Кувшинова Евгения Викторовна учитель начальных классов,
МКОУ «Брынская средняя общеобразовательная школа»,
Думиничского района
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: «Растения в домашней аптечке».
Целевые установки урока:
1.Формирование предметных умений:
-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
-приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
-знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
-узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;
-знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
— принимать и осваивать социальную роль ученика;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.
регулятивные умения:
— готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, подготовке сообщений , иллюстрировании рассказов;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
— отличать верно выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль;
— совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
— ориентироваться в раздаточном материале;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
— использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
— использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
— проводить анализ учебного материала;
— уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, давать самооценку своей деятельности.
коммуникативные умения:
— донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
-работать в группе;
— доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне или первые экологические уроки»,индивидуальные карточки для проверки домашнего задания, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), розетки для раздачи лекарственных растений, цветные листы для изготовления книжки-малышки, листы для изготовления рисунков-символов, 6 чайников, одноразовые чашечки для фиточая.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Мотивация к учебной деятельности.
| -Начался урок. Зарядимся на успех. Потрите ладошки, мочки ушей, сделайте глазами ленивую восьмерку, покрутите головой и пожелайте друг другу удачи! | Дети выполняют «мозговую зарядку» и настраиваются на успех. |
II. Актуализация знаний.
III.Постановка учебной задачи
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
V. Реализация построенного проекта.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
V. Реализация построенного проекта.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
VII. Домашнее задание.
| — Проверим домашнее задание. Выполните задания на карточках. -Проверьте самостоятельно, оценив свою работу. СЛАЙД 2.
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях. Вернее, об их удивительных свойствах. -Что у меня в руках? -Что в ней хранят и для чего? -Вот и мы сегодня соберем свою, классную аптечку, только лекарства в ней будут природные. Догадались, кто нам поможет в этом? -Но такую аптечку вы можете собрать и дома. -Как будет звучать тема урока? СЛАЙД 3. -Давайте подумаем и составим план урока. Что мы должны узнать, чтобы самим собрать аптечку с лекарственными растениями?
1. Узнать, когда и почему люди стали использовать растения для лечения? 2. С какими лекарственными растениями мы познакомимся сегодня? 3. Ознакомиться с правилами сбора и хранения лекарственных растений.(Как?) 4. Выяснить, как применяются лекарственные растения.
СЛАЙД 4. -Вот по этим ступенькам мы и будем сегодня подниматься.
-Как вы думаете, когда зародилось лечение с помощью растений? -Где собирали лекарственные растения? -Как и где хранили? -Как вы думаете, как до нас дошли эти знания о свойствах растений? -Можно ли сейчас найти лекарственные растения в аптеке? -В каком виде он продаются? -Почему хранят в бумажных коробочках, пакетиках? -Какие лекарственные растения вы знаете? -Откройте учебник на с. 28 и Настя прочитает первый абзац. -Итак, на первую ступеньку мы с вами поднялись.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Береза высокая, а календула низкая, дуб раскидистый, а василек тоненький, к синему небу тянется, у липы цветки пахучие , а у ели иголки колючие.
-Теперь мы поработаем исследователями. Я предлагаю каждой группе по 6 баночек с уже высушенными лекарственными растениями ( это липа, валериана, календула, тысячелистник, подорожник и шиповник). Определите, во-первых, что это за растения, во-вторых, какая часть растения использована, и в-третьих, сделайте записи результатов исследования к себе в тетрадь.
-Проверяем. Отвечает первая группа и определяет растения в чашечках под номером 1 и 2. Сигнализируем светофором.
Отвечает вторая группа и определяет растения в чашечках под номером 3 и 4. Сигнализируем светофором.
Отвечает третья группа и определяет растения в чашечках под номером 5 и 6. Сигнализируем светофором.
Оцените свои работы. -Возвращаемся к плану. Вторая ступенька пройдена.
-Время-то бежит, а две ступеньки не пройдены, да еще аптечку собрать надо. Что же делать?
1 группа будет собирать аптеку по инструкции, которую я вам дам. 2 группа будет работать над вопросом «Как надо правильно собирать растения», а поможет ей книга «Великан на поляне». 3 группа сделает книжку-малышку «Лекарственные растения», используя наш учебник на с 30-31.
Защита каждой группы своего «мини-проекта».
-Оцените свою работу.
-Мы выполнили план, поставленный на уроке. Кроме того, чему еще учились на уроке? -Правильно, работать в группах, работать по плану, с новой информацией, рисовать схемы, исследовать, доказывать свою точку зрения.
— Приготовьте в продолжение нашей книги «Лекарственное растение» страничку о любом другом лекарственном растении. План, по которому вы будете делать эту страничку, я вам раздам. | Индивидуальная работа на карточках.
-Аптечка. -Лекарства. В школах, дома на предприятиях и др.
— Растения.
-Растения в домашней аптечке.
Дети высказывают свои предположения.
-В древности.
-На лугу, в лесу, в поле. -Высушивали. -Из поколения в поколение. -Продаются в высушенном виде в бумажных коробочках. Работа с учебником.
Работа с учебником.
Работа в группах.
— Работаем в группах.
Защита каждой группы своего «мини-проекта».
Дети оценивают устно.
Ответы детей. |
VIII.Мотивация к дальнейшей деятельности.
| -Ребята, что мы должны были узнать на уроке? — Чему научиться? -Как вы думаете, наши новые знания, умения работать в группе, с новой информацией, пригодятся нам на других уроках? | Дети вспоминают цели, поставленные в начале урока и делают вывод о том достигли они их или нет. |
XI. Рефлексия.
| -Поднимите руки, кто старался на уроке? А это самое главное! -Все запланированное на уроке мы выполнили, а теперь попробуйте дать небольшое интервью нашим гостям. Продолжите. Сегодня на уроке я узнал(а) ………………
-И в заключении нашего урока все могут попробовать фиточай. |
Ответы детей. |