Урок обучения грамоте в 1 А классе.
Учитель Феднова Т. А.
Тема: Звук (ш). Согласная строчная буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
— извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,
— выявлять сущность, особенности объектов,
— на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: формируем умение:
— высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, — оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
— слушать и понимать речь других,
— строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,
— участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
— высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал
(в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.
Ход урока.
I Орг.момент
— Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.
— Садитесь.
— Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня в школу.
— Начинаем урок обучения грамоте. Настроимся на работу.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II Мотивация к учебной деятельности.
— К нам торопится одна гостья. Угадайте, кто это?
(звучит фонограмма «Песня Шапокляк»)
-Узнали? Шапокляк сегодня у нас в гостях. Торопилась к нам, поднялась по ступенькам, а слово на вывеске прочитать не смогла (-кола) Как вы думаете, почему? (не знает всех букв) Давайте посмотрим, какая буква может подойти к этому слову. (т, к, п, с)
— Что можете рассказать о буквах? Что объединяет все эти буквы? Можно ли подставить какую- либо из этих букв в слово на вывеске?
III Актуализация знаний.
— Давайте посмотрим, а что принесла с собой Шапокляк (пустой звуковичек)
-Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)
-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Если мы с ним познакомимся, то поможем Шапокляк прочитать слово на вывеске.
-Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)
-Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков.
IV Целеполагание.
— Как шипит змея?
— Как шипит гусь?
— Как спускает шину?
— Догадались, какой звук будем сегодня изучать?
-Какие задачи поставим перед собой на уроке? Чему мы должны научиться?
1) познакомиться с новым звуком и буквой;
2) научиться писать новую букву;
3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.
IV Реализация.
-Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? Продолжите стихотворения
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно (шишек)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки)
— Произнесем первый звук. Что можете о нем сказать? (он согласный, при произношении встречает преграду)
-Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство)
-Надеваем шляпку на звуковичка.
-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)
-Шапокляк приготовила для вас задание (рисунки, кружочки-звуки)
Работа в группах: Обозначьте слово звуками и определите, твердый или мягкий новый звук (ш): ушки, шары, шляпа, малыш, шуба, мыши.
— Что вы узнали про новый звук? (стоит в начале, середине, конце слова, твердый звук) Наденем синий башмачек.
-Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.
-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].
Звук [ш] всегда твёрдый.
(одеваем второй синий башмачок)
-Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)
-Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране.
Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.
-Звук [ш] обозначается буквой ш.
-Что напоминает вам эта буква?
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е.
— Откройте тетради по чтению и напечатайте букву Ш до конца строки.
Физминутка. Какое слово с новым звуком услышали?
V Первичное закрепление.
— Откройте прописи. Назовите слова по рисунку со звуком (ш). (шары, шут, шутник, ширма, шорты)
— Заштрихуйте шорты красным цветом по горизонтали, ширму – зеленым по вертикали. Закрасьте шары синим цветом.
— Как вы думаете, зачем мы открыли прописи? Чему должны будем научиться?
— Но, на первой строке другая буква. Почему? (пишем и, ш, чередуем)
Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
-Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)
-Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт)
— Вы научились писать новую букву? Оцените, как у вас это получилось? (шары)
— Зачем изучаем новую букву?
— Читаем слоги хором, вразброс, по одному.
— В тетрадях по чтению составьте слоги в первом столбике.
VI Самостоятельная работа (в парах).
— Шапокляк приготовила для вас еще одно задание. Поработайте в парах, соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
ша лаш
Ми ша
ка мыш
суш ки
— Прочитайте, какие слова получились.
VII Вторичное закрепление.
— Читаем слоги в прописи. Посмотрите образец написания. Пропишите до конца строки.
— Составьте предложение. Какое же слово не могла прочитать Шапокляк? А теперь сможет? Почему? А мы сможем читать слова, предложения с новой буквой? Записывать слова? Почему?
VIII Рефлексия.
-У кого были затруднения при изучении нового звука, буквы? Какие?
-Давайте нашей гостье Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … ШАРЫ
-Почему именно этот предмет мы дарим?
-Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были трудности, но вы с ними справились – подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться – подарите красный шарик.
— Мы продолжим знакомиться с особенным звуком и буквой на следующем уроке. А сейчас, встали. Урок закончен.