Тема урока: Семья.

Егорова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Иж-Борискинская СОШ

Спасского муниципального района

Республики Татарстан

Цели урока: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: показать устройство, главные ценности семьи.

Раскрыть понятия: семья, брак, родословная, «дружная счастливая семья», фамилия.

Развивающие: развитие умения работать с текстом учебника, со словарем,

развивать умение поддержать беседу, вести диалог, развивать речь, память, внимание.

Воспитательные: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», доброту, ответственность.

Оборудование:

— мультимедийный проектор

— компьютер

— презентация для урока

— аудиозапись

-Учебник « Основы светской этики»

М.Т. Студеникин

План урока:

Ход урока.
1.Оргмомент. (1мин)

Учитель:

Ребята, послушайте стихотворение Л.Куклина и сформулируйте тему нашего урока.

Очень люблю, когда все

Собираются.

Белою скатертью стол

Накрывается.

Бабушка с мамой, папа и я

Мы называемся вместе семья.

2. Самоопределение деятельности.(3мин)

Учитель:

О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье)

Тема нашего урока: Семья ( слайд 1)

Мы с вами обсудим, как строится семья, на какие ценности она ориентируется.

Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

Работа со словарем

Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Семья-это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами). ( Слайд 2)

3.Беседа по теме

Кто входит в состав семьи? (папа, мама, дедушка, бабушка, твои братья и сестры).

Попытаемся выяснить значение каждого члена семьи. (Слайд 3)

* папа – это покой, защита всей семьи.

* мама – это забота о семье.

* дедушка – это связь времен, связь отцов и детей.

* бабушка – самое теплое, доброе слово. Баба – бабушка самая уважительная женщина среди людей.

* брат и сестра — очень близкие родственники. Брат всегда защищал сестру, заботился о ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью.

Учитель:

Семья – это дом, в котором ты живешь, это твои мама и папа, братья и сестры . Они играют особую роль в нашей жизни. Именно в семье люди узнают о традициях и своего народа, своей страны, об основах веры.

Слово «семья» близко к числу «семь» и местоимению «я» — в семье должно быть семь маленьких человечков, таких же, как « я». Ведь на Руси семьи были большие, детей в них было человек семь, а то и больше.

4. Открытие новых знаний. (18мин)

Учитель. Как вы понимаете понятие «родословие» или родословная» ?

Родословие

Каждая семья имеет свою родословную.

Родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний родственник по роду. (слайд 4)

Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. (Слайд 5)

Учитель. А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

— Знаете, откуда она родом?

Расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Реликвии

В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.

Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Учитель. Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.

Чтение стихотворения Р.Миннулина «Семейная реликвия» в учебнике с.126 .

Что напоминает автору «семейная реликвия»?

5.Физкультминутка(1мин)

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы — счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

6. Работа с учебником « Основы светской этики» М.Т. Студеникин с.127-129

Как зовут вас и членов вашей семьи? Знаете ли вы, что означают эти имена? Расскажите.

Давайте прочитаем в учебнике о происхождении имен с.127-128

Какие фамилии носят ваши семьи? Задумывали вы над тем, что такое фамилия?

Фамилия – это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.

Когда появились фамилии? Как они произошли?»

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.128-129.

Учитель. Как вы понимаете выражение «счастливая семья»? Какие общие черты счастливой семьи?

— любовь да совет.

— уважение и забота друг о друге.

— бескорыстная помощь.

Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? 

Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. 

Чтобы сохранить и упрочить семью надо стараться соблюдать следующие правила: ( слайд )

Прочитайте притчу на с.132-133 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?»

7.Закрепление пройденного материала(10мин)

Закончи предложение

1 Семья – это

2. Брак – это

3.Отметь, какие понятия характеризуют семью? Добавь свои понятия:

-взаимоуважение; — забота;

-эгоизм; -любовь;

-ответственность; — первенство ;

——————————; ——————————;

3. Работа в парах — Составь пословицы:

В семье любовь да совет

Так и душа на месте.

Вся семья вместе,

Так и нужды нет.

Где любовь,

Прибавит разума-ума.

Добрая семья

Там горя нет.

В родной семье

И мышь храбра.

В своей норке

И каша гуще.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
В своей норке и мышь храбра.

4. Составь синквейн: Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).(1.Семья;2.счастливая, крепкая; 3.оберегает, поддерживает, ценит; 4.окружает материнской любовью; 5.семейство).^

  1. Подведение итогов урока(4мин)

Ребята, какие качества необходимо воспитать в человеке, чтобы он создал счастливую семью?

Итак, семья — это великое благо, но и огромный труд. Основой семьи является — любовь, когда каждый член семьи готов пожертвовать ради другого. Семья, в которой царит уважение и любовь друг к другу, всегда будет прочной.

  1. Домашнее задание (1мин) Слайд11

Задание по выбору

  • Составить генеалогическое древо своей семьи;

  • Нарисовать герб семьи, объяснить, что он обозначает.

Учитель: в конце урока раздаю детям памятки.

— Свято храни честь своей семьи.

— Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

— Подари родителям радость.

— Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Жизнь – это дорога, полная испытаний,

будь готов с честью пройти их.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here