Классный час: «Осанка и здоровье» 4 класс
Тема: «Осанка и здоровье».
Форма: информационный классный час с элементами практикума.
Цель: знакомство с понятием «правильная осанка» и ее
значение в жизни человека.
Цель учащихся: изучение понятий правильная осанка, ее
влияние на здоровье человека, что необходимо,
чтобы осанка была правильной.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с понятием «осанка».
-
Уточнить и закрепить знания учащихся о правилах поддержания правильной осанки, воспитывать готовность соблюдать эти правила.
-
Научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающие его здоровье.
-
Помогать овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике.
-
Отрабатывать правила правильной осанки и посадки за столом.
Методы: Словесный метод: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядный метод: иллюстрация, демонстрация.
Практический метод: упражнения, игра,
практическая и самостоятельная работа.
Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Прогноз
Низкий
уровень знаний 1. Иметь представление о правильной и неправильной
осанке.
2. Составлять «правила поддержания правильной
осанки» с помощью учителя.
1 уровень
знаний 1. Знать и соблюдать основные правила правильной
посадки за столом.
2. Выполнять задания по образцу.
2 уровень
знаний 1. Выполнять задания самостоятельно.
2. Проводить самоконтроль.
3. Делать выводы, анализировать информацию.
Оборудование: Фонограмма песен «Песня Медуницы», «Веселая зарядка», фильм «Воспитание осанки – профилактика сколиоза»; плакаты по теме, памятки-рекомендации, демонстративный материал к игре «Валеологический светофор»; инструменты для упражнения «Хождение по камушкам».
Этапы классного часа | Форма организации | Методы обучения | Деятельность классного руководителя | |
I | Введение в тему. Организационный момент. | коллективная | Словесный метод: объяснение, беседа, рассказ.
Наглядный метод: «Песня Медуницы».
Иллюстрации и название.
Словесный метод: беседа, объяснение.
Наглядный метод: показ изображения скелета.
Наглядный метод: показ изображения позвоночника, правильная и неправильная осанка.
Словесный метод: беседа, рассказ, объяснение. Практический метод: Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам» (у каждого свой мешочек) под спокойную музыку. | — Ребята, улыбнулись друг другу. — Вдохнули, выдохнули (2раза). — Тихо садитесь — Сегодня у нас много гостей (Посмотрите на них). — Дорогие гости, мы рады, что вы пришли к нам на классный час. (Звучит 1 куплет «Песня Медуницы»). Как не стыдно человеку Чуть чего бежать в аптеку Ты прими хоть сто пилюль Все равно здоровья нуль Припев: Зато у матушки Природы Полным полно других дорог прими леса, поля и воды. И ты практически здоров (2раза). — На этом занятии мы будем учиться, как уберечь и сохранить наше здоровье без лекарств. Наш девиз: «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу». Тема нашего классного часа «Осанка и здоровье». — Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь. (классный руководитель обобщает) — На занятии мы узнаем, что такое осанка. Как она влияет на здоровье человека и что необходимо, чтобы осанка была правильной. |
II 1. | Основная часть Беседа | Коллективная | — На прошлом классном часе мы говорили, что кости человека, образуют скелет (показ) — Для чего нужен скелет? (ответы детей) — Скелет нужен для того, чтобы поддерживать наше тело и защищать внутренние органы (сердце, мозг, почки, легкие). | |
2.
3.
4.
|
Сообщение учителя.
Рубрика «Это интересно»!
Оздоровительная минутка
Упражнение Держи осанку», «Хождение по камушкам». | Коллективная
Коллективно- индивидуальная.
Индивидуально-групповая |
— Основной стержень тела — позвоночник. Он проходит посредине спины. (Вы можете его прощупать у себя рукой). — Это гибкий ствол, на котором держится все тело: туловище, голова, руки и ноги. Позвоночник позволяет держать осанку. От его формы зависит правильная и неправильная осанка (показ). — Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой. Правильная осанка – это правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работ. (показ) Осанка — стройная спина! — Вот почему, так часто вам говорят: «Сядь прямо, Не горби спину, Подними голову». (Обратить внимание на детей) — Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? (ответы) — Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. — Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам (дыхания, пищеварения). В старшем возрасте у этих людей не будут мучить боли в спине и пояснице. — Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности до 18 лет.
