Тема урока: Правописание приставок.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — повторить сведения о правописании неизменяемых приставок;
— изучить правописание приставок на з-с;
— сформировать умение различать на письме приставки и предлоги;
— формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи;
— воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |||||||||||||||||
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | ||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |||||||||||||||||
1.Повторение пройденного. — Какая морфема называется приставкой? — Приведите примеры слов с приставками. — Выделите приставки в словах: Обломать, надписать, ввезти, добежать, насмотреться, отлетать, смастерить, надрезать, опечалиться, сбежать, залюбоваться, ссылать.
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
— Как думаете, какова тема урока?
— Какова главная цель урока?
— Какова задача урока?
|
Отвечают на вопросы. Приводят примеры.
Устно выделяют приставки в словах.
Формулируют тему урока (Правописание приставок).
Формулируют цель (изучить правописание приставок). Научиться правильно писать приставки, отличать приставки от предлогов. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | ||||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. |
| |||||||||||||||||
1. Организация наблюдения.
— Давайте рассмотрим отличие приставок от предлогов:
При дороге росли цветы. – Придорожные цветы запылились. Над землёй нависали тучи. – Надземные канатные сооружения используются в строительстве. Бесконечные безлесные равнины тянутся вокруг. – Без конца тянутся равнины без лесов.
— Давайте рассмотрим описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).
— Вспомним основные приёмы отличия приставок и предлогов: постановка вопроса, зависимого слова, определение части речи.
2.Тренировка в разграничении приставок и предлогов.
Тексты из книги Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».
Веснушки. Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла,- Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла.
Хороша у Алёны коса. Хороша у Алёны коса, И трава на лугу не по косу. Скоро лугом пройдётся коса: Приближается время к покосу.
Утро. Солнце ещё облаков не задело, А плотник проснулся и взялся за дело. Трава на лугу ещё росы пила, Слышится, как зазвенела пила.
3. Работа с учебником, заполнение таблицы. — Рассмотрите таблицу на стр. 42 – 43 , вспомните, как пишутся приставки. Сгруппируйте приставки и заполните таблицу.
Правописание приставок.
4. Обращение к теоретическому материалу § 7 ( І, ІІ, ІІІ). — Какая приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
Физкультминутка.
|
Зачитывают предложения, сравнивают.
Рассматривают описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).
Зачитывают основные языковые свойства приставки и предлога.
Анализируют таблицу, делают выводы.
Хоровое проговаривание.
Зачитывают стихотворения Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».
Называют признаки, по которым различают приставки и предлоги.
Работают в парах, заполняют таблицу. Заносят таблицу в словарик.
Читают теорию параграфа про себя, отвечают на вопросы. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | ||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |||||||||||||||||
1.Тренировочные упражнения.
— Запишите как можно больше однокоренных слов с данным корнем, используя разные приставки: 1 вариант- ход, 2 вариант- бег. — упр. 65. Выпишите слова с приставками, приставки обозначьте. 2. Составление текста. — Составьте небольшой текст, максимально используя слова, в которых з является частью корня: здесь, здание, здоровье, здравствуйте.
|
Работают в парах.
Несколько учащихся работает у доски, остальные проверяют и помогают в случаен затруднения.
Составляют текст, зачитывают. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | ||||||||||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |||||||||||||||||
— Что на уроке показалось самым сложным?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Домашнее задание. § 7 упр. 66 | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |