа и определяет растения в чашечках под номером 5 и 6. Сигнализируем светофором.

Оцените свои работы.

-Возвращаемся к плану. Вторая ступенька пройдена.

-Время-то бежит, а две ступеньки не пройдены, да еще аптечку собрать надо. Что же делать?
-Мы снова работаем в группах, которые затем отчитаются о проделанной работе.

1 группа будет собирать аптеку по инструкции, которую я вам дам.

2 группа будет работать над вопросом «Как надо правильно собирать растения», а поможет ей книга «Великан на поляне».

3 группа сделает книжку-малышку «Лекарственные растения», используя наш учебник на с 30-31.

Защита каждой группы своего «мини-проекта».

-Оцените свою работу.

-Мы выполнили план, поставленный на уроке. Кроме того, чему еще учились на уроке?

-Правильно, работать в группах, работать по плану, с новой информацией, рисовать схемы, исследовать, доказывать свою точку зрения.

— Приготовьте в продолжение нашей книги «Лекарственное растение» страничку о любом другом лекарственном растении. План, по которому вы будете делать эту страничку, я вам раздам.

Индивидуальная работа на карточках.

-Аптечка.

-Лекарства.

В школах, дома на предприятиях и др.

— Растения.

-Растения в домашней аптечке.

Дети высказывают свои предположения.

-В древности.

-На лугу, в лесу, в поле.

-Высушивали.

-Из поколения в поколение.

-Продаются в высушенном виде в бумажных коробочках.

Работа с учебником.

Работа с учебником.
Ответы детей.

Работа в группах.

— Работаем в группах.

Защита каждой группы своего «мини-проекта».

Дети оценивают устно.

Ответы детей.

VIII.Мотивация к дальнейшей деятельности.

-Ребята, что мы должны были узнать на уроке?

— Чему научиться?

-Как вы думаете, наши новые знания, умения работать в группе, с новой информацией, пригодятся нам на других уроках?

Дети вспоминают цели, поставленные в начале урока и делают вывод о том достигли они их или нет.

XI. Рефлексия.

-Поднимите руки, кто старался на уроке? А это самое главное!

-Все запланированное на уроке мы выполнили, а теперь попробуйте дать небольшое интервью нашим гостям.

Продолжите. Сегодня на уроке я узнал(а) ………………

-И в заключении нашего урока все могут попробовать фиточай.

Ответы детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here