Урок по окружающему миру по теме: «Наблюдение. Птицы»

Класс: 1

Учитель: Каркачева Инна Радиковна

Задачи:

  1. Знакомство детей с разнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

  2. Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи, среды обитания.

  3. Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное.

  4. Развитие способности делать выводы.

  5. Работа со способностью воображения.

Оборудование:

Наглядное пособие: птицы.

Разрезные карточки с изображением клювов и лап птиц.

Семечки подсолнуха, орешки, стаканы с водой с камушками.

Карточки с изображением частей птиц.

План описания птицы.

Клей.

Бумага.

(На доске карточки с изображением птиц, с разной формой клюва)

— Назовите птиц, которые вы видите на доске?

— Назовите отличительные признаки птиц от других животных. (Тело покрыто перьями, 2 лапы, 2 крыла, есть клюв)

— Отличаются ли птицы между собой? Если отличаются, то чем? (Форма клюва (учитель обращает внимание на форму клюва), размер, окрас оперения, способ передвижения, питание, место обитания)

— Почему у птиц разное оперение мы разбирались на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим, почему у птиц разные клювы и лапы.

— Давайте подумаем, зачем птице клюв? (Чтобы добывать пищу, строить гнездо)

— Правильно. Гнездо мы с вами строить не будем, а вот попробуем поесть как птицы. Перед вами на столах лежат семена подсолнечника, орехи, в стакане вода с камушками.

— Достаньте семечко, орешек, камешек без помощи рук.

— У вас получилось?

— Чем можно было бы достать? (ногтями, молотком, ореходробилкой и т.д.

— Так бы сделал человек. А как бы это сделала птица?

— Откройте учебник на стр. 47-48.

(На доске появляются карточки с надписями названия вида пищи для птиц: фрукты и орехи; мясо; рыба; ягоды и семена; насекомые и их личинки. По ходу работы учитель открывает карточки с названием способа добывания пищи)

— Прочитаете название птиц. Что едят эти птицы?

— Что делает с пищей попугай? (Расколупывает)

— Что делает с пищей орел? (Хватает и разрывает)

— Что делает с пищей гусь, пеликан? (Процеживает воду)

— Что делает с пищей дятел? (Долбит)

— Что делает с пищей синица? (отрывает)

Способы добывания пищи

Расколупывает Хватает и разрывает Процеживает воду

фрукты и орехи мясо рыба

Долбит Отрывает

насекомые и их личинки ягоды и семена

— Какой вывод можно сделать?

Так, почему у птиц разные клювы?

Вывод: Форма клюва зависит от того, каким способом птица добывает пищу, что птица есть.

(На доске КЛЮВЫ ——— ПИЩА)

Физминутка.

— С клювами мы разобрались, теперь поговорим, почему у птиц разные лапы?

— Давайте посмотрим на птиц в учебнике.

— Посмотрите на гуся, тупика, пингвина. Почему такими лапами удобно плавать? У каких птиц такие же лапы?

— Какие лапы у дятла? Почему? (Цепкие, чтобы цепляться за дерево и долбить дерево)

— Какие лапы у цапли? Почему? (Длинные, чтобы ходить по берегу и ловить лягушек)

— Какие лапы у гуся? Почему? (Лапы, как ласты, чтобы хорошо плавать)

— Зачем этим птицам нужны лапы именно такой формы? (Чтобы добывать себе пищу)

— Отчего зависит форма лап? (От способа добывания пищи и среды обитания)

— Сделайте вывод, от чего зависит форма клюва и лап?

Вывод: Форма клюва и лап зависит от способа добывания пищи, от среды ее обитания.

(На доске ЛАПЫ —— СРЕДА ОБИТАНИЯ)

Игра «Найди пару» Перед вами лежат конверты, в одном лежат изображения клювов, а в другом лап. Вы должны найти пару клюв + лапы.

(Группы доказывают свой выбор)

Игра «Несуществующая птица»

Теперь пришло время попробовать придумать несуществующую птицу.

У вас в конвертах лежат изображения разных частей разных птиц. Ваша задача с их помощью создать несуществующую птицу:

1 группа: Птицу, которая ест рыбу и передвигается по деревьям.

2 группа: Птицу, которая ест орехи и плавает.

3 группа: Птицу, которая ест мясо и живет в траве.

А затем описать эту птицу по плану.

План:

  1. Как называется птица.

  2. Где обитает птица.

  3. Особенности птицы.

(Выступление групп)

Итог.

Почему птицы отличаются друг от друга? От чего это зависит?

(От способа добывания пищи, среды обитания)

— Что вам понравилось на уроке?

— Что узнали нового?

— Что вызвало трудности?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here