Дидактические игры
на уроках письма и развития речи для учащихся
коррекционных школ VIII вида 2 – 4 классов
Важной задачей, стоящей перед учителем, является развитие любознательности, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности.
В младших классах коррекционных школ VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, повышению уровня языкового развития учеников, воспитание интереса к предмету.
Игра способствует созданию эмоционального настроя учеников, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Особенно распространены игры на этапах повторения и закрепления.
Ученики разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило.
Цели: Развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.
1. Чудесное превращение слов.
Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)
Жучка будку не доела; (булку)
Неохота. Надоело…
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Забодал меня котел, (козел)
На него я очень зол!
2. Два колодца.
На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, которыми можно достать
воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.
м к
У А л к
б к с к
р к б к
л к ж к
3. Что перепутал художник.
Ученики работают с карточками, на которых нарисованы:
Рак (подписано мак )
Коза ( подписано роза )
Мышка ( подписано мишка )
Кот ( подписано кит )
Муха ( подписано мука )
Исправь ошибку .
4. Спрятавшееся слово.
На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?
Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.
5. Впиши слова в пирамидку.
Б
Б
Б
Б
Рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.
6. Перекресток.
В клетки впишите слова, которые вы сразу узнаете, если внимательно прочитаете, что они обозначают.
Сверху вниз. 1) Сумка школьника, которую носят на спине. 2) Занавеска на окно.
Слева направо. 3) Рабочий столик ученика в школе. 4) Дикая полосатая лошадка.
1 2
3
4
Ответ: Сверху вниз: ранец, штора. Слева направо: парта, зебра.
7. Перекрестки. ( отгадай загадки ).
1. Инструмент, которым забивают гвозди.
2. Инструмент, которым рубят дрова.
3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
4. Большой населенный пункт.
5. Овощ красного цвета.
(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)
О О
О О
О
О О
О О
8. Угадай последнее слово и запиши.
Не поедет без бензина наша быстрая …..
(машина).
Ты к обеду положи ложки, вилки и …..
(ножи).
Захотели малыши поточить….. (карандаши).
Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся …..
(мыши).
Белокрылые хозяйки, над волной летают…..
(чайки).
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а …..
(снежинки).
Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же…..
(чашка)?
Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая …..
(туча).
Я от досады чуть не плачу –
Не решается…..
(задача).
9. Второе название животного.
Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, сохатый?
Ответ: заяц, медведь, волк (заяц), лось.
10. Вставьте буквы.
Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова?
по…а (р, б, ф, л) ро…а (з, с, щ, т, ф)
р…чка (я, е, у, ы) ко…ка (г, ш, р, ч, ж)
б…лка (о, у, ю, е) м…шка (о, у, ы, ю, е)
11. Переставленные буквы.
Поставьте буквы в стихотворении на свои места.
Мама мол пыла,
Дочка маму рыла,
Отец восок нязал,
А сын тоску десал.
12. Найди пропавшие гласные.
Кто-то убрал из слов все гласные буквы. Отгадай, что это за слова.
сн…г з…м…
л…д к…л…б…к
б…л…чк… з……ц
13. Угадай сказку и вставь слово, запиши его вместо точек.
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … .
Рады мышка-поскребушка
И зеленая … .
Рад и побегайчик-
Длинноухий … .
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко,-
И кабан туда попал,
И лиса, и … .
Всем хватило места в нем-
Вот какой чудесный … .
«Дзинь-ля-ля! –поет синичка.-
Это сказка « …».
Ответы: Кустом, лягушка, зайчик, мышка, дои, рукавичка.
14. Цепочка из слов.
Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.
К И Т
С О М
Л У К К О Ш К А
С О М М Ы Ш К А
15. Преврати одно слово в другое, поменяв одну букву.
Ворона — … — корова (корона)
Кепка — … — речка (репка)
16. Поставь буквы по порядку. Запиши слова.
Р и к а (икра)
Р а н к (кран)
Н и с а (сани)
К а и р (раки)
17. Какими буквами отличаются слова? Подчеркни.
дом – сом кот – кит
сок – ток мир – тир
мак – рак роза – роща
стол – стул туча – куча
18.
19. Прочитай буквы сначала в квадратах, затем в кругах, затем в треугольниках. Запиши полученные слова.
20. Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.
21. Лишнее слово.
Найди в каждой строчке лишнее слово и впиши его в клеточки.
1. Ворона, грач, бабочка, ласточка
2. Шапка, брюки, кепка, шляпа
3. Нос, уши, глаза, очки
4. Вишня, морковь, свекла, капуста
5. Молоток, книга, пила, топор
6. Корова, лошадь, овца, страус
7. Шкаф, стол, бочка, кровать
8. Лимон, цыпленок, банан, телевизор
9. Тарелка, стакан, чашка, ведро
Использованная литература
1. В.Волина «Учимся играя» Издательство «Новая школа» Москва 1994г.
2. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство «Просвещение» Москва 1987 г.
