Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Классный час для 9 класса
«Толерантность. Что это?»
Подготовила
Раиса Ивановна Исакова
2014
Цель: воспитание интереса учащихся к самим себе, формировать желание самосовершенствоваться, развивать умения размышлять о других людях, о влиянии своих поступков на других людей, учиться принимать решения с точки зрения нравственных ориентиров, с учётом интересов других людей.
Я, ты, он, она;
вместе – дружная страна,
вместе – дружная семья,
в слове «мы» — сто тысяч «я!»
Большеглазых, озорных;
Чёрных, рыжих и цветных;
Грустных и весёлых;
В городах и сёлах.
Это слова одной из песен, когда — то очень популярной. Несмотря на разные внешние данные, интересы и увлечения, взгляды и убеждения люди уживались в одной стране. Но так пелось в песне, а на деле всё оказалось очень сложно. Не так легко быть объединёнными разными государственными и общественными отношениями такими как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Чтобы жить в мире и согласии нужно иметь такие качества, как взаимопонимание, ответственность, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, терпимость…
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям и убеждениям всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в различных людских сообществах.
Согласно документам ЮНЕСКО и ООН, толерантность предполагает готовность к принятию себя и других. В идеале активная зрелая личность, имеющая свои жизненные ценности и интересы, с уважением относится к позициям и ценностям других людей.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатства многообразия культур нашего мира. Форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – значит, признавать то, что люди различаются по внешнему виду, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Каждый человек должен проявлять терпимость ко всем окружающим. Начнём с самого близкого окружения в школе. Попробуйте оценить атмосферу толерантности в классе.
«Атмосфера толерантности»
Поставьте отметку на каждой полоске ближе к тому краю, который соответствует твоему представлению о классе.
-
Умение внимательно слушать____________________________________1.Прерывание, нетерпение
-
Стремление к общению ____________________________________2. Игнорирование
-
Совет, предложение ____________________________________3. Отстранение
-
Подбадривание ____________________________________4. Обвинение
-
Благожелательность ____________________________________5. Критика, осуждение
-
Утешение ____________________________________6. Проповедь
-
Уважение ____________________________________7. Угрозы
«Автобиография»
Участникам предлагается вспомнить своё раннее детство, первые школьные годы, отношение к себе как представителю определённого пола со стороны разных людей.
— С какого возраста ты себя помнишь?
— Когда впервые узнал о различиях между мальчиками и девочками?
— С кем предпочитал (а) играть в возрасте 5-8 лет?
— Помнишь ли свои любимые игрушки, любимых героев мультфильмов?
— Что тебе говорили в детстве по поводу того. Каким должно быть поведение мальчика, девочки?
— к кому из родителей ты был ближе в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте?
— Какие качества ты ценишь в мужчине, женщине?
— В матери, отце?
— Кто больше всего повлиял на тебя?
«Беседа в парах»
-
Кто дал тебе твоё имя? Хотел ты его поменять?
-
Соответствовал ли ваш пол ожиданиям родителей? Если нет, то, как об этом вы узнали?
-
Есть ли в вашем доме места, считающиеся отцовскими или материнскими?
-
В чём вы подражаете отцу? Матери?
«Единство в разнообразии»
Учащиеся рассаживаются по кругу. Каждый ученик получает листочек, на котором пишет свою фамилию и имя. Эти листочки буду переходить по кругу от одного к другому. Каждый должен написать какое-то качество, которое характеризует владельца. Когда каждый листок вернётся к хозяину, то все листочки забираются. Записи с каждого листочка нужно прочитать. Задача учащихся – угадать, о ком идёт речь.
«Секретное задание»
Каждый ученик должен вытащить по жребию листок с фамилией одноклассника. В течение всей недели он должен будет оказывать знаки внимания, осуществлять поддержку и помощь данному ученику.
Подвести результаты.
— Догадались ли вы о том, кто всю неделю оказывал вам поддержку?
— По каким признакам, поведению вы догадались об этом?
— Умело ли вам человек оказывал знаки внимания, не был ли навязчив?
— Понравилось ли оказывать поддержку самим и получать её от одноклассников?
Подведение итогов.
Литература
-
Вислова, А.Д. Формирование толерантной личности — стратегическая задача образования / А. Д. Вислова // Соц. гуман. знания. — 2008. — N 4. — С. 152-162.
-
Гурьянова, А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. — 2008. — N2. — С. 25-28.
-
Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С. Панченко // Воспитание школьников. — 2008. — N 7. — С. 33-38.