Урок ОРКСЭ
Модуль Основы православной культуры
Тема: «Милосердие и сострадание»
4 класс
Урок с использованием ИКТ
МБОУ ООШ № 12
Муниципальное образование
Темрюкский район пос.Виноградный
Учитель: Казимирова Е.И.
2012 г.
Конспект урока
Автор: Казимирова Елена Ивановна ()
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский район (МБОУ ООШ №12)
Урок с использованием ИКТ
Тема. «Милосердие и сострадание»
1 урок на 40 мин.
4 класс.
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Цель:
Раскрытие понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие, сострадание.
Задачи:
Воспитательная: воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание и милосердие
Обучающая: На примере «Притчи о самарянине» дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Развивающая: развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.
Основные термины и понятия: Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь. Милостыня.
Звуковое сопровождение: Песня «Вера» муз.А.Пахмутовой,
сл. Н.Добронравова.
Литература:
1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение домашнего задания:
Вопросы: — Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?
— Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?
— Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей)
— А кто такие добрые люди?
Добрый человек – это тот, кто: (Слайд 2)
-
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
-
любит природу и бережет ее;
-
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
— Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)
— А кто такой добрый человек?
3. Новый материал.
Тему этого урока запишем в тетради: «Милосердие и сострадание». (Слайд 1)
Вопросы мы должны сегодня ответить:
— Кого мы называем «ближним»?
— Что обозначают понятия «милосердие, сострадание, любовь»?
— Как научиться этому?
— Посмотрите на экран. Как вы понимаете высказывание?
«Всё живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем!» (Слайд 3)
(Ответы детей)
— Ангелы не могут творить. Только у человека есть подлинно творческая , Богообразная сила . Поэтому самое ценное в мире – это душа человека. И за неё ведут непрестанный бой силы зла. С кем я, с добром или злом? Середины нет! (Слайд 4)
— Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картина русского художника Василия Васнецова «Страшный суд». (Слайд 5)
Что вы видите на ней? (Ответы детей)
— Ангел Господень стоит здесь с весами, на которых будут взвешиваться все дела добра и милосердия на одних, все злые деяния – на других .
Как быть человеку в конце жизни, если он никому не помог, не утешил плачущего, не пришёл к больному.
— Иоанн Златоуст сказал: «Человек всего более должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком.» (Слайд 6)
-Так что же такое милосердие?
(Слайд 7)
-
СО-ЧУВСТВИЕ
-
СО-СТРАДАНИЕ
-
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
-
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
-
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Вопросы:
1.Какой смысл вы вкладываете в слово «милосердие»?
2.Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?
3.Приведите примеры милосердных поступков. (Слайд 8-9)
— «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.»
Хелен Келлер (Слайд 10)
— Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? (Слайд 11). Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
— А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине». (Слайд 12)
— Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. (Беседа с детьми о прочитанном)
Вопросы к тексту: (Слайд 13)
-
Какой вопрос был задан Христу?
-
Что ответил Христос?
-
Кто шёл по той же дороге?
-
Что сделал каждый из них?
-
Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
— Какой же главный смысл заложен в этой притче?
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. (Слайд 14)
Словарная работа. (Слайд 15)
Притча – в старинной литературе : иносказательный рассказ с нравоучением.
Самарянин – житель самарянской земли.
— Давайте с вами рассмотрим 7 дел милосердия: (Слайд 16)
-
Поить жаждущих
-
Кормить голодных
-
Одевать нагих
-
Принимать бесприютных
-
Посещать больных
-
Навещать узников
-
Хоронить мёртвых
Самостоятельная работа:
— Ребята, подберите однокоренные слова к слову «милостивый».
Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).
— Быть милосердным – значит делать всё, что в наших силах.
Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.
«Когда ты подал милостыню, ты увеличил количество добра в мире»
Авва Дорофей
(Слайд 17)
— А вот высказывания о милосердии: (Слайд 18)
Если бы повсюду царило милосердие, земля стала бы раем, а ад – страшной сказкой.
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Милосердие – это свобода отдавать что-либо от всей души, не привязывая себя к мелочи быта.
Работа с карточкой:
— Подчеркните красным карандашом добрые дела.
— Думать о родителях.
— Радоваться неудачам ближнего.
— Стремиться быть богатым.
— Утешить плачущего.
— Подать милостыню.
— Помогать ближним.
— Завидовать.
— Сделать кормушку для птиц.
— Обижаться.
— Не надо быть святым, чтобы быть милосердным; достаточно быть милосердным, чтобы стать святым. ( Слайд 19)
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно — в радости,
Вовремя есть ,вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой) (Слайд 20)
Рефлексия.
— Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
— Вспомнили ли вы свои милосердные поступки по отношению к другим людям?
— Появилось ли желание стать милосерднее?
Итог
— Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть. В конце дня положи на весы все свои добрые дела? Что перевесило? Милосердие или зло?
Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! (Слайд 21 -)
А завершить урок я бы хотела бы песней А.Пахмутовой на стихи
Н. Добронравова «Вера».
Домашнее задание: (Слайд 22)
1.Вопросы и задания на странице 45.
2. Подберите пословицы о добре и милосердии.