Урок по окружающему миру по теме: «Наблюдение. Птицы»
Класс: 1
Учитель: Каркачева Инна Радиковна
Задачи:
-
Знакомство детей с разнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
-
Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи, среды обитания.
-
Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное.
-
Развитие способности делать выводы.
-
Работа со способностью воображения.
Оборудование:
Наглядное пособие: птицы.
Разрезные карточки с изображением клювов и лап птиц.
Семечки подсолнуха, орешки, стаканы с водой с камушками.
Карточки с изображением частей птиц.
План описания птицы.
Клей.
Бумага.
(На доске карточки с изображением птиц, с разной формой клюва)
— Назовите птиц, которые вы видите на доске?
— Назовите отличительные признаки птиц от других животных. (Тело покрыто перьями, 2 лапы, 2 крыла, есть клюв)
— Отличаются ли птицы между собой? Если отличаются, то чем? (Форма клюва (учитель обращает внимание на форму клюва), размер, окрас оперения, способ передвижения, питание, место обитания)
— Почему у птиц разное оперение мы разбирались на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим, почему у птиц разные клювы и лапы.
— Давайте подумаем, зачем птице клюв? (Чтобы добывать пищу, строить гнездо)
— Правильно. Гнездо мы с вами строить не будем, а вот попробуем поесть как птицы. Перед вами на столах лежат семена подсолнечника, орехи, в стакане вода с камушками.
— Достаньте семечко, орешек, камешек без помощи рук.
— У вас получилось?
— Чем можно было бы достать? (ногтями, молотком, ореходробилкой и т.д.
— Так бы сделал человек. А как бы это сделала птица?
— Откройте учебник на стр. 47-48.
(На доске появляются карточки с надписями названия вида пищи для птиц: фрукты и орехи; мясо; рыба; ягоды и семена; насекомые и их личинки. По ходу работы учитель открывает карточки с названием способа добывания пищи)
— Прочитаете название птиц. Что едят эти птицы?
— Что делает с пищей попугай? (Расколупывает)
— Что делает с пищей орел? (Хватает и разрывает)
— Что делает с пищей гусь, пеликан? (Процеживает воду)
— Что делает с пищей дятел? (Долбит)
— Что делает с пищей синица? (отрывает)
Способы добывания пищи
Расколупывает Хватает и разрывает Процеживает воду
фрукты и орехи мясо рыба
Долбит Отрывает
насекомые и их личинки ягоды и семена
— Какой вывод можно сделать?
— Так, почему у птиц разные клювы?
Вывод: Форма клюва зависит от того, каким способом птица добывает пищу, что птица есть.
(На доске КЛЮВЫ ——— ПИЩА)
Физминутка.
— С клювами мы разобрались, теперь поговорим, почему у птиц разные лапы?
— Давайте посмотрим на птиц в учебнике.
— Посмотрите на гуся, тупика, пингвина. Почему такими лапами удобно плавать? У каких птиц такие же лапы?
— Какие лапы у дятла? Почему? (Цепкие, чтобы цепляться за дерево и долбить дерево)
— Какие лапы у цапли? Почему? (Длинные, чтобы ходить по берегу и ловить лягушек)
— Какие лапы у гуся? Почему? (Лапы, как ласты, чтобы хорошо плавать)
— Зачем этим птицам нужны лапы именно такой формы? (Чтобы добывать себе пищу)
— Отчего зависит форма лап? (От способа добывания пищи и среды обитания)
— Сделайте вывод, от чего зависит форма клюва и лап?
Вывод: Форма клюва и лап зависит от способа добывания пищи, от среды ее обитания.
(На доске ЛАПЫ —— СРЕДА ОБИТАНИЯ)
Игра «Найди пару» Перед вами лежат конверты, в одном лежат изображения клювов, а в другом лап. Вы должны найти пару клюв + лапы.
(Группы доказывают свой выбор)
Игра «Несуществующая птица»
Теперь пришло время попробовать придумать несуществующую птицу.
У вас в конвертах лежат изображения разных частей разных птиц. Ваша задача с их помощью создать несуществующую птицу:
1 группа: Птицу, которая ест рыбу и передвигается по деревьям.
2 группа: Птицу, которая ест орехи и плавает.
3 группа: Птицу, которая ест мясо и живет в траве.
А затем описать эту птицу по плану.
План:
-
Как называется птица.
-
Где обитает птица.
-
Особенности птицы.
(Выступление групп)
Итог.
— Почему птицы отличаются друг от друга? От чего это зависит?
(От способа добывания пищи, среды обитания)
— Что вам понравилось на уроке?
— Что узнали нового?
— Что вызвало трудности?