Урок предмета «Истоки».

Тема занятия: «Храм как образ Божественного мира».

8 класс.

Цель: раскрыть значение православного храма, как образа Божественного

мира.

Задачи:

Дать представление о символическом значении православного храма,

как образа Божественного мира.

Расширить знания детей о православном храме и его устроении.

Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.

Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие

предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа,

любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.

Ход урока.

I. Присоединение.

— Мне очень приятно видеть ваши добрые глаза, чувствовать, что ваши добрые сердца подготовились к встрече с очередным увлекательным путешествием к нашим истокам.

Этапы урока:

I. Подготовительный этап.

— Ребята на прошлом занятии мы начали изучать раздел, истоки образа. Скажите пожалуйста, сколько миров окружает человека? (Издавна считалось, что нас окружает три мира – Божественный, природный и человеческий).

— А какой мир вы ещё не назвали? (Мир образов).

— Что включает в себя мир образов? (Его рождает творческая деятельность человека. В человеке заложена неистребимая потребность выявлять и осознавать окружающие его миры, пропускать их через свою душу и сердце).

— Как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный? (Мир Божественный находится вне зрения человека, он не вмещается в человеческий разум, и лишь верующее сердце ощущает его).

II. Актуализация знаний.

Ребята, сейчас вы слышите звон колоколов, вы обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О храмах).

III. Сообщение темы занятия (1 слайд). Храм как образ божественного мира.

-Сегодня на занятии речь пойдёт о храме. — Поднимите руку, кто посещал храм? — Что вы видели в храме, на что обращали своё внимание? — Ребята, а никто из вас не обратил внимание на строение храма, на его архитектуру?

— Ребята, откройте тетрадь, на странице 9, перед вами таблица, где представлены архитектурные части храма, в конце урока вы должны подобрать к каждой части храма соответствующий Библейский образ и то, что он отображает. Будьте внимательны.

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа (рассказ учителя с использованием презентации).

Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, при всём бесконечном разнообразии их фасадов и интерьеров в них есть одна общая для всех идея. Идея эта заключается в том, что каждый храм – это Церковь, а Церковь по христианскому учению, — это Царство Христово. (Слайд 2). Белая церковь.

Православный храм выделяется среди прочих строений своим внешним видом, привлекая взгляды людей особенными и прекрасными очертаниями и формами, которые напоминают людям о небесном среди земной суеты. (Слайд 3). Храм в улице.

Русские храмостроители сумели воплотить эту идею в особых (Слайд 4) Несколько фотографий. архитектурных образах (через планировку, форму, объёмы). Древние храмы имели четыре стены, строго сориентированные на четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Это не только напоминало о том, что Церковь вмещает в себя весь видимый земной мир, но и том, что она обращена ко всем народам. По Библейскому преданию, после всемирного потопа мир был разделён на четыре части между сыновьями праведника Ноя.

Особое значение в храмовой архитектуре придаётся восточной стене,

(Слайд 5). Восточная часть храма. так как по церковному воззрению Восток – «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был на востоке. Более того, именно на востоке восходит Солнце. И в христианских текстах Спаситель часто именуется «Солнцем правды, идущим с высоты востока». (Слайд 6). Спаситель в облаках. Поэтому к восточной стене храма пристраивался алтарь. И об алтаре нам расскажет Сыпко Виктория.

Доклад 1 ученик.

— В переводе на русский язык «алтарь» означает «высокий жертвенник». (Слайд 7). Алтар1. Именно в алтаре во время богослужения приносится бескровная жертва (священник маленьким копьём извлекает частицы из просфор и складывает их в Чашу). Именно алтарь возвышается над уровнем пола других частей храма. И, наконец, именно в алтарное окно проникает первый луч света (Слайд 8) Луч в окно. Самое важное место в алтаре – престол – особо освещённый (Слайд 9) Алтарь 2 четырёхугольный стол, на котором совершается Божественная Литургия и незримо присутствует Сам Бог. В центре алтаря, на престоле, хлеб и вино, находящиеся в Чаше (Слайд 10) чаша, превращаются в Тело и Кровь Спасителя и преподаются верующим во время причастия как источник бессмертия.

Алтарь – это ещё и образ рая. В центре рая находилось древо жизни, плоды которого давали жизнь вечную. (Слайд 11) древо. Сейчас о древе жизни напоминает изображение виноградной лозы, которая помещается на царских вратах, ведущих в алтарь. (Слайд 12) врата. Исследователями русского зодчества давно подмечено, что в древних храмах нередко эти врата называли не царскими, а райскими.

Учитель: Спасибо за сообщение. Вывод: Алтарь часть Церкви, который возвышается над уровнем пола других частей храма, в алтаре находится престол, на котором совершается Божественная Литургия и находится Чаша с Телом и Кровью Спасителя. Алтарь – это образ рая, где отражается жизнь вечная.

— Если Восток – это «страна живых» и место райского блаженства, то Запад – страна умирающего Солнца, обиталище мёртвых, область мрака и тьмы. (Слайд 13) Западная часть храма. Примечательно, что Голгофа – холм, (Слайд 14) Холм Голгофа на котором Христос – Спаситель принимал свою смерть, находилась в долине смерти, а сама долина была на западе Иерусалима и уходила потом пустынную даль к берегам Мёртвого моря (Слайд 15) Мёртвое море. Не удивительно, что возник обычай именно здесь, у западной стороны храма совершать захоронения. На самой стене нередко помещают изображения Страшного Суда и ада (Слайд 16).

Средина же храма есть область земного пространства, над которой распростёрся купол, символизирующий небо (Слайд 17). А как же отобразить то, что жизнь всех живущих и верующих держится, как на столпах, на Церкви? Творческое воображение церковных зодчих подсказало – нужно в образах представить всю историю Церкви.