3. Журнал «Веселый Колобок» №7,12. 2008 г. оты педагога МОУ «ООШ р.п.Озинки»
Гетиковой Надежды Николаевны
Должность: учитель математики
Нагрузка аудиторная-17 часов, неаудиторная-3 часа, надомное обучение-5,5 часов
аудиторная | неаудиторная | |
понедельник |
|
|
1урок | —————————————————— |
|
2 урок | алгебра-8 (надомное) | работа со слабыми-0,5 ч. 13.30-14.00ч. |
3урок | математика-6 | работа с сильными-0,5ч. 14.00-14.30ч. |
4урок | алгебра-8 | подготовка к олимпиадам-0,5ч. 14.30-15.00ч. |
5урок | физика-7 | подготовка к ГИА-0,5ч. 15.00-16.00ч.
|
6урок | классный час | кружок «Чудеса своими руками»-1ч.10.00-16.30ч. |
вторник |
|
|
1урок | математика-6 |
|
2урок | геометрия-8 |
|
3урок | алгебра-8 ( надомное) |
|
4урок |
| работа с родителями |
5урок |
| 10.30-11.30 |
6урок |
|
|
среда |
|
|
1урок | математика-4 (надомное) |
|
2урок | окружающий мир-4 (надомное) |
|
3урок | математика-6 |
|
4урок | алгебра-8 |
|
5урок | физика-7 |
|
6урок |
| работа с родителями 12.30-13.30ч. |
четверг |
|
|
1урок | ————————————————- |
|
2урок | математика-4 ( надомное) |
|
3урок | математика-6 |
|
4урок | геометрия-8 |
|
5урок | технология-5 |
|
6урок | технология-5 |
|
пятница | методический день |
|
суббота |
|
|
1урок | геометрия-8 (надомное) |
|
2урок | алгебра-8 |
|
3уроурокк | алгебра-8 |
|
4урок | математика-6 |
|
5-6 урок | технология-6 |
|
Директор школы: / Л.В.Кузнецова/
Справка
Дана учителю: Гетиковой Н.Н, в том, что она проводила подготовку к олимпиаде по математике в 6 классе-3 человека ( Юсупов Е, Худуев И, Ванявкин С) в 8 классе-2 человека ( Тютюникова Л, Угодникова А), что составляет 62% от всего количества обучающихся ( 13 человек) что ниже среднего показателя по данному направлению в школе.
Председатель ШМО: / И.Я Девицина/
Директор школы: / Л.В Кузнецова/
Справка
Дана классному руководителю Гетиковой Н.Н в том, что учащиеся 6 класса не состоят на внутри школьном контроле. За отчётный период первого полугодия 2011-2012 учебного года никто из учащихся на контроль не поставлен.
Социальный педагог: / М.М Кульшуманова/
Директор школы: / Л.В Кузнецова/
Справка
Дана классному руководителю Гетиковой Н.Н в том, что в 6 классе проводятся мероприятия по формированию здорового образа жизни в соответствии с разработанной программой: « » и в ней участвуют более 90 % обучающихся.
Директор школы: / Л.В Кузнецова/
Справка
Дана классному руководителю Гетиковой Н.Н в том, что горячим питанием обеспечены обучающиеся 6 класса в количестве: 14 человек , что соответствует 70% от всего количества обучающихся в 6 классе ( всего в классе: 20 человек).
Список обучающихся:
1.Абдуллаев Р
2.Богацкая Ю
3. Ермольчев О
4. Биткужиев Ж
5. Забродин Д
6. Исмагулов А
7. Мусакаева Г
8. Тюлегенова Д
9. Силонова А.
10. Чаукова С
11. Шестопаль А.
12. Шадрин И.
13. Худуев И.
14. Юсупов Е.
Директор школы: / Л.В Кузнецова/
Саратовская область
Озинский район
МОУ «ООШ р. п. Озинки»
Показатели качества
и результативности
труда
учителя
Гетиковой Надежды Николаевны
( первое полугодие)
2011-2012 учебный год
п1 | п2 | п3 | п4 | п5 | п6 | п7 | п8 | п9 | п10 | кол-во баллов | |
1.Уровень предоставляемого содержания образования | — | — | — | 0 | — | — |
|
|
|
| 0 |
2.Уровень профессиональной культуры педагога | 15 | 0 | 0 | 0 | — | — |
|
|
|
| 3,7 |
3.Динамика учебных достижений обучающихся | — | — | — | 0 | — | — |
|
|
|
| 0 |
4.Результативность неаудиторной деятельности преподавателя | 16
| 0 | 0 | 6 | — | — | 6 | 0 | — | — | 4,6 |
5.Результативность деятельности учителя в качестве классного руководителя | — | — | 0 | 10 | 1 | 0 | 10 | 10 | 0 | 0 | 3,8 |
6.Результативность участия педагога в методической работе | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
| 1,4 |
7. Общественная деятельность педагогического работника | 4 | 4 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 3,3 |
всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16,8 |
Аналитическая группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|