Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Центр образования № 951»

Г.Москвы

Конспект родительского собрания
«Если ребенок не хочет учиться»

подготовила

учитель английского языка

Егере Юлия Геннадьевна

г. Москва

2012

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;

  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания

Актуализация проблемы при помощи метафоры.

Информационная часть

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая — это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возрастаучеба, для подростков – общение.

Почему в 7 классе подростки не хотят учиться? Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью — учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация — близкий результат — вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

Сравнительный анализ анкет учеников и родителей (родители изучают приложение 3). В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 19% , позитивно — ситуационно 19%, индифферентному — 43%, негативному — 19% учащихся. Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 4% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 29%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 43% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 24% детей. Третья — общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 19% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 19% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 43% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 19% учащихся. Первая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 14% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 34% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 33% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 19% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а — 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Практическая часть (работа родителей в группах).

Как помочь школьнику? Есть разные способы помощи родителей. Сейчас в группах вы разработаете программу действий в каждом направлении.

— Как установить контакт с ребенком?

— Как организовать помощь ребенку в учебе?

— Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

Защита программ каждой группой (обсуждение, приложение 2).

Обобщение, выработка программы действий родителей.

В заключении выдается памятка родителям (приложение 1).

Приложение № 1

Памятка для родителей

  1. Установить контакт с ребенком.

  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  4. Иметь четкий распорядок дня.

  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Приложение № 2

Как установить контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;

  • перестать читать нотации;

  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

  • относиться сдержанно к школьным неудачам

  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;

  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

  • совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

  • родители должны сами предлагать помощь;

  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

Приложение № 3 (раздаточный материал для родительского собрания)

Итоги анкетирования учащихся (родителей) по классу

Число баллов

Уровень развития

Тип отношения школьника

к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

Итоги анкетирования учащихся по классу

Число станайнов

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

9

2

1

Позитивно- творческий

8

1

4

7

3

1

Позитивно- ситуативный

6

4

5

4

5

4

7

6

Индифферентный

4

3

2

3

3

1

2

3

Негативный

2

2

2

1

1

1

1

среднее

5,3

4,8

5,1

Итоги анкетирования родителей по классу

Число станайнов

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

9

2

1

Позитивно- творческий

8

2

4

7

3

4

4

Позитивно- ситуативный

6

1

5

5

3

2

2

Индифферентный

4

1

2

3

4

3

3

Негативный

2

1

3

1

5

3

2

среднее

4,85

4,5

4,75

Индивидуальные итоги тестирования

Фамилия ученика

Итоги анкетирования

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

Петрова Лена

ученика

4

6

5

Индифферентный

родителей

8

7

8

Позитивно- творческий

Отношения ученика к процессу обучения

Отношение к целям учебы — то, что побуждает ученика учиться, какие цели он умеет ставить и реализовать.

Эмоциональное отношение к учению – положительное (уверенность, удовлетворение, радость) и отрицательное (скука, неуверенность, беспокойство).

Общее отношение к учению – успеваемость и посещаемость уроков; активность ученика на уроке; добровольность и ответственность за выполнение домашних заданий; сосредоточенность на теме учебного материала; устойчивость интересов к различным сторонам учебной деятельности.

Типы отношений школьника к учению

Позитивно-творческое отношение характеризуется умениями ставить цели и преодолевать трудности при реализации перспективных целей. Учебная деятельность школьника характеризуется любознательностью, пониманием значимости изучения всех школьных предметов, поиском нестандартных способов решения учебных задач, переходом к творческой деятельности; высокими результатами в учебе.

Позитивно- ситуативное отношение характеризуется относительной устойчивостью мотивационной сферы учащегося. Но в зависимости от ситуации учебно-познавательные и эмоциональные мотивы могут изменяться. В учебной деятельности появляются элементы творчества, самостоятельный поиск новых способов решения учебных задач. Результаты учебной деятельности отличаются некоторой нестабильностью (наряду с отличными и хорошими оценками могут встречаться и удовлетворительные).

Индифферентное отношение характеризуется невысоким уровнем развития любознательности и интереса к учебе; предпочтением одних учебных предметов другим; пониманием целей, поставленных учителем.

Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу, простых видов самоконтроля и самооценки (также по образцу). Результаты в учебе – средние.

Негативное отношение характеризуется бедностью мотивов школьника; познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату; не сформированы умения ставить учебные цели и преодолевать трудности; эмоциональное отношение к учению отрицательное. Результаты в учебе – низкие.

Шкала станайнов

9

очень высокий уровень

8

высокий уровень

7

намного выше среднего

6

выше среднего

5

средний

4

ниже среднего

3

намного ниже среднего

2

низкий уровень

1

очень низкий уровень

Список использованной литературы

1. Иванов Б.А., Петров В.К. Психология детства Ч.2.- М.: ООО «Свет», 2006.

2. Григорашиков М.И. Анализ детской психики – М.: «Дрейдон», 2008.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here