Урок обучения грамоте в 1 А классе.

Учитель Феднова Т. А.

Тема: Звук (ш). Согласная строчная буква ш.

Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.

Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формируем умение:

— извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,

— выявлять сущность, особенности объектов,

— на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД: формируем умение:

— высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, — оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: формируем умение:

— слушать и понимать речь других,

— строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,

— участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.

Личностные УУД: формируем умение:

— высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,

— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал

(в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.

Ход урока.

I Орг.момент

— Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.

— Садитесь.

— Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня в школу.

— Начинаем урок обучения грамоте. Настроимся на работу.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

II Мотивация к учебной деятельности.

— К нам торопится одна гостья. Угадайте, кто это?

(звучит фонограмма «Песня Шапокляк»)

-Узнали? Шапокляк сегодня у нас в гостях. Торопилась к нам, поднялась по ступенькам, а слово на вывеске прочитать не смогла (-кола) Как вы думаете, почему? (не знает всех букв) Давайте посмотрим, какая буква может подойти к этому слову. (т, к, п, с)

— Что можете рассказать о буквах? Что объединяет все эти буквы? Можно ли подставить какую- либо из этих букв в слово на вывеске?

III Актуализация знаний.

— Давайте посмотрим, а что принесла с собой Шапокляк (пустой звуковичек)

-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)

-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Если мы с ним познакомимся, то поможем Шапокляк прочитать слово на вывеске.

-Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)

-Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков.

IV Целеполагание.

— Как шипит змея?

— Как шипит гусь?

— Как спускает шину?

— Догадались, какой звук будем сегодня изучать?

-Какие задачи поставим перед собой на уроке? Чему мы должны научиться?

1) познакомиться с новым звуком и буквой;

2) научиться писать новую букву;

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.

IV Реализация.

-Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? Продолжите стихотворения

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему (штанишки)

— Произнесем первый звук. Что можете о нем сказать? (он согласный, при произношении встречает преграду)

-Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство)

-Надеваем шляпку на звуковичка.

-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)

-Шапокляк приготовила для вас задание (рисунки, кружочки-звуки)

Работа в группах: Обозначьте слово звуками и определите, твердый или мягкий новый звук (ш): ушки, шары, шляпа, малыш, шуба, мыши.

— Что вы узнали про новый звук? (стоит в начале, середине, конце слова, твердый звук) Наденем синий башмачек.

-Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли.

Посмотрели на шалаш,

Был ничей, а будет наш.

-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].

Звук [ш] всегда твёрдый.

(одеваем второй синий башмачок)

-Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)

-Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране.

Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.

-Звук [ш] обозначается буквой ш.

-Что напоминает вам эта буква?

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е.

— Откройте тетради по чтению и напечатайте букву Ш до конца строки.

Физминутка. Какое слово с новым звуком услышали?

V Первичное закрепление.

— Откройте прописи. Назовите слова по рисунку со звуком (ш). (шары, шут, шутник, ширма, шорты)

— Заштрихуйте шорты красным цветом по горизонтали, ширму – зеленым по вертикали. Закрасьте шары синим цветом.

— Как вы думаете, зачем мы открыли прописи? Чему должны будем научиться?

— Но, на первой строке другая буква. Почему? (пишем и, ш, чередуем)

Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)

-Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт)

— Вы научились писать новую букву? Оцените, как у вас это получилось? (шары)

— Зачем изучаем новую букву?

— Читаем слоги хором, вразброс, по одному.

— В тетрадях по чтению составьте слоги в первом столбике.

VI Самостоятельная работа (в парах).

— Шапокляк приготовила для вас еще одно задание. Поработайте в парах, соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

ша лаш

Ми ша

ка мыш

суш ки

— Прочитайте, какие слова получились.

VII Вторичное закрепление.

Читаем слоги в прописи. Посмотрите образец написания. Пропишите до конца строки.

— Составьте предложение. Какое же слово не могла прочитать Шапокляк? А теперь сможет? Почему? А мы сможем читать слова, предложения с новой буквой? Записывать слова? Почему?

VIII Рефлексия.

-У кого были затруднения при изучении нового звука, буквы? Какие?

-Давайте нашей гостье Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … ШАРЫ

-Почему именно этот предмет мы дарим?

-Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были трудности, но вы с ними справились – подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться – подарите красный шарик.

— Мы продолжим знакомиться с особенным звуком и буквой на следующем уроке. А сейчас, встали. Урок закончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here