Совместное логопедическое занятие 3-их,4-ых классов.

Тема: Части речи.

Цель: Формировать навык дифференциации слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

Задачи:

— формировать навык определения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков;

— развивать зрительные, слуховые и моторные анализаторы;

— формировать связную речь через составление рассказа по плану;

— развивать мелкую и общую моторику;

— закреплять знания по лексической теме «Весна».

Оборудование:

  1. Нарисованный поезд: паровозик и три вагона.

  2. Жребий по количеству детей с цифрами 1, 2, 3.

  3. Фишки.

  4. Билеты на поезд:

1-белка 1-каменщик 1-кувшин

ёжик скрипач сковорода

заяц повар тарелка

2-грусть 2-свадьба 2-дождь

печаль демонстрация ветер

тоска юбилей град

3-весёлый 3-грустная 3-маленькое

счастливый большая красивое

зелёный красная жёлтое

4-пишет 4-рисовать 4-спал

бежит стоять пел

шьёт бежать смотрел

  1. Ручки.

  2. Нарисованные человечки: мальчик, девочка, бабушка.

  3. Билеты:

    1. добрый, скромный, радостный.

    2. ссора, ходьба, улыбка.

    3. карабарошка.

  4. 12 шариков.

  5. Нарисованные: заяц, речка.

  6. «Льдинки»: каждой частички по три-

    1. ремонтирует, заворачивает, перепрыгивает.

    2. загорелый, солнечный, воздушный.

    3. ложка, костюм, вежливость.

11.Таблица-алгоритм:

1- Перечисли все свойства предмета.

2- Определи название предмета.

3- Как его можно использовать ещё. Нестандартные варианты.

4- Что с этим предметом произойдёт через некоторое время.

12. Три сюжетных картинки «Весенний пейзаж».

13. Схемы.

14. Таблицы с кроссвордом:

1таблица.

-Когда весна берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она – через меня. (Скакалка)

— Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут кони

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой … (Велосипед)

— Кинешь в стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу

Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)

— Белая ладья — бумажные края

По ручью плывёт –

Радость детям несёт. (Кораблик)

2 таблица.

— Я весёлый … жук (Майский)

Знаю все сады вокруг

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-жу.

— Дождик, дождик кап-кап-кап.

… дорожки (Мокрые)

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки.

— Скворец в скворечнике живёт

И песню … поёт. (Звонкую)

— Носит одуванчик

… сарафанчик (Жёлтый)

Подрастёт нарядится

В беленькое платьице

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное.

3 таблица.

— К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы … (Тают)

Под её ногами.

— Снег растаял, снег растаял,

Это новость не простая.

Это значит — … (Пришла)

Настоящая весна.

— Апрель, апрель!

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи

Скоро … муравьи (Выйдут)

После зимней стужи.

— Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам … . (Летит)

Задачи этапов

Деятельность логопеда

Оборудование

Деятельность детей

1.

Приветствие.

-активизировать внимание детей к предстоящей игре-занятию.

Л.- здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по весенним просторам на «Весеннем поезде».

1.

2.

Организационный момент.

-создать положительный эмоциональный настрой.

Л.- А для этого нам необходимо поделиться на команды. Кто в какой команде «подскажет» жребий.

— Команды готовы. Можно отправляться на «Весеннем поезде», который поможет нам проверить себя, как мы научились определять и различать части речи. А за правильные ответы команда будет получать фишки.

2.

Дети тянут жребий и соответственно номеру жребия устраиваются за столы №1, №2, №3.

3.

Работа с частями речи.

-учить определять соответствие слов-предметов, слов-действий и слов-признаков к частям речи с помощью вопроса.

Л.- До отправления поезда осталось 5 минут. Скорее предъявите свои билеты и «рассаживайте» слова-пассажиры по данным вагончикам.

В 1 вагоне – слова имена существительные, во 2 вагоне – слова имена прилагательные, а в 3 вагоне – слова глаголы.

Не забывайте, в каждом билете вам нужно дописать своего «пассажира».

— Давайте проверим, верно ли «расселись» наши слова-пассажиры.

— А как вы узнали, что эти слова относятся к именам существительным?

— Докажите что эти слова имена прилагательные?

— А что это за слова?

4.

5.

Каждой команде раздаётся по 4 билета:

1,2 билет — слова имена существительные, 3 билет — слова имена прилагательные,

4 билет — слова глаголы.

Дети дописывают недостающее слово и размещают билет в нужный вагон.

Доказательства детей: (Отвечают на вопрос Кто? или Что? и называют предмет: посуда, профессии, события, настроение… .

Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? И называют признак предмета.

Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что делает? Что сделает? и др. и называют действие предмета.

4.

Изменение слов одной части речи в другую.

-формировать умение преобразовывать одну часть речи в другую.

Л.- Посмотрите, торопится опоздавший пассажир, у него тоже билет.

Помогите, в какой вагон ему нужно устроиться?

Опоздавший пассажир желает устроиться в вагон, где слова — имена существительные. Мы можем ему помочь?

Превратите, пожалуйста, эти слова в новые слова, слова имена существительные и выпишите пассажиру новый билет, чтобы он смог зайти в 1 вагон.

— Посмотрите, ещё торопится опоздавший пассажир, скорее помогите зайти ему в свой вагон.

