Тема урока: Семья.
Егорова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Иж-Борискинская СОШ
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Цели урока: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: показать устройство, главные ценности семьи.
Раскрыть понятия: семья, брак, родословная, «дружная счастливая семья», фамилия.
Развивающие: развитие умения работать с текстом учебника, со словарем,
развивать умение поддержать беседу, вести диалог, развивать речь, память, внимание.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», доброту, ответственность.
Оборудование:
— мультимедийный проектор
— компьютер
— презентация для урока
— аудиозапись
-Учебник « Основы светской этики»
М.Т. Студеникин
-
План урока:
Ход урока.
1.Оргмомент. (1мин)Учитель:
Ребята, послушайте стихотворение Л.Куклина и сформулируйте тему нашего урока.
Очень люблю, когда все
Собираются.
Белою скатертью стол
Накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я
Мы называемся вместе семья.
2. Самоопределение деятельности.(3мин)
Учитель:
О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье)
Тема нашего урока: Семья ( слайд 1)
Мы с вами обсудим, как строится семья, на какие ценности она ориентируется.
Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)
Работа со словарем
Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Семья-это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами). ( Слайд 2)
3.Беседа по теме
Кто входит в состав семьи? (папа, мама, дедушка, бабушка, твои братья и сестры).
Попытаемся выяснить значение каждого члена семьи. (Слайд 3)
* папа – это покой, защита всей семьи.
* мама – это забота о семье.
* дедушка – это связь времен, связь отцов и детей.
* бабушка – самое теплое, доброе слово. Баба – бабушка самая уважительная женщина среди людей.
* брат и сестра — очень близкие родственники. Брат всегда защищал сестру, заботился о ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью.
Учитель:
Семья – это дом, в котором ты живешь, это твои мама и папа, братья и сестры . Они играют особую роль в нашей жизни. Именно в семье люди узнают о традициях и своего народа, своей страны, об основах веры.
Слово «семья» близко к числу «семь» и местоимению «я» — в семье должно быть семь маленьких человечков, таких же, как « я». Ведь на Руси семьи были большие, детей в них было человек семь, а то и больше.
4. Открытие новых знаний. (18мин)
Учитель. Как вы понимаете понятие «родословие» или родословная» ?
Родословие
Каждая семья имеет свою родословную.
Родословная – это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – древний родственник по роду. (слайд 4)
Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. (Слайд 5)
Учитель. А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?
— Знаете, откуда она родом?
Расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.
Реликвии
В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.
Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.
Учитель. Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.
Чтение стихотворения Р.Миннулина «Семейная реликвия» в учебнике с.126 .
Что напоминает автору «семейная реликвия»?
5.Физкультминутка(1мин)
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы — счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
6. Работа с учебником « Основы светской этики» М.Т. Студеникин с.127-129
Как зовут вас и членов вашей семьи? Знаете ли вы, что означают эти имена? Расскажите.
Давайте прочитаем в учебнике о происхождении имен с.127-128
Какие фамилии носят ваши семьи? Задумывали вы над тем, что такое фамилия?
Фамилия – это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.
Когда появились фамилии? Как они произошли?»
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.128-129.
Учитель. Как вы понимаете выражение «счастливая семья»? Какие общие черты счастливой семьи?
— любовь да совет.
— уважение и забота друг о друге.
— бескорыстная помощь.
Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья?
Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.
Чтобы сохранить и упрочить семью надо стараться соблюдать следующие правила: ( слайд )
Прочитайте притчу на с.132-133 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?»
7.Закрепление пройденного материала(10мин)
Закончи предложение
1 Семья – это
2. Брак – это
3.Отметь, какие понятия характеризуют семью? Добавь свои понятия:
-взаимоуважение; — забота;
-эгоизм; -любовь;
-ответственность; — первенство ;
——————————; ——————————;
3. Работа в парах — Составь пословицы:
В семье любовь да совет
Так и душа на месте.
Вся семья вместе,
Так и нужды нет.
Где любовь,
Прибавит разума-ума.
Добрая семья
Там горя нет.
В родной семье
И мышь храбра.
В своей норке
И каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
В своей норке и мышь храбра.4. Составь синквейн: Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).(1.Семья;2.счастливая, крепкая; 3.оберегает, поддерживает, ценит; 4.окружает материнской любовью; 5.семейство).^
-
Подведение итогов урока(4мин)
Ребята, какие качества необходимо воспитать в человеке, чтобы он создал счастливую семью?
Итак, семья — это великое благо, но и огромный труд. Основой семьи является — любовь, когда каждый член семьи готов пожертвовать ради другого. Семья, в которой царит уважение и любовь друг к другу, всегда будет прочной.
-
Домашнее задание (1мин) Слайд11
Задание по выбору
-
Составить генеалогическое древо своей семьи;
-
Нарисовать герб семьи, объяснить, что он обозначает.
-
Учитель: в конце урока раздаю детям памятки.
— Свято храни честь своей семьи.
— Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
— Подари родителям радость.
— Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Жизнь – это дорога, полная испытаний,
будь готов с честью пройти их.