Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №810
города Москвы
Конспект урока ОРКСЭ
(модуль Светская этика)
в 4 классе
«Стыд, вина и извинение»
Подготовила учитель начальных классов
Небольсина Яна Игоревна
Москва
2014
Цель: знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение», «великодушие» обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии.
Задачи: Развивать речь, мышление, воображение учащихся, умение работать с иллюстрацией. Расширение кругозора.
Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк просвещение — 2013 г, репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка, портрет В. А. Сухомлинского, карточки с задание для работы в парах.
Тема: Стыд, вина и извинение.
Организационный момент.
Приветствие.
Повторение пройденного материала.
По традиции начнем наш урок с проверки домашнего задания.
На прошлом уроке вы смотрели учебный фильм о Конфуции. Расскажите об этом великом философе древности.
Ответы учащихся.
Я прочла ваши сообщения в интерактивном пространстве, особенно хочу отметить работы…
Кто бы хотел сказать несколько слов о Фалесе? О Сенеке?
Ответы учащихся.
Молодцы!
Подведение к формулировке темы урока.
А теперь прослушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского, который называется «Стыдно перед соловушкой». Портрет Сухомлинского вы видите на доске. Кто знает, чем знаменит Василий Александрович?
( Чаще всего дети не знают ответа на данный вопрос, они высказывают свои предположения.)
Сухомлинский был талантливым педагогом, он создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на признании личности ребёнка самой главной ценностью, на которую должно быть ориентировано всё в обучении.
Как вы понимаете данное высказывание?
Ответы учащихся.
Внимательно послушайте сам рассказ, который подведет вас к формулировке темы сегодняшнего урока.
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Почему Лиде стало стыдно?
Что такое стыд?
В каких случаях людям бывает стыдно?
Что вы чувствуете, когда испытываете стыд?
Ответы учащихся.
Какова тема сегодняшнего урока?
Ответы учащихся.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 44.
Запишите в тетрадь тему урока.
Что такое вина?
Чем отличаются друга стыд и чувство вины?
Что такое извинение?
Трудно ли вам попросить прощения?
Как вы обычно это делаете?
Что такое прощение?
Бывают ли случаи, когда вам не хочется прощать обидчика?
Что такое великодушие?
(После каждого вопроса ответы учащихся).
В параграфе 21 учебника даны подробные объяснения изучаемых нами понятий. Внимательно прочтите основной текст на странице 44 – 45 и выпишите в тетрадь определение понятий «стыд» и «вина».
Прочтите выписанные вами определения.
Ответы учащихся.
Работа с репродукцией картины.
Рассмотрите иллюстрацию картины Ф. Решетникова «Опять двойка» на странице 44.
Сначала опишите только то, что вы видите, не думая о сюжете.
А теперь расскажите сюжет картины, здесь уже можно пофантазировать.
Ответы учащихся.
На странице 45 вы видите фрагменты картины.
Расскажите о каждом персонаже, что у них общего, чем они отличаются друг от друга.
Какие чувства выражают лица персонажей картины?
Объясните почему.
Понравилась ли вам картина?
Возникали ли у вас подобные ситуации?
Ответы учащихся после каждого вопроса.
Групповая работа.
Вы видите на каждой парте карточки. Из каждой пары карточек необходимо составить пословицу. Соедините начало и конец пословицы (работа в парах).
хоть голову снесть | |
За совесть да за честь | и при большом уме не проживешь. |
Не смерть страшна | а стыда не нажили. |
Без совести и | стыд страшен. |
Учащиеся озвучивают свои варианты пословиц, записывают правильные варианты в тетрадь.
Домашнее задание:
Подберите как можно больше фраз, которые можно использовать, когда вы хотите попросить прощения и ответов на них. Разместите ваши варианты в интерактивном пространстве.
Прочтите рассказ Льва Толстого «Косточка» и подготовьте вопросы по этому рассказу, которые зададите друг другу.
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Ответы учащихся.
Поднимите руку те, кто хорошо поработал сегодня на уроке.
Поднимите руку, кто считает, что был сегодня недостаточно активен.
Я отмечу тех, кто был очень активен…
Спасибо за внимание!
Интернет ресурсы, использованные в работе:
http://www.razumniki.ru/stydno_pered_solovushkoy_suhomlinskiy.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%F5%EE%EC%EB%E8%ED%F1%EA%E8%E9,_%C2%E0%F1%E8%EB%E8%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7
http://www.schsite.ru/verhnyayatura-sch19/2d349cff-8ad6-43fb-a9ae-5f298d3f368a
http://sovetprosto.ru/uchebnoe/konspekt-zanyatiya-styd-vina-i-izvinenie-modul-osnovy-svetskoi-etiki/