В какой вагон мы предложим зайти бабушке?

Посмотрите на её билет? Конечно, где слова имена существительные. Но 1 вагон очень полный, там нет сидячих мест, уже и так стоят на ногах.

Помогите изменить слова так, чтобы попасть в 3 вагон, где слова глаголы. Выпишите новый билет.

— А это что за пассажир?

Посмотрите, что у него за слова на билете? В какой же вагон ему нужно попасть? Но 1 вагон переполнен?

Помогите ему попасть в другие вагоны. Выпишите ему билет в тот вагон в который вам захочется или в вагон, где слова-пассажиры имена прилагательные или в вагон, где слова-пассажиры глаголы. Что для этого нужно сделать?

Д.- Изменить слово по вопросу.

Л.- Ну вот. Опоздавших больше нет. Можно отправляться.

6.

7.1.

7.2.

7.3.

Дети определяют к какой части речи относится данное слово и по вопросу изменяют его так, чтобы слово относилось к другой части речи и записывают его на билете.

5.

Пальчиковая гимнастика

-развивать взаимодействие нескольких анализаторных систем (слуховая, тактильная, зрительная, двигательная);

-осуществлять связь между мелкой моторикой и речью.

Л.- Поехали. А чтобы дорога была не скучной, поиграем.

Вот вам шарики.

Я буду задавать вопрос, а вы должны назвать слово, которое отвечает на этот вопрос. Будьте внимательны, и не забывайте прокатывать шарик до самых кончиков пальцев и обратно на ладошку. Готовы?

8.

Дети придумывают слово на заданный вопрос, по очереди друг за другом.

6.

Дифференциация частей речи.

-формировать умение выделять заданную часть речи среди других;

-осуществлять связь между моторикой рук и рисунком;

-развивать зрительный гнозис.

Л.- Станция. Посмотрите, что такое? Речка вскрылась, лёд тронулся. А лесному зайчонку необходимо попасть на поезд. Давайте поможем зайчонку. Будем толкать льдинки ему под лапки, чтобы он смог по ним допрыгать до поезда. Ой, а льдинки рассыпались на мелкие кусочки. Как быть?

Соберите, скорее, целую льдинку, и подложите зайчонку поп лапки.

Вам льдинка – слова имена существительные.

Вам льдинка – слова имена прилагательные.

Вам льдинка – слова глаголы.

Молодцы! Перебрался зайчонок на другой берег реки. Устроился в наш «Весенний поезд». Поехали.

9.

10.

Детям предлагается льдинка целиком и разрезная. У каждой разрезанной льдинки 3 части. У каждой команды должно быть 3 части льдинки. У одной команды слова имена существительные, у другой – слова имена прилагательные и у третьей – слова глаголы.

Дети собирают льдинку целиком с нужными словами.

7.

Игра «Объяснялки».

-расширять словарь путём подбора имён прилагательных;

-контроль за составлением предложений, последовательностью предложений.

Л.- Поезд едет, торопится, колёсами стучит. А чтобы дорога показалась короче поиграем в игру «Объяснялки».

Вам необходимо задумать одно слово на тему «Путешествие» и загадать всем ребятам.

Посовещайтесь в группах, чья группа будет готова, поднимите руку. Не забывайте, что загадывать объяснялку должен только один игрок, а поможет вам подсказка-таблица.

11.

Дети выбирают слово и загадывают его по алгоритму.

8.

Составление предложений по схемам.

-учить соотносить графическое изображение слова к определённой части речи;

-формировать внутренний слуховой контроль за составлением предложения (согласование, управление слов);

-совершенствование навыков письма.

Л.- Посмотрите, наш «Весёлый поезд» остановился прямо среди леса. Ах, какой красивый весенний пейзаж! Посмотрите, у каждого в своём окне свой весенний пейзаж.

Придумайте, пожалуйста, по 3 предложения. Каждая команда по своей картине-пейзажу. Запишите их.

А помогут вам в этом схемы. И помните, что только предложения, составленные совместно принесут вам очко.

12.

13.

Дети по схемам составляют предложения и записывают их.

9.

Работа с кроссвордом.

-расширять словарь путём подбора: имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Л.- Смотрите, поезд отправляется. До свидания весенний лес, нам пора домой, на свою станцию.

Но тут в вагон зашёл продавец газет. Он предлагает всем приобрести газету и почитать её.

Давайте купим по газете! Смотрите, а на последней странице кроссворд. Сейчас мы его с вами отгадаем.

-Скажите, пожалуйста, как можно назвать все ваши слова-отгадки, что это за часть речи?

Как определили?

-А ваши что за слова-отгадки?

Как догадались?

-А какие ваши слова-отгадки?

Вы как узнали?

14.

Дети заполняют кроссворд. У каждой группы свои слова-отгадки.

У 1 группы – слова имена существительные, у 2 группы – слова имена прилагательные, и у 3 группы – слова глаголы.

10

Подведение итогов.

Л.- Вот и закончилось наше путешествие. Вот мы и дома.

Посчитайте, пожалуйста, свои фишки. Сколько их у каждой команды?

Молодцы! Работали все вместе, дружно, прислушивались к каждому совету своего игрока. Всего вам доброго. До свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here