Решетникова Ирина Владимировна
Место работы: МБОУ ООШ № 15 г.Октябрьский РБ
Учитель-логопед
Конспект фронтального занятия
в группе детей, имеющих нарушение чтения и письма,
обусловленное трудностями различения оппозиционных звуков и несформированностью языкового анализа и синтеза,
по теме: «Антонимы»
3 класс
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с новыми словами-антонимами, научить подбирать к словам антонимы.
Коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей, развивать внимание, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, самоконтроль, старательность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тетради учащихся, картинки с изображениями клоунов, карточки со словарными словами, карточки со словами-антонимами, плакат с пословицами, карточки со словами синонимами и антонимами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-
Оргмомент.
Игра «Цепочка слов».
— Назовите слово на ту букву, на которое закончится слово, которое я назову.
-
Повторение изученного.
Вспомнить, какие слова называются синонимами. (Близкие по значению слова)
На доске слова, соединить близкие по значению слова:
Бросать
Врач
Азбука
Твердый
Печаль
Доктор
Алфавит
Кидать
Грусть
Жесткий
Итак, как называются близкие по значению слова? (синонимы)
Найти слова – им.сущ., глаголы, прилагательные (вспомнить части речи).
-
Знакомство с темой.
На доске вывешиваются картинки с изображениями клоунов.
— Скажите чем они отличаются? (У Бима темные волосы, а у Бома – светлые и т.д.)
Сегодня мы познакомимся со словами, которые противоположные по значению. Они называются антонимы (повторить).
-
Игра с мячом «Скажи наоборот».
— Давайте с вами поспорим, я буду называть словосочетание, а вы называйте противоположное по значению словосочетание.
Узкое лицо — …. широкое лицо
Редкие зубы — …. частые зубы
Длинная шея — …. короткая шея
Мягкие волосы — …. жесткие волосы
Сильные руки — …. слабые руки
Высокий лоб — …. низкий лоб
Широкая спина — …. узкая спина
-
Работа со словарными словами.
Вставить пропущенные буквы, подобрать противоположное по значению слово.
Ч рный — …. белый
М роз — …. жара
Гор д — …. село
Р бота — …. лень
З втра — …. сегодня
Сев р — …. юг
Зап д — …. восток
Вес ло — …. грустно
Быстр — …. медленно
-
Музыкальная физминутка.
-
Игра – лото.
Подобрать слова противоположные по значению, соединить.
Друзья
Хвалить
Начало
Светло
Тяжелый
Холодный
Ругать
Враги
Темно
Конец
Теплый
Легкий
-
Вставить пропущенные слова в пословицы.
Больше думай, ________ говори.
Горькая правда лучше ________ лжи.
Ранняя птичка носок прочищает, а ________ глазки продирает.
Разбор пословиц.
Записать пословицу, которая больше всего понравилась.
-
Распределить слова в две группы, антонимы – синонимы.
Утро – вечер
Беда – горе
Ночь – день
Труд – работа
Ураган – буря
Война – мир
-
Итог занятия.
— С какими словами мы сегодня познакомились? (антонимами)
— Какие слова называются антонимами? (слова противоположные по значению)
— Какие слова называются синонимами? (слова близкие по значению)