Негосударственное образовательное учреждение. «Общеобразовательное учреждение школа-интернат №19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД».
Классный час
11 класс
«Толерантность – что это?»
Подготовила и провела:
Воспитатель
Болдарева Н.С.
Ноябрь 2012г.
Классный час
«Толерантность – что это?»
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играем с огнем,
Обжигаем себя и других!
(А. Блок)
1. Цель: Способствовать социализации воспитанников:
— создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми;
— формирование толерантного мышления, активной жизненной позиции.
Задачи:
-
познакомить учеников с понятием «толерантность»;
-
составление синквейна;
-
сформулировать принципы толерантности;
-
проведение творческой работы.
Воспитатель: На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решении проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность». Ежегодно 16 ноября, начиная с 1995 года, отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога.
Актуальна ли сегодня эта проблема?
Проблема толерантности в России очень актуальна, поскольку Россия — полиэтническое, поликультурное, полирелигиозное общество. Мы живем в городе, где живут представители разных национальностей. Политика толерантности — это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу.
2. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
-
В испанском языке — оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
-
Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-
в английском — готовность быть терпимым, снисходительность;
-
в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
-
в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
-
с латинского – «толерантум» — терпимость к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.
-
в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
3. Составление синквейна со словом «терпимость».
«Терпимость»
(с помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)
Милосердный, великодушный, снисходительный…
(с помощью глаголов объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)
Прощает, принимает…
Терпимость – это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, т.е. допускать, принимать, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
(с помощью ключевого слова в виде имени существительного назовите ассоциацию слова — «Терпимость»)
Выдержка, примирение, принятие, снисходительность, великодушие
4. О толерантности как общечеловеческой ценности размышляли мыслители разных исторических эпох. Как бы вы закончили следующие высказывания:
«Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще». И. Кант.
«Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим» Р. Эмерсон.
«Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность — также проявить человеколюбие» И. Кант.
«Лучшее, что есть в жизни человека, — это его дружба с другими людьми. А. Линкольн.
5. Обсуждение притчи:
Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появились жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите — вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»
Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи, и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно.
Вопросы для обсуждения:
— В чем смысл этой притчи?
— Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?
— Можно ли оправдать поведение женщин?
— Кто в этой ситуации прав?
— К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?
(отвечают воспитанники)
Вывод:
народы различаются между собой и часто те, кто смеётся над другими, не понимают своей ущербности, поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
-
Давайте обобщим, и вы дадите определение «толерантности» в вашем понимании (воспитанники формулируют принципы толерантности – работа в группах).
-
Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
-
Стремление к полноценной реализации своих способностей;
-
Умение понимать и познавать других людей;
-
Уважение другой нации, принятие ее культуры;
-
Устойчивость жизненных позиций, ценностей идеалов.
В 1995 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В Декларации дословно говорилось, что толерантность – человеческая добродетель, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – искусство жить в мире разных людей и идей, это способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей.
Толерантность — это не уступка, не снисхождение и потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность — политика диалога и открытости.
Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.
-
Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Давайте подумаем и определим, какие качества могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету жетонов, которые вы выберете.
Творческая работа: Дерево толерантности «
Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Воспитатель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые жили, творили, общались, любили. А сейчас живём, мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем, И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Надеемся, что этот урок был интересным и полезным, а полученные знания помогут вам в дальнейшей жизни. Завершаем наш классный час вот такими словами:
«Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому, сохранять себя, свой язык, свою культуру».
Д.С.Лихачев.
Список использованной литературы:
-
Т.А.Корнева — Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. М.: Глобус, 2008. – 252с. ISBN 978-5-9928-0044-9
-
Л.Ж. Жалпанова – Тематические классные часы для старшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 284с. ISBN 978-5-222-18502-5
-
О.А. Северина – Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – 240с. ISBN 978-5-91497-035-9 (Панорама).
ISBN 978-5-9928-0053-1 (Глобус).
Приложение