АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63
с углубленным изучением отдельных предметов»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
|
|
Элективный курс
для учащихся 9-х классов
«03 на дому»
Составитель:
Кузнецова Татьяна Александровна,
учитель биологии и экологии
МОУ «СОШ №63 с УИП»
города Саратова
(приказ
министерства образования
Саратовской области
от 14.09.2011 г. № 2562)
г. Саратов
2011 г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «03 на дому» рассчитана на 8 часов и адресована учащимся 9 классов.
Программа является актуальной для подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.
Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека не определены. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь нужно научиться ценить и беречь свое здоровье и здоровье близких людей. Умение вовремя и правильно оказать помощь при несчастном случае или заболевании поможет сохранить чью-то жизнь и избежать осложнений. Очень важна выработка умения определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также применение знаний о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций.
Изучение курса проводится в течение одной четверти. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических, гигиенических и медицинских понятий, что способствует развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма.
В курсе рассматриваются сведения о первой медицинской помощи (ПМП) при травмах и несчастных случаях, а также о причинах болезней и правилах ухода за больными.
Практические работы ориентированы на приобретение учащимися навыков оказания ПМП.
Заканчивается курс разделом «Общий массаж», где рассматривается значение массажа для активизации защитных сил организма, а учащиеся приобретают умения и навыки по основным приемам массажа.
Курс предусматривает активную творческую работу учащихся с различными источниками дополнительной информации.
Для курса наиболее приемлема лекционно-семинарско-практическая форма организации учебного процесса.
Реализацию программы элективного курса можно считать успешной в случае выраженного интереса к его содержанию.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Форма проведения занятия | Образовательный продукт | Дата | ||||
всего | теория | практика | план | факт | ||||
1. | Введение. Медицина и здоровье человека. Здоровье человека как мировая проблема. Здоровье человека – личное и общественное достояние. Факторы здоровья человека. ЗОЖ. Направления медицины, достижения современной медицины. Ответственность каждого за свое здоровье и здоровье окружающих. | 1 | 1 |
| Беседа | Развернутый опорный конспект |
|
|
2. | Первая медицинская помощь (ПМП) при травмах и несчастных случаях. Оказание доврачебной помощи при обмороке и шоке; поражении электрическим током; укусах животных. | 1 | 1 |
| Лекция | Развернутый опорный конспект |
|
|
3. | Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений и их характеристика. | 1 | 1 |
| Лекция | Опорный конспект |
|
|
ПМП при ранениях. | 0,5 | Практическая работа № 1 | Результаты практической работы № 1 |
|
| |||
Правила наложения стерильных повязок. | 0,5 | Практическая работа № 2 | Результаты практической работы № 2 |
|
| |||
4. | ПМП и уход при острых заболеваниях. Понятие о болезни. Уход за больными. Основные принципы лекарственной помощи. | 2 | 2 |
| Лекционно-семинарская | Развернутый опорный конспект. Сообщение. |
|
|
Пути введения лекарственных веществ. Аптечка для индивидуального пользования. | 0,5 | Практическая работа № 3 | Результат практической работы № 3 |
|
| |||
ПМП при заболеваниях органов:
а также ПМП и уход при психо-неврологических состояниях. | 0,5 | Практическая работа № 4 | Результат практической работы № 4 |
|
| |||
5. | Водо-теплолечение. Гидротерапия, холодные и согревающие компрессы, примочки, обтирание, укутывание, горячие ванны. Парафино- и озакиритолечение. Гелеотерапия. Ароматерипия. | 1 | 1 |
| Лекционно-семинарская | Развернутый опорный конспект. Сообщение. |
|
|
6. | Общий массаж. Виды массажа. Основные приемы массажа. Вспомогательные приемы. | 1 | 1 |
| Лекция | Развернутый опорный конспект |
|
|
Массаж мышц спины, живота, шеи. | 1 | Практическая работа № 5 | Результат практической работы № 5 |
|
| |||
7. | Урок — творческий отчет. | 1 | 1 |
| Презентация творческих работ | Представление и защита творческих работ |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
понятия «здоровье» и «болезнь»;
-
факторы здоровья и факторы риска болезни;
-
связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
приемы оказания ПМП при острых заболеваниях органов дыхания, пищеварения, а также сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;
-
ПМП при психо-неврологических состояниях;
-
основные принципы лекарственной помощи;
-
технику общего массажа;
-
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
-
этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
-
оказывать ПМП при несчастных случаях;
-
проводить инъекции;
-
выполнять основные приемы массажа;
-
соблюдать правила личной и общественной гигиены;
-
работать с дополнительной литературой.
Темы творческих работ:
-
Профессия – врач.
-
Окружающая среда и здоровье человека.
-
Нетрадиционная медицина.
-
Фитотерапия.
-
Народные средства в медицине.
-
Гигиена и мода.
-
Народная мудрость гласит… (Народные пословицы и поговорки о климате, погоде и здоровье).
-
Лечебный массаж.
-
Рацион и режим питания.
-
Психическое здоровье (Психогигиена).
-
Закаливание.
-
Зачем идти к врачу, если ничего не болит?
-
Православный пост и здоровье.
-
Гигиена труда.
Практические работы.
Практическая работа № 1. «Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы».
Оборудование: перевязочный материал (бинты).
Порядок работы:
-
На раны волосистой части головы накладывается повязка в виде «чепца», которая укрепляется полоской бинта за нижнюю челюсть. От бинта отрывают кусок размером до 1 м и кладут его серединой поверх стерильной салфетки, закрывающей рану, на область темени, концы спускают вертикально вниз впереди ушей и удерживают в натянутом состоянии. Вокруг головы делают круговой закрепляющий ход, затем, дойдя до завязки, бинт оборачивают вокруг нее и ведут косо на затылок. Чередуя ходы бинта затылок и лоб, каждый раз направляя его более вертикально, закрывают всю волосистую часть головы. После этого 2-3 круговыми ходами укрепляют повязку. Концы завязывают бантом под подбородком.
-
На предплечье накладывают спиральные повязки, бинтуя снизу вверх, периодически перегибая бинт.
-
Повязку на локтевой сустав накладывают, начиная 2-3 ходами бинта через локтевую ямку и далее спиральными ходами бинта, попеременно чередуя их на предплечье и плече с перекрещиванием в локтевой ямке.
-
Черепашья сходящаяся и расходящаяся на коленный сустав.
-
Крестообразная на голеностопный сустав.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: неправильное положение бинта в руках, наложение повязки не на ту область (сторону), незакрепление повязки.
Практическая работа № 2. «Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран».
Оборудование: спиртовая настойка йода, марлевые салфетки, бинт, вата, лейкопластырь.
Порядок работы:
-
Обработать йодом раневую поверхность (при мелкой травме обрабатывается вся рана, при крупной – только ее края). Для этого смочить йодом марлевую салфетку, обработать ею рану, после чего салфетку выбросить.
-
Приготовить из бинта салфетку. Для этого отрезать подходящий кусок бинта, загнуть его края внутрь, после чего сложить марлю в четыре слоя.
-
Приложить марлевую повязку к «ране», закрыть ее слоем ваты, а сверху прикрыть второй марлевой салфеткой.
-
Укрепить повязку с помощью лейкопластыря. Отрезать полоску лейкопластыря с таким расчетом, чтобы она захватывала марлю и соседние участки кожи. Приклеить ее. Вторую полоску лейкопластыря наложить перпендикулярно первой. Если лейкопластырь узкий, наложить еще две полоски углом 45º к первым двум.
-
Ответить на вопросы:
-
Почему салфетку, смоченную йодом, нельзя прибинтовывать к ране?
-
Почему при приготовлении марлевой салфетки края бинта, которые обычно лохматятся, необходимо сначала загнуть внутрь, а уж потом складывать бинт в четыре слоя?
