Урок ОРКСЭ

Модуль Основы православной культуры

Тема: «Милосердие и сострадание»

4 класс

Урок с использованием ИКТ

МБОУ ООШ № 12

Муниципальное образование

Темрюкский район пос.Виноградный

Учитель: Казимирова Е.И.

2012 г.

Конспект урока

Автор: Казимирова Елена Ивановна ()

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский район (МБОУ ООШ №12)

Урок с использованием ИКТ

Тема. «Милосердие и сострадание»

1 урок на 40 мин.

4 класс.

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Цель:

Раскрытие понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие, сострадание.

Задачи:

Воспитательная: воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание и милосердие

Обучающая: На примере «Притчи о самарянине» дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.

Развивающая: развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.

Основные термины и понятия: Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь. Милостыня.

Звуковое сопровождение: Песня «Вера» муз.А.Пахмутовой,

сл. Н.Добронравова.

Литература:

1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение домашнего задания:

Вопросы: — Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

— Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?

— Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей)

— А кто такие добрые люди?

Добрый человек – это тот, кто: (Слайд 2)

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;

  • любит природу и бережет ее;

  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;

— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

— Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)

— А кто такой добрый человек?

3. Новый материал.

Тему этого урока запишем в тетради: «Милосердие и сострадание». (Слайд 1)

Вопросы мы должны сегодня ответить:

— Кого мы называем «ближним»?

— Что обозначают понятия «милосердие, сострадание, любовь»?

— Как научиться этому?

— Посмотрите на экран. Как вы понимаете высказывание?

«Всё живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем!» (Слайд 3)

(Ответы детей)

— Ангелы не могут творить. Только у человека есть подлинно творческая , Богообразная сила . Поэтому самое ценное в мире – это душа человека. И за неё ведут непрестанный бой силы зла. С кем я, с добром или злом? Середины нет! (Слайд 4)

— Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картина русского художника Василия Васнецова «Страшный суд». (Слайд 5)

Что вы видите на ней? (Ответы детей)

— Ангел Господень стоит здесь с весами, на которых будут взвешиваться все дела добра и милосердия на одних, все злые деяния – на других .

Как быть человеку в конце жизни, если он никому не помог, не утешил плачущего, не пришёл к больному.

Иоанн Златоуст сказал: «Человек всего более должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком.» (Слайд 6)

-Так что же такое милосердие?

(Слайд 7)

  • СО-ЧУВСТВИЕ

  • СО-СТРАДАНИЕ

  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)

  •   Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)

  • Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Вопросы:

1.Какой смысл вы вкладываете в  слово «милосердие»?

2.Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?

3.Приведите примеры милосердных поступков. (Слайд 8-9)

— «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.»

Хелен Келлер (Слайд 10)

— Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? (Слайд 11). Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

— А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине». (Слайд 12)

— Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. (Беседа с детьми о прочитанном)

Вопросы к тексту: (Слайд 13)

  • Какой вопрос был задан Христу?

  • Что ответил Христос?

  • Кто шёл по той же дороге?

  • Что сделал каждый из них?

  • Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

— Какой же главный смысл заложен в этой притче?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. (Слайд 14)

Словарная работа. (Слайд 15)

Притча – в старинной литературе : иносказательный рассказ с нравоучением.

Самарянин – житель самарянской земли.

— Давайте с вами рассмотрим 7 дел милосердия: (Слайд 16)

  • Поить жаждущих

  • Кормить голодных

  • Одевать нагих

  • Принимать бесприютных

  • Посещать больных

  • Навещать узников

  • Хоронить мёртвых

Самостоятельная работа:

— Ребята, подберите однокоренные слова к слову «милостивый».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

— Быть милосердным – значит делать всё, что в наших силах.

Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.

«Когда ты подал милостыню, ты увеличил количество добра в мире»
Авва Дорофей

(Слайд 17)

— А вот высказывания о милосердии: (Слайд 18)

Если бы повсюду царило милосердие, земля стала бы раем, а ад – страшной сказкой.

Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

Милосердие – это свобода отдавать что-либо от всей души, не привязывая себя к мелочи быта.

Работа с карточкой:

— Подчеркните красным карандашом добрые дела.

— Думать о родителях.

— Радоваться неудачам ближнего.

— Стремиться быть богатым.

— Утешить плачущего.

— Подать милостыню.

— Помогать ближним.

— Завидовать.

— Сделать кормушку для птиц.

— Обижаться.

Не надо быть святым, чтобы быть милосердным; достаточно быть милосердным, чтобы стать святым. ( Слайд 19)

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно — в радости,

Вовремя есть ,вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой) (Слайд 20)

Рефлексия.

— Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?

— Вспомнили ли вы свои милосердные поступки по отношению к другим людям?

— Появилось ли желание стать милосерднее?

Итог

— Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть. В конце дня положи на весы все свои добрые дела? Что перевесило? Милосердие или зло?

Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! (Слайд 21 -)

А завершить урок я бы хотела бы песней А.Пахмутовой на стихи

Н. Добронравова «Вера».

Домашнее задание: (Слайд 22)

1.Вопросы и задания на странице 45.

2. Подберите пословицы о добре и милосердии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here