Аннотация:
Урок-проект на тему «Русская трапеза» — урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Его цель – ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.
Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.. На уроке используется проектная деятельность В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока применяется мультимедийное оборудование.
Пояснительная записка
Автор: Сюзева Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ с. Совье Слободского района Кировской области
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1,3
Название материала: Конспект и презентация урока «Русская трапеза»
УМК : УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
учебник «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 3 класса.
Продолжительность использования презентации на уроке: в течение урока.
Предназначение:
-
для этапа объяснения новой темы на уроке;
-
для обобщения и закрепления пройденного.
Оборудование: интерактивная доска проектор, компьютер, толковые словари Ожегова, Ушакова, раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями, карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт»)
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Цель урока: знакомство с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.
Задачи:
Образовательные
-
Обеспечить в ходе занятия усвоение основных понятий
-
Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, представлять информацию в виде сообщения по теме
-
Развивающие
-
Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение
-
Формирование позиции активного слушателя
-
Формирование общеучебных умений
Воспитательные
-
Формирование позитивного отношения к слову, к отечественной культуре, к носителям этой культуры
-
Формирование коммуникативных умений школьников
Планируемые результаты: обобщение и систематизация знаний о русской кухне, создание сборника рецептов блюд русской кухни
Авторские комментарии: На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, работа в группах ; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и уроками ИЗО. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – беседа с использованием компьютерных слайдов; практические – создание сборника рецептов, составление рассказа и др.) способствуют включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше закрепить, систематизировать материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала. Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных — это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. Данный конспект и презентация могут использоваться во внеурочной работе и по другим программам обучения. Презентация оживляет урок, делает его более интересным и наглядным.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку — 27 слайдов.
Деятельность учеников | Формируемые УУД | ИКТ | |
1этап. Мотивация учебной деятельности( 2 мин). | |||
Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность | |||
Добрый день! Мы начинаем урок -проект окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Вспомним что такое проект? | Эмоциональный настрой учащихся. Работа со значением слова трапеза, работа со словарём.
| Личностные: мотивация учебной деятельности | 1-3 слайд |
2 этап. Постановка темы и цели урока ( 3 мин) | |||
Цель: определение темы урока | |||
Учитель контролирует и корректирует деятельность детей. Работа с интерактивной доской
| Дети определяют тему урока и самостоятельно ставят цель, обучающиеся исправляют ошибки в плане проекта -урока | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: -определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить еѐ словесно) |
4-8 слайд |
3этап. Актуализация знаний. ( 5 минут) | |||
Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Трапеза» | |||
Контроль учителя знаний обучающихся по правилам приёма пищи | Работа с карточками (приём «Инсерт», использование 2 знаков): | Познавательные: -перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) . Коммуникативные : -планирование учебного со- трудничества с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации | 9 слайд |
4 этап Работа по теме урока Трапеза ( 10 мин)
| |||
Цель: изучения новых знаний и способов деятельности. | |||
Контроль учителя, показ картин, работа с интерактивной доской | Выступление научных работников с сообщениями о хлебе, блинах, каше, ложке, напитках, Работа с картинами | Регулятивные: -контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. — рассказ — рассуждение; -пересказ; -формулирование ответов на вопросы учителя; -осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника). -вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, -совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 10-19 слайд
|
Физкульминутка( 2 мин) | |||
| Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные: мотивация учебной деятельности |
|
5 этап. Исследовательская работа в парах 13 минут). | |||
Цель: создание выступлений | |||
Знакомство обучающихся с алгоритмом работы, коррекция и помощь обучающимся | Учащиеся работают в группах по плану). 1 группа.стр 77-78 Выбрать из статьи учебника названия блюд, которые были на столе крестьянской семьи 2 группа изучит статью стр 81-82. «Богатый дом — обильная еда» 3 группа исследует фразеологизмы, связанные с пищей | Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков, -классификации объектов для создания нового продукта. Регулятивные: — осуществлять действия по реализации плана, прилагая . усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Коммуникативные: — доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалоги- ческой речи Личностные: самоопределение | 20 слайд |
6 этап. Итог урока. Рефлексия 10 мин | |||
Цель: подведение результатов. | |||
Работа с интерактивной доской . помощь обучающимся
| Выступление детей, показ картин. Защита. Рефлексия.
| Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалоги- ческой речи Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку дея- тельности класса, группы на уроке.
| 21-27 слайд |
Литература
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана — Граф, 2013г.
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
3.Виноградова Н.Ф..: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012, с. 29-30.
4. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана -Граф