Так возникла мысль о создании в церкви иконостаса (Слайд 18).

— Ребята, а как вы думаете, почему в православной традиции иконостас именуют богословием в образах? На этот вопрос нам даст Сыпко Вика.

Доклад 2 ученик.

Иконостас представляет всю библейскую историю человечества до и после прихода Христа в мир. В больших храмах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон (ярусов) (Слайд 19) Пятирядный иконостас. Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний ярус называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, находятся царские врата. Стоя перед царскими вратами мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее – местную икону. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божьей Матери, левее — другие иконы. Второй от низа ряд праздничный, он содержит изображения событий земной жизни Христа, ставшие основой главнейших праздников Церкви: Рождество Христово, Крещение, Преображение и др. Третий ряд, апостольский включает образы учеников Христа – апостолов первозванного Андрея, Петра, Павла, Иакова и др. Четвёртый ряд пророческий в нём расположены иконы пророков Ветхого Завета. Пятый ряд, самый верхний – праотеческий содержит лица самых отдалённых времён: Адам и Ева, праведник Ной с сыновьями и другие.

Учитель. Спасибо за сообщение. Вывод: Итак иконостас это  алтарная  перегородка, на которой в образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути Спасителя.

— Ребята, на стенах храма изображены важнейшие события церковной истории (Слайд 19), а на четырёх столбах помещаются те (Слайд 20) представители Церкви, которые были её верными столпами, — апостолы, мученики, епископы, подвижники. В Библии сказано Духом Божиим: «Побеждающего сделаю столпом в Храме Бога Моего».

Над четырьмя столбами храма (Слайд 21), там, где по своей архитектурной форме они напоминали арку (в русском зодчестве это называется парусом), храмостроители помещали образы четырёх евангелистов – Марка, Луки, Матфея и Иоанна (Слайд 22).

Подумайте, почему в православном храме образы евангелистов помещены на «парусах»? (Потому что на парусах изображаются   четыре евангелиста, распространивших Евангелие на четыре стороны света, а Евангелие, это и есть учение Христа ).

Доклад 3 ученик.

Венчал всё храмовое пространство образ Христа-Вседержителя (Слайд 23) Образ Христа Вседержителя, размещённый на внутренней полусфере купола. Важно, что снаружи над этим изображением возвышались шея и глава храма (в архитектуре это нередко именуют барабаном и куполом) (Слайд 24) Барабан и купол. И тогда весь храм чем-то напоминал человека: корпус храма – тело, барабан – шея, а купол – глава. Христос есть Глава Церкви – вот смысл этого архитектурного образа (слайд 25).

Учитель: Спасибо.

Конечно, ребята, храмовая архитектура весьма разнообразна, но в любом православном храме творческой силой верующего ума и сердца отражен образ Вселенной и ёё Творца.

V. Индивидуальный этап.

— Открываем тетради, работаем индивидуально.

VI. Работа в четвёрке.

(Слайд 26).

VII. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Ребята, подумайте, как творчество создателей храма отображает образы Божественного мира, как помогает постичь красоту мира горнего?

(Внутренний вид храма в целом своем составе являет образ горнего мира, куда устремляются взоры верующего. Образы Горнего мира отражены в иконописи, в архитектуре и убранстве Храмов, соборов, в рассказах и описании жития святых. 
Но для создателей (начинателей) обязательно особое Божие откровение.)

— Как создатель храма становится творцом, способным отобразить Небесный, невидимый мир?

Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.

VIII. Рефлексия.

— Как творчество иконописцев, создателей храмов раскрывает образы Божественного мира?

(Иконописец, должен строго придерживаться определённых правил (канонов), при создании образов. Искусство иконописца боговдохновенно. Бог – первый и главный учитель иконописца.)

— В чём вы видите красоту этих образов? Что помогло вам увидеть эту красоту?

— Что нового вы узнали для себя в ходе данного тренинга?

IX. Ресурсный круг. Ребята наше занятие подходит к концу и я бы его хотела завершить ресурсным кругом, при этом передавая вам образ Спасителя. Скажите:

— Что вы видите находясь в храме?

— Что вы слышите находясь в храме?

— Что вы чувствуете находясь в храме?

— Что вы видите, слышите и чувствуете, находясь в храме?

— Какие образы у вас возникают?

Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

Так много дорог разных самых

Раскинула жизнь предо мной…

Дорога, ведущая к храму,

Была незаметной тропой.

Ходила – бродила, устала,

Присела без сил на пенек.

Но меньше, к несчастью не стало

Прекрасных широких дорог.

Идти бы (да Бог с него – с верой!)

К высоким земным берегам,

Где слава, богатство, карьера –

Тобою воздвигнутый «храм»…

Траву у широкой дороги

Слегка подкосил ветерок…

И сами вдруг выбрали ноги

Одну среди сотен дорог

И двинулись к цели упрямо

Теперь уж с пути не свернуть…

Дорога, ведущая к храму –

Единственно правильный путь.

(Слайд 27).

Экспертная оценка.

Архитектурные части храма

Библейский образ

Что образ отображает?

Четыре стена храма

Мир, разделённый на четыре части между Ноем и его сыновьями

Церковь вмещает в себя земной мир и обращена ко всем народам

Восточная стена храма

«Страна живых» и райского блаженства

Рай был на востоке

Алтарь

Образ рая

Жизнь вечная

Иконостас

Библейская история человечества. Богословие в образах

В образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути спасения

Западная стена храма

Область мрака и тьмы

Изображение страшного суда и ада

Купол

Образ – Христа Вседержителя

Христов есть Глава Церкви

Столбы

Апостолы, мученики, епископы, подвижники

Жизнь всех живущих и верующих держится на столпах

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here