ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Предмет | Светская зтика | Класс | 4 | ||
Тема урока | Стыд, вина, извинение. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
| овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
| развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
| |||
Решаемые учебные проблемы | 1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда. 3. Уважительное отношение к окружающим. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями, печатная тетрадь « Основы светской этики» набор цветной бумаги, таблица Эдварда де Боно.
| ||||
Образовательные интернет-ресурсы |
| ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. | |||||
Деятельность учителя -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Карточки-задания по теме «Золотое правило нравственности» | Деятельность обучающихся — Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы . | ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя
— Почему мальчик заплакал? — Как вы понимаете слово стыд?
— О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока) | Деятельность обучающихся . — Потому что ему стало стыдно. Учащиеся предлагают варианты. -О чувстве стыда. | ||||
3. ЭТАП целеполагания — -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов. -Что может вызвать у человека чувство стыда?
| |||||
Деятельность учителя 1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». — Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя. —Что выражает взгляд матери? — Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
— Что можете сказать о младшем брате? — Кто является главным героем? — Какие чувства испытывает мальчик? — Как вы думаете, почему? — Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? — Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски. -Какие поступки вызывают чувство стыда? — Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? | Деятельность обучающихся — На стуле сидит мама с грустным лицом. — Осуждающим взглядом смотрит сестра. -На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом. -Мальчик -Стыд, вину, огорчение, обиду. -Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки. — Серые, тёмные, мрачные.
-Когда сделаешь что-то плохое.
— Да комментирование нескольких детских ситуаций)…. | ||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. 1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | |||||
Деятельность учителя 2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. -Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда? -Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? -Что значит прощать других людей? Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? — Почему важно прощать других? Вывод. Работа по схеме: Расположите слова по порядку — Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. —Стыд- ответственность перед людьми. — Вина— ответственность перед собой. — После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок. — Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. — Когда человек извиняется, наступает прощение.
| Деятельность обучающихся. СТЫД — чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести) Читают пример на с. 45 уч., рассуждают Заслушиваются примеры учащихся. -Испытываем чувство вины. -Признать свою вину, извиниться. —Прощать -это значит не держать обиды на другого человека. -Извиниться перед тем, кого обидел.
-Его тоже будут прощать. Составляют схему с комментированием. | ||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
| |||||
Деятельность учителя Работа над этикетными словами. — Вежливые слова. -Ребята, когда принято извиняться? — Какие слова можно сказать извиняясь? А теперь давайте рассмотрим — 5 шагов к правильному извинению Комментирование учителя
• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
Что ещё важно помнить при извинении? — Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. — Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». — Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Как называют человека, который может простить, забыть обиды? (Чтение последнего абзаца учебника). -Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души. -Работа в печатной тетради | Деятельность обучающихся Читают по очереди.
| ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя 1. Игра «Доскажи словечко» -Легче на душе становится, когда тебя …. -Прощение дает нам свободу от чувства… -Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокау.).
2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их. -Доброму человеку бывает стыдно -Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны -Стыд перед людьми — хорошее чувство -Когда человек краснеет -Нет стыда признаться человеку
| Деятельность обучающихся
…прощают …вины
…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору
но лучше всего стыд перед самим собой -начинается его более благородное я -в своей ошибке -даже перед собакой -тем беспечнее к ним относишься | ||||
| |||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
| |||||
Деятельность учителя «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой — О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей) А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение : Я узнал, что … . 1 Работа по таблице Эдварда де Боно -Перед вами на столах лежит таблица, вам необходимо её заполнить и показать мне.
| Деятельность обучающихся
Комментируют высказывание.
Высказывают свои впечатления об уроке.
| ||||
8 ЭТАП Домашнее задание 1.Стр. 44-45 учебник, читать, отвечать на вопросы. 2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока. 3. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ. 4. Печ. т.: стр. 21, ур.21, задание 3,4.
|