Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Рабочая учебная программа
4 класс
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса , изучается в объеме 1 часа в неделю (всего 34 часа)
Задачи курса:
-
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
-
Активизация познавательной активности школьников.
-
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
-
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
-
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемые результаты:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
— Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
— Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
— Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди — и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
— Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
— коллективная
— групповая
— индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
-
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-
ни одна культура не может быть лучше другой,
-
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
— целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
— активизация познавательной активности школьников;
— создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную. .
Все обозначенные выше формы организации призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» — 34 часа
Тема урока | Планируемые результаты (что должны знать, уметь)
| Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные | Приемы и методы преподавания | Виды деяте льности | Способы и формы оценки дости- жения этих результатов | Литература
ЦОР
Интернет | ||||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||||||||||||
1. | Россия – наша страна | Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. | Урок изучения нового материала смешанный урок | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге | Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ | Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru — Игнатьева А.П. ( герб, флаг, гимн и т.д.) ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. | |||||||
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) | ||||||||||||||
2. |
Что такое светская этика? | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективный,индивидуальный,групповой | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации | Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». | |||||||
3. | Мораль и культура | Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективный, индивидуальный, работа в парах | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари. | |||||||
4. | Особенности морали. | Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари. | |||||||
5. | Добро и зло. | Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
| Урок усвоения новых знаний.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». | |||||||
6. | Добро и зло. | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
| Урок совершенствования знаний, умений , навыков. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. | Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики. | |||||||
7. | Добродетель и порок | Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Коллективный, индивидуальный групповой | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7. | |||||||
8. | Добродетель и порок | Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Коллективный, индивидуальный групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. |
Свобода и моральный выбор человека | Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
| Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Коллективныйиндивидуальный групповой | Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (дз.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. | |
10 | Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. | Урок совершенствования знаний | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа | Коллективныйиндивидуальный групповой | Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. |
Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективныйиндивидуальный групповой | Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. | Пословицы о долге, только ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь | |
12. | Справедли вость | Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. | Урок изучения нового материала. Комбинированный. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа | Коллективный,индивидуальный, групповой | Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12. |
Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. | Урок изучения нового материала. Комбинированный. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный групповой | Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . | |
14. | Дружба | Знание, понимание и принятие личностью ценностей:друг, дружба. | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. | Коллективный, индивидуальный групповой | Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе. |
15. | Что значит быть моральным | Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам «нравственность», «мораль», «гуманизм», «духовность», Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу. | Урок систематизации знаний. Урок-диспут. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. | Коллективный, индивидуальный групповой, работа в парах. | Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. |
Творческие работы учащихся. | Развитие способнос- ти учащихся общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков | Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | Коллективный, индивидуальный групповой | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. | |
17. | Презента-ция творческих работ | Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. | Урок подведения итогов изучения курса. | Урок-праздник. | Индивидуальный, групповой. | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. |
Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества |
Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
| Урок усвоения новых знаний | Беседа; коммен- тированное чте- ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге | Коллективный, индивидуальный групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба
| |
19 | Нравственный поступок | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | фронтальный, групповой | Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск |
20
| Золотое правило нравственности
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. | Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, работа в группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск
|
21 | Стыд, вина и извинение. |
Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. | Коллективный, индивидуальный | Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск |
22 | Честь и достоинство | Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. | Коллективный, индивидуальный | Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск |
23 | Совесть. | Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана | Коллективный, работа в группах.
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск |
24-25 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
| Комбинированный | Работа с иллюстративным материалом;беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный Работа в группах | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» |
26 | Джентльмен и леди. | Развитие способнос- ти общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск |
27 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов |
28 | Этикет | Развитие этических чувств и норм.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана | Коллективный, индивидуальный Работа в группах | Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации
|
29 | Семейные праздники | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках
|
30 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
| Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск
|
31 | Любовь и уважение к Отечеству | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
| Урок обобщения знаний, умений и навыков | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа | ЦОР — Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск
|
32 | Подготовка творческих проектов | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда | Урок-подведение итогов изучения курса | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. | Работа в группах, индивидуальный | Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом |
|
33-34 | Выступления уч-ся со своими творческими работами | Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. |
| Урок-праздник | Индивидуальный групповой | Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
| Презентации детей |