— Сейчас ученица 4 класса прочитает нам из рубрики « Это интересно!» ( читает) — Сейчас мы это проверим. — Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам» (у каждого свой мешочек) ( Встаньте тихонько в круг, положите мешочек или тетрадь на голову). Старайтесь идти ровно, чтобы мешочек не упал. — Станьте каждый около своей парты. — Сейчас мы выполним упражнение «Держи осанку», для того чтобы запомнить правильное положение тела (правильную осанку). Упражнение выполняем стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30сек.) медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти. — Запомнили? Вот это ваша правильная осанка, ее вы должны так держать всегда. | |
5.
6. |
Выступление медицинского работника.
Просмотр фильма «Воспитание осанки – профилактика сколиоза у детей». |
| — Как вы думаете, ребята, отчего возникает нарушение осанки. — Отчего портится осанка? (ответы детей) — Прежде всего, нужно помнить, что кости детей, т.е. ваши очень мягкие и эластичные, в них еще много хрящевой ткани, поэтому они легко подвергаются искривлению, но их и можно легко исправить. (показ на иллюстрации) — Часто дети сидят за партой во время занятий, сильно нагнувшись или опираясь на край грудью, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Многие ребята постоянно носят тяжести в одной руке или носят сумки на боку, поддерживая их рукой снизу. Бок выпирает, спина сгибается. — Все это приводит к нарушению осанки и человек становится сутулым, кособоким. Нарушение осанки называется сколиозом (показ: картинки и словарного слова). Сколиоз лечится долго, иногда даже в больнице. — Послушайте, что вам сейчас расскажет медицинский работник. (В нашей школе обучается 138 человек, из них __ человек страдают нарушением осанки. Для исправления сколиоза проводят специальные упражнения на дополнительном занятии ЛФК – лечебная физкультура. Из вашего класса лечебной физкультурой занимается 1 ученик, т.к. у него стоит диагноз: «сколиоз»). — Чтобы не возникала опасность искривления позвоночника, школьникам необходимо соблюдать основные правила посадки за столом. — Как вы думаете какие? (ответы) (Дети читают по одному с доски и выполняют) Сейчас вы посмотрите фильм « Воспитание осанки – профилактика сколиоза у детей» — Смотрите внимательно, после фильма сделаем выводы «Как сохранить правильную осанку?»
| |
7.
8. | Игра «Валеологический светофор».
Правила для поддержания правильной осанки. Вывод. | Коллективная
Индивидуальная | Словесный метод: объяснение. Практический метод: упражнение «Проверь себя», игра «Валеологический светофор».
Наглядный метод: правила для поддержания правильной осанки, упражнения. Словесный метод: беседа, рассказ, показ. Практический метод: упражнения для осанки и роста | — Игра «Валеологический светофор». «Проверь себя» (отметить правильную и неправильную осанку). Красный — поведения и поступки опасные для здоровья. Желтый – поведения, требующее осторожности и осмотрительности. Зеленый — поведения и поступки полезные для здоровья. — Молодцы! Все справились с заданием. — Скажите, пожалуйста, как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку? — Используя условные знаки, расскажите: Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей? (Ответы детей) — А теперь проверим, правильно ли мы сказали. -У вас на столах лежат правила для поддержания правильной осанки. — Давайте мы их прочтем (дети читают).
(в 1 пункте правил показать все виды упражнений по выбору детей, чтобы они выполнили). — Ребята, то упражнение, которое вам понравилось, вы можете выполнить, или стоя, или лечь на пол, или сидя на своем стуле.
— Хорошо, молодцы!
|
III 1.
2.
3. | Итог занятия. Итог.
Индивидуальное задание.
Выход. | Коллективная |
Словесный метод: беседа, рассказ, показ. Наглядный метод: демонстрация.
Практический метод: упражнения для осанки | — Ребята, скажите, почему так важно следить за правильной осанкой? (ответы)
— Наш классный час подходит к концу на дом вам будет задание:
Проверить: «Правильная ли у вас осанка?» — Сейчас я покажу порядок выполнения работы, мне в этом поможет ученица 3 класса.
Порядок работы: 1. встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. 2. попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. 3. если это невозможно, просуньте туда ладонь. Оценка результатов:
(необходимо исправление)
— Занятие окончено. Всем спасибо. (Выход под музыку «Веселая зарядка», упражнение «Хождение по камушкам», глядя в зеркало). |