Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема: «Различение на письме букв У-Ю»
Цель: Закрепить у учащихся навыки различения на письме букв «У» — «Ю».
Задачи.
-
Формировать умение различать буквы У-Ю на письме и устно.
-
Закрепить знания об акустически сходных звуках.
-
Развивать слуховое восприятие, внимание, память.
-
Активизировать и обогащать словарный запас.
-
Воспитывать готовность к самостоятельному решению поставленных задач и готовность отвечать за любое порученное дело, взятое на себя обязательство.
-
Воспитывать стремление осознавать себя как личность.
-
Содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки, образцы правописания букв Уу, Юю; карточки с заданиями, раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, Т.С.О. – мультимедийная презентация.
Ход работы:
-
Организационный момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами гости.
Посмотрите на них, познакомьтесь, чтоб больше не отвлекаться!
Сегодня я Вам за каждый правильный ответ буду давать облака, это нам
поможет узнать, кто на уроке работал активно, а кто просто отдохнул. Начнём занятие?!
Встаньте возле своих мест, пожалуйста!
« Гимнастика для ума»
1.Думающие ушки. (Разминаем ушки пальчиками сверху – вниз и наоборот.)
2. «Восьмёрка» (Разминка для глаз.)
3. «Кто хлопал?» (развитие слухового восприятия и внимания.)
Всё это мы с Вами выполнили, чтоб хорошо видеть, внимательно слушать и быстро думать.
Артикуляционная гимнастика.
Л.: Для того, чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки, сделаем небольшую зарядку. «Улыбочка» — “Трубочка”, “Лошадка”, “Покусаем язычок”.
-
Л: Сегодня на занятие мы будем продолжать работу с гласными «У» – «Ю». Вы будете учиться находить сходство и различие этих звуков и букв, правильно читать и писать слова и предложения.
Посмотрите внимательно на листочки перед вами (На которых много букв). Каждая команда (команда «У» ищет свою букву, а команда «Ю» свою) ищет букву, среди многих других. (Время 5 секунд.)
Считаем, отвечаем, проверяем.
-
Показ предметных картинок.
«Утки» — «Юла». (Называем)
Л: Какая первая буква в слове «Утки»?
Д: Буква — У
Л: Правильно, возьмите, пожалуйста, зеркала и произнесите букву «У»
Артикуляция звука «У»
Губы – вытянуты вперёд в трубочку. Воздушная струя – проходит без препятствий. Голосовые связки (Положите руку на горлышко) – дрожат, издают звук.
Л: А какая первая буква в слове «Юла»?
Д: Буква «Ю».
Л: Правильно! Опять поднимите зеркала, смотрите в них и произносите звук «Ю».
Л: Ребята, произнося букву «Ю», что мы слышим? Буква «Ю» особая, потому, что она в себе прячет два звука. Какие?
Д: «У» и «Й»!
Л: Правильно, она прячет в себе йотированный звук – Й и гласный – У.
Артикуляция звука «Ю».
Звук «У» мы с вами только что повторили. Произнесём звук «Й». Губы – в улыбке. Язычок – за нижними зубками. Воздушная струя – короткая, резкая.
Л: Когда мы произносим эти звуки, то они чем – то похожи. Почему нам так кажется?
Д: Потому, что в букве «Ю», тоже есть звук «У». Гласный звук «Ю» — волшебный, он делает мягким согласный, который стоит перед ним.
Л: Молодцы, ребята, для того чтоб не путать эти буквы на письме повторите их ещё раз, послушайте и поучитесь их различать.
IV. Чтение слогов по таблице.
Л.: Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слогов. Прочитаем их хором.
му ну пу ку ду ту
мю ню пю кю дю тю
Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?
Л. В первой строчке слоги произносится твердо, строго, а во второй строчке мягко. Гласный звук «Ю» — волшебный, он делает мягким согласный, который стоит перед ним.
-
Л: А теперь открыли тетради. Запишите сегодняшнее число. Пишите аккуратно! Записали? Положите ручки. Мы сделаем наши буквы из тех материалов, которые лежат у вас на краю стола. Сделайте из одного – Ю, а из другого – У. (Материал может быть любой, привычный детям и логопеду.) Когда сделаете, положите перед собой.
Я для вас приготовила карточки, по которым мы сегодня будем работать.
Л: Посмотрите на наши буквы, чем они похожи и чем нет? Буква У состоит из палочек, а буква Ю – состоит из палочек и кружочка.(рассмотрим элементы подробнее.) ((Ниже дополнительной строки пишем острый крючок,опускаемся по наклонной линии,выписываем петельку,перехлёст на верхней линеечке рабочей строки,уходим вправо и чуть-чуть вверх,,без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз,задерживаемся на строке,поднимаемся вверх,влево,замыкаем букву.
Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх.
Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.))
Л: Молодцы, все правильно! Сели ровно, продолжаем работать.
Л: Вы видите у себя в тетрадях показы букв, пропишите их. Работа в тетрадях.
А теперь немного отдохнем.
-
Физкультминутка.
Отдохнем подвижно…
Встаньте возле своих мест.
Играем в рыбку.
Вы рыбки (Руки вдоль тела, кисти — плавники).
Рыбы плывут – извиваемся.
Когда рыбки плывут,
они пускают пузырьки – губки трубочкой, открываем – закрываем.
Подвигаем плавниками (Быстро — медленно).
Рыбки смотрят – моргаем глазками (Быстро — медленно).
Отдохнули!
Сели по местам.
Продолжаем работать.
Л: Посмотрите на задание под цифрой 2.
Вы видите предложения, в которых есть «Больные» — слова. Вам надо их вылечить (вставить пропущенную букву.) Кто из вас сделает это правильно, получит звание «Умного доктора».
Кат…ша кормит к…р.
Я вста… рано …тром.
На …роке я чита…
…ра …чит …роки.
А теперь с красными карандашами подчеркиваем гласные У-Ю в словах. У-одной чертой, Ю-с двумя чертами.
Проверка.
Л: Молодцы!
Вы сейчас выставляли буквы, но при этом вы видели слова, в которых они пропущены. А теперь будем работать так; На ваших карточках под цифрой 3, страничка поделена на две половины (У-Ю). (Один ребёнок к доске). Я буду называть слова, а вы должны записать их в нужный столбик.
Слова: утро, юбка, урок, юла, Юра, утка.
Итог: Закончили.
— Давайте еще раз вспомним, какие звуки вы учились различать?
— Чем они похожи?
— Чем отличаются?
— Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были
внимательными, активными.
— Скажите, пожалуйста, кто работал сегодня очень хорошо? Давайте, посчитаем, жетоны! Отметить, кто и как работал.
Спасибо большое, ребята, за урок!