Конспект логопедического занятия по преодолению

нарушений письма (4 класс)

ТЕМА: Дифференциация парных согласных

Цель: Учить различать парные согласные в словах. Пополнять и

активизировать словарный запас по теме «Наша армия».

Развивать зрительное, слуховое внимание, фонематический слух,

ассоциативно-зрительную память.

Оборудование: Контуры боевых машин, плакат с изображением рисунков; пары слов. Графическое изображение пистолета, картинки: танк, самолёт, корабль; «лабиринт» — 4 шт. Корректурная проба на картинках, погоны, звёзды.

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовёт день недели, который начинается на звонкий парный согласный звук (вторник, воскресенье);

На глухой парный согласный звук (среда, пятница).

II. Артикуляционная гимнастика.

Подготовим язычок, чтобы чётко произносить все звуки.

Взяли зеркала, выполняем упражнения.

«Лопаточка» — удерживаем под счёт 1-5.

«Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Пулемёт» (следить за чётким выполнением под счёт).

Руку кладём на горлышко, голосовые связки работают, произносим звонко:

Б В Г Д Ж З

— Каким цветом обозначаются эти звуки?

Шепчем глухо.

П Ф К Т Ш С

— Каким цветом обозначаем эти звуки?

Какой сейчас месяц? На какой звук начинается это слово?

III. Нацеливание.

Какой праздник отмечался по всей стране?

Сегодня на занятии мы поговорим о защитниках нашей Родины, и будем различать парные согласные в словах. Вы должны быть очень внимательными, хорошо работать, за правильно выполненную работу буду давать звёздочки, а в конце занятия посмотрим, кто в каком звании будет.

За работу.

IV. Повторение.

Есть разные боевые машины. Угадайте машину, которую я покажу и определите первый звук в слове.

танк – [т] – согласный, глухой.

самолёт — [с] – согласный, глухой.

вертолёт — [в] – согласный, звонкий.

корабль — [к] – согласный, глухой.

Посмотрите на эти машины. Во всех машинах зашифровано слово. Сколько букв в этом слове? А какие буквы, вы узнаете, расшифровав это слово вместе, и получите звезду.

1. В слове ракета выделить первый звук и записать букву в круг.

2. Выделить ударный звук в слове бомба и записать букву.

3. В слове солдат – выделить 4 звука и записать букву.

4. Выделить ударный звук в слове мина и записать букву.

5. В слове винт – не парный согласный звук и записать букву.

6. В слове танк – определить гласный звук и записать букву.

Какое слово получилось?

Родина

С какой буквы напишем это слово?

А какая наша Родина? (Россия).

— Молодцы! – Звезда тому, кто правильно расшифровал слово. 

— Догадайтесь по действиям, о ком я говорю:

— марширует, защищает, охраняет.

О ком я говорю: Это солдат.

Выполняем звукобуквенный анализ слова.

Делим на слоги – 2 слога.

Ставим ударение. 1 слог – сол; 2 слог – дат.

Ударный звук – а букв – 6

Безударный – о

Сколько гласных, согласных?

С — согласный, глухой.

О – гласный

Л – согласный, звонкий

Д – согласный, звонкий

А – гласный

Т – согласный, глухой.

— Какие парные согласные звуки встретили в слове? (ссогласный, глухой, дсогласный, звонкий; тсогласный, глухой).

— Кто верно справился с заданием, тому звезда. 

— Как по другому можно назвать солдата?

Солдат – боец, воин, защитник.

А в старину (давным-давно) солдата называли ратник (от слова рать (войско).

Какими качествами должен обладать солдат? Он должен быть каким?

(Мужественным, храбрым, отважным, смелым, бесстрашным).

— Солдаты защищают нас с оружием в руках.

На этой таблице зашифрован предмет оружия. Соедините буквы и догадайтесь, что это такое?

А теперь внимательно посмотрите, запомните и нарисуйте у себя в тетрадях.

— Сколько букв в этом слове? (8 букв).

С какого звука начинается это слово?

Зрительная память хорошая! Вот вам ещё одна 

Посмотрим, какие вы внимательные. Найдите,

на картинке предметы, которые начинаются на парный глухой согласный звук; на звонкий.

Какие боевые машины вы видите?

Какой предмет лишний? Назовите слово, которое подходит к этой схеме. (Схемы раздать).

Физминутка:

Самолёты загудели

Самолёты полетели

На полянку тихо сели

Да и снова полетели.

Пальчиковая гимнастика

Показать «лодочку», Как маршируют солдаты, «танк».

Выборочный диктант.

Вставить буквы: Д или Т

Д Т

ВОР ЕЛЕФОН

АНК ЕРЕВО

ОЧКА РАВА

РОВА ЕКАБРЬ

по карточкам Ш или Ж

Ш Ж

ИРАФ МАИНА ЛЫИ

ПОАР АРФ УК

УБА АПКА

Остальные ребята, выделяют первый звук из слова и обозначают звонкий согласный — , глухой согласный — 

Слова: звезда, пуля, самолёт, пилотка, вертолёт, герой, бомба, танкист.

Проверить и  (за верную работу).

Сейчас проверим ваше внимание и память. Прочитайте пары слов. Запомните слова, один из столбиков я закрою.

самолёт – лётчик

танк – танкист

корабль – моряк

солдат – защитник.

Чтобы отвлечь ваше внимание от слов, поиграем в игру «Эхо». Я называю звонкий парный согласный звук – а ребята – глухой.

Ещё раз прочитайте и запишите слова. Выделите парные согласные.

Каким цветом обозначаем глухой согласный, звонкий?

Что помогло запомнить эти слова?

Давайте составим предложения с парами слов = 

Давайте составим предложения с парами слов = 

Давайте составим предложения с парами слов = 

Лётчик летает на самолёте.

Танкист едет на танке.

Моряк служит на корабле.

Солдат защищает Родину!

Записать одно из предложений, подчеркните парные согласные буквы.

Кто верно сделал — тому .

А теперь поможем солдату пройти на свой пост. Кто дойдёт – тому 

Корректурная проба.

Зачеркнуть буквы, которые обозначают парные звонкие звуки.

У П Т Ф Н С ИТ Ц К А Ш!

глухие звуки:

У Б М В Н З И Д Ц Г А Ж!

Составьте слово из букв, которые не зачёркнуты.

Итог: Какие звуки различали на занятии?

Назовите боевые машины, которые начинаются на глухой согласный звук; на звонкий звук.

Вспомните, кто нас защищает. Как назвать по-другому? А теперь выложите звёзды на погоне. Сегодня вы ст. лейтенанты. А второй погон – сделайте дома.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here