Урок ОРКСЭ в 4 классе
Модуль Основы мировых религиозных культур
УМК «Школа России»
Никитенко Наталья Александровна.
учитель начальных классов МБОУ «Саскалинская СОШ»
высшей квалификационной категории
Тема Семья
Цель: Дать представление об отношении к семье традиционных религий России.
Задачи
-
Формировать отношение к семье как значимой ценности в жизни каждого человека.
-
Формировать уважительное отношение к членам семьи.
-
Формировать навыки самостоятельности в мыслительной сфере.
-
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-
Формировать УУД.
-
Расширять кругозор учащихся.
Используемые образовательные технологии: обучение в диалоге, игровая технология, технологией использования типовой схемы учебного занятия
Деятельность и предполагаемые ответы учащихся | ||
Организация класса | ||
Вводная беседа | ||
-Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках.
-А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»? — Каким словом можно назвать людей, живущих рядом? — Какими качествами по-вашему должны обладать люди, живущие в семье?
| Любовь, доброта, милосердие, совесть, взаимовыручка, честность, порядочность, товарищество, и т. д. — Члены семьи, соседи, друзья, окружающие и т.д — Семья. — уважение, терпение, любовь, взаимовыручка и.т.д | |
Актуализация знаний о семье | ||
— Что такое семья? — Для чего люди создают семью?
-Назовите членов своей семьи.
-Чем они отличаются друг от друга? -Семья – это, как правило, несколько поколений людей. У каждого свой жизненный опыт, привычки, характер, вкусы. Иногда из-за этого в семье возникает непонимание, ссоры. — Вспомните, какие художественные произведения, связанные с семейными неурядицами вы читали на уроках литературного чтения, дома.
-Что осуждается в этих произведениях?
| Выражение из словаря:
— семью создают для того, чтобы быть рядом с тем человеком, которого любишь. Для продолжения рода. — Мама, папа, братья, дедушки, бабушки, тёти и т. д.
— Возраст, привычки и т. д.
— В.Осеева «Бабка», «Волшебное слово», Н.Артюхова «Саша – дразнилка». Л. Толстой «Старый дед и внучек» и т. д.
Недостойное поведение по отношению к родителям; неуважение к окружающим людям в семье. | |
Работа с художественными произведениями | ||
-Давайте вспомним сюжет басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». — Что осуждается в этом произведении? -Какую библейскую заповедь нарушили родители мальчика?
— Можно ли эту заповедь считать моралью этой басни? — Как же должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы радостнее было жить? — Послушайте болгарскую сказку «Дубовая бочка» и попробуйте дополнить свои ответы.(Сказку читает учитель. ) — Какова главная мысль этой сказки? -Есть ли в русской литературе произведение, которое повторяет главную мысль этой сказки? -Сделайте выводы о том, как же должны относиться друг к другу члены семьи . — О взаимоотношениях в семье писали и пишут не только прозаики, но и поэты. Если вас заинтересовала тема семьи в литературе, то попробуйте дома найти стихотворения о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания) | Читает заранее подготовленный ученик. -Чёрствость, неуважение и т.д. — Почитай отца своего и мать свою, (чтобы продлить дни твои на Земле, которую Господь Бог даёт тебе.).
Ответы детей.
— Все члены семьи должны быть дружными, помогать друг другу.
— Да. Л.Н.Толстой «Старик и сыновья».
| |
Работа с учебной статьёй | ||
-Каждый из вас имел возможность высказать свою точку зрения относительно семьи. А как же относятся к семье традиционные религии России? ( Чтение учебной статьи учащимися вслух с остановками в конце каждого абзаца и комментариями учителя). -Как вы понимаете прочитанное? -Можете ли привести примеры, подтверждающие прочитанное? -Что из прочитанного кажется непонятным? |
| |
Осмысление прочитанного | ||
— Каждая религия в понятие «брак» — создание семьи вкладывает особое значение. Попробуйте, прочитав статью ещё раз выделить эти значения и записать их. (Как вариант – сделать пометки на полях учебника)
— Почему же во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? — О семье как о ценности можно найти мысли и в устном народном творчестве. Попробуйте дома пословицы о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания.) | Христианский брак – школа любви, иудаизм – одна из главнейших заповедей, ислам – обязанность, буддизм – ответственность.
Во всех религиях семья считается важнейшей ценностью потому что, именно в семье люди узнают о традициях народа, своей страны, об основах веры. | |
Обсуждение дополнительных фактов | ||
-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете? (15 мая -Международный день семей, 8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня — День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца (в США), первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек»(Франция) — День семьи в России отмечается 8 июля неслучайно. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать из этого видеофрагмента. — Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок? — Что символизируют лепестки цветка? -На чём держатся лепестки? — Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? — Что же символизирует сердцевинка? — Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью? — запишите эти ценности на лепестках ромашки |
Ответы детей.
— Членов семьи. — На сердцевинке. — Он погибнет. — Ценности, на которых основывается семья. | |
Подведение итогов. Рефлексия. | ||
-Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, заповедь и ответственность, нежность и справедливость. У вас была возможность высказаться, послушать других. Что- то вы готовы принять, а что- то вам кажется неприемлемым. — сейчас вы можете выразить своё мнение об уроке. Выберите из набора слов, слова, которые выражают ваше мнение об уроке. |
Ученики выполняют задание, озвучивают свои работы. Свой ответ предлагается закончить фразой «Я не знал…., теперь я знаю…» | |
Индивидуальное домашнее задание | ||
— Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи. -Найти и прочитать стихотворения о семье. -Найти информацию о Петре и Февронии и подготовить небольшое сообщение. |
| |
|
|
|