Урок ОРКСЭ в 4 классе

Модуль Основы мировых религиозных культур

УМК «Школа России»

 Никитенко Наталья Александровна.

  учитель начальных классов МБОУ «Саскалинская СОШ»

высшей квалификационной категории 

Тема Семья

Цель: Дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

Задачи

  • Формировать отношение к семье как значимой ценности в жизни каждого человека.

  • Формировать уважительное отношение к членам семьи.

  • Формировать навыки самостоятельности в мыслительной сфере.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Формировать УУД.

  • Расширять кругозор учащихся.

Используемые образовательные технологии: обучение в диалоге, игровая технология, технологией использования типовой схемы учебного занятия 

Стимулирующие вопросы и задания учителя

Деятельность и предполагаемые ответы учащихся

Организация класса

Вводная беседа

-Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках.

-А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»?

— Каким словом можно назвать людей, живущих рядом?

— Какими качествами по-вашему должны обладать люди, живущие в семье?

Любовь, доброта, милосердие, совесть, взаимовыручка, честность, порядочность, товарищество, и т. д.

— Члены семьи, соседи, друзья, окружающие и т.д

— Семья.

— уважение, терпение, любовь, взаимовыручка и.т.д

Актуализация знаний о семье

— Что такое семья?

— Для чего люди создают семью?

-Назовите членов своей семьи.

 

 -Чем они отличаются друг от друга?

-Семья – это, как правило, несколько поколений людей. У каждого свой жизненный опыт, привычки, характер, вкусы. Иногда из-за этого в семье возникает непонимание, ссоры.

— Вспомните, какие художественные произведения, связанные с семейными неурядицами вы читали на уроках литературного чтения, дома.

-Что осуждается в этих произведениях?

 

Выражение из словаря:

— семью создают для того, чтобы быть рядом с тем человеком, которого любишь. Для продолжения рода.

— Мама, папа, братья, дедушки, бабушки, тёти и т. д.

— Возраст, привычки и т. д.

 

 

— В.Осеева «Бабка», «Волшебное слово», 

Н.Артюхова «Саша – дразнилка». Л. Толстой «Старый дед и внучек» и т. д.

Недостойное поведение по отношению к родителям; неуважение к окружающим людям в семье.

Работа с художественными произведениями

-Давайте вспомним сюжет басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

— Что осуждается в этом произведении?

-Какую библейскую заповедь нарушили родители мальчика?

 

— Можно ли эту заповедь считать моралью этой басни?

— Как же должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы радостнее было жить?

— Послушайте болгарскую сказку «Дубовая бочка» и попробуйте дополнить свои ответы.(Сказку читает учитель. )

— Какова главная мысль этой сказки? 

-Есть ли в русской литературе произведение, которое повторяет главную мысль этой сказки? 

-Сделайте выводы о том, как же должны относиться друг к другу члены семьи .

— О взаимоотношениях в семье писали и пишут не только прозаики, но и поэты. Если вас заинтересовала тема семьи в литературе, то попробуйте дома найти стихотворения о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания)

Читает заранее подготовленный ученик.

-Чёрствость, неуважение и т.д.

— Почитай отца своего и мать свою, (чтобы продлить дни твои на Земле, которую Господь Бог даёт тебе.).

 

 

Ответы детей.

 

 

— Все члены семьи должны быть дружными, помогать друг другу.

 

— Да. Л.Н.Толстой «Старик и сыновья».

 

Работа с учебной статьёй

-Каждый из вас имел возможность высказать свою точку зрения относительно семьи. А как же относятся к семье традиционные религии России?

( Чтение учебной статьи учащимися вслух с остановками в конце каждого абзаца и комментариями учителя).

-Как вы понимаете прочитанное?

-Можете ли привести примеры, подтверждающие прочитанное?

-Что из прочитанного кажется непонятным?

 

Осмысление прочитанного

— Каждая религия в понятие «брак» — создание семьи вкладывает особое значение. Попробуйте, прочитав статью ещё раз выделить эти значения и записать их. (Как вариант – сделать пометки на полях учебника)

— Почему же во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?

— О семье как о ценности можно найти мысли и в устном народном творчестве. Попробуйте дома пословицы о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания.)

Христианский брак – школа любви, иудаизм – одна из главнейших заповедей, ислам – обязанность, буддизм – ответственность.

  

 

Во всех религиях семья считается важнейшей ценностью потому что, именно в семье люди узнают о традициях народа, своей страны, об основах веры.

Обсуждение дополнительных фактов

-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?

(15 мая -Международный день семей,

   8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня  — День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца (в США), первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек»(Франция)

— День семьи в России отмечается 8 июля неслучайно. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать из этого видеофрагмента.

— Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок?

— Что символизируют лепестки цветка?

-На чём держатся лепестки?

— Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

— Что же символизирует сердцевинка?

— Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?

— запишите эти ценности на лепестках ромашки

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

    

— Членов семьи.

— На сердцевинке.

— Он погибнет.

— Ценности, на которых основывается семья.

Подведение итогов. Рефлексия.

-Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, заповедь и ответственность, нежность и справедливость. У вас была возможность высказаться, послушать других. Что- то вы готовы принять, а что- то вам кажется  неприемлемым.

— сейчас вы можете выразить своё мнение об уроке. Выберите из набора слов, слова, которые выражают ваше мнение об уроке.

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задание, озвучивают свои работы. Свой ответ предлагается закончить фразой «Я не знал…., теперь я знаю…»

Индивидуальное домашнее задание

— Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи.

-Найти и прочитать стихотворения о семье.

-Найти информацию о Петре и Февронии и подготовить небольшое сообщение.

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here