-
Почему не советуют накладывать лейкопластырь прямо на рану, в особенности если она кровоточит?
-
Почему при наложении лейкопластыря края раны рекомендуют стягивать?
-
Практическая работа № 3. «Измерение артериального давления».
Оборудование: сфигмоманометр, фонендоскоп.
Порядок работы:
-
Одеть манжетку на плечо. Рука испытуемого, на которую надета манжетка, должна спокойно лежать на столе ладонью вверх. Проверить, не пережимают ли локти испытуемого шланги.
-
Положить пружинный манометр на уровне сердца испытуемого. Если манометр ртутный, поставить его на стол. Проверить, не разбежалась ли ртуть по трубке. Если это замечено, столбик с ртутью надо наклонить в сторону. Этим приемом можно загнать ртуть в резервуар. Без этого пользоваться прибором нельзя. Перед началом работы подсоединить манжетку к манометру.
-
Концы трубок фонендоскопа вставить в уши, воронку подсунуть под манжетку спереди примерно на глубину 2 см от локтевой ямки, там, где прощупывается пульс.
-
Накачать с помощью груши воздух в манжетку до момента, когда никаких звуков в трубке слышно не будет. Потом начать медленно выпускать воздух, что приведет к снижению давления.
-
Когда в трубке фонендоскопа появятся пульсирующие звуки, отметьте показания манометра и запишите значение верхнего (систолического) давления. Когда звуки в трубке исчезнут, запишите значение нижнего (диастолического) давления.
Практическая работа № 4. «Проведение инъекций».
Оборудование: вата, спирт, перчатки, одноразовый шприц, ампула с лекарством.
Порядок работы:
-
Провести обработку рук.
-
Забор лекарства.
-
Внутримышечные инъекции делаются под углом 90º в верхний наружный квадрат ягодицы, в наружную поверхность плеча на границе между верхней и средней трети. В наружную поверхность бедра на границе между верхней и средней трети.
-
Вводят лекарство в мышцу на 2/3 иглы, предварительно протерев место инъекции двумя, смоченными спиртом, тампонами.
-
Подкожные инъекции делаются под углом 45º в кожный валик. В наружную поверхность бедра, плеча, в область живота, под лопатку, в ладонную поверхность предплечья.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл: допущение вытекания или неполного введения лекарства, инъекция сделана не в ту область тела.
Практическая работа № 5. «Общий массаж».
Оборудование: крем для массажа, мыло, полотенце.
Порядок работы:
-
Обработка рук.
-
Нанесение на поверхность кожи больного крема для массажа.
-
Проведение основных и вспомогательных приемов массажа:
-
поглаживание (одинарное, спиралевидное, гребнеобразное);
-
растирание;
-
разминание (накатывание, сдвигание, растяжение, сжатие);
-
вибрация (прерывистая и непрерывная).
-
Литература для учащихся
-
Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.
-
Коростелев Н.Б. От А до Я. — М.: Медицина. 1988.
-
Воротников А.А. Биология и анатомия. – Минск. 1995.
-
Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.
-
Свиридонов Г.М. Родники здоровья. – М. 1986.
-
Коростелев Н.Б. Шаг за шагом. Твой календарь здоровья. – М. 1984.
-
Васильев З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М. 1984.
-
Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М. 1985.
-
Петровский К.С. Гигиена питания. – М.: Медицина. 1975.
-
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М. 1999.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М. 1990.
-
Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – Л.: Наука. 1987.
-
Лисицин Ю.П., Сахио А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль. 1989.
-
Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Человек. 2003.
Литература
-
БМЭ, 3 изд. – М.: Советская энциклопедия. 1981.
-
Великорецкий А.И. Первая помощь до прихода врача. – М. 1972.
-
Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981.
-
Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
-
Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
-
Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. – М. 1984.
-
Бирюкова А.С. Секреты массажа. – М. 1984.