Конспект урока
Название: Дифференциация П – Т в словах, предложениях.
Цель: Создать условия для обучения различать звуки [п], [т] на слух и буквы п, т на письме.
Задачи:
-
развитие оптико-пространственных представлений;
-
развитие психических и мыслительных операций, зрительного внимания, памяти;
-
развитие мышц артикуляционного аппарата;
-
способствовать развитию мелкой моторики;
-
совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам;
-
активизация и расширение словаря;
-
совершенствование связной речи;
-
воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Название этапа урока, продолжительность в минутах | Деятельность педагога | Деятельность группы | |
1 | Орг. момент – 1 мин. | — Добрый день, ребята. Всем хорошего дня. — Вспоминаем главное правило. Если хочешь отвечать, надо … Отвечает только тот, кого учитель … | Дети приветствуют, договаривают фразы: — …руку поднимать, -…назовёт |
2 | Артикуляционная гимнастика – 1 мин. | — Чтобы говорить чётко, понятно, давайте сделаем зарядку губами. — Возьмите зеркала, следите за своими губами. — Я играю на губе как на дудке, на трубе — Я играю на гармошке, веселю ребят немножко. — Долго играли, сколько время прошло, покажут часики | С индивид. зеркалами выполняют упражнения артик. гимнастики «Заборчик», «Дудочка», «Часики», «Вкусное варенье» |
3 | Фонетическая зарядка – 1-2 мин.
| — А теперь проверим, хорошо ли вы размяли ротики, вместе скажем известную скороговорку «От топота копыт, пыль по полю летит». — Какие звуки в скороговорке чаще повторяются? | Проговаривают скороговорку
— [п], [т] |
4 | Объявление темы – 1 мин. | — Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы п и т |
|
5 | Основная часть –15 мин | — Когда произносим [п], [т], что работает?
-Какие это звуки?
— А в чём сходство и различие букв п и т?
— Эти буквы найдите в текстах: п — обвести, т — зачеркнуть. — А теперь давайте поищем в словах эти звуки, найденную букву выложим из арбузных семечек.
— Как эти вещи назвать 1 словом? — К нам прилетела пчёлка. Настоящая пчела –очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она собирает нектар, перелетает от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает не по цветочному полю, а по буквенному. Вместо нектара она собирает буквы. Внимательно следите за ней, на какие буквы она будет садиться, запоминайте и составляйте слово. — 1ая буква, на которую села пчёлка –т, далее полетела вверх на 3 буквы и повернула направо, остановилась. Далее полетела 2 буквы вправо и вниз 2 буквы, остановилась. Полетела дальше влево, на соседнюю букву, взлетела вверх на 1 букву, остановилась. Потом полетела влево на 2 буквы и села. Какое слово получилось? — Давайте это слово выложим фишками.
— Сколько звуков? — Какой 2й звук, 5й звук, 3 звук, 1й звук? — На следующее поле полетела пчёлка. 1ая буква находится в 3 ряду, 5 столбце. Далее перелетела на соседнюю букву слева, остановилась. Полетела дальше вниз на 2 буквы, повернула налево на 1 букву, остановилась. Потом на 1 вверх и на 1 налево, остановилась. Затем 3 буквы вверх и на 1 направо, остановилась. Какое слово получилось? — Выкладываем фишками это слово.
— Сколько звуков? — Какой 4й звук, 2 звук, 5 звук, 1 звук? — А кто разносит почту? — Вот и к нам пришёл почтальон, принёс письма. Давайте прочитаем, что написано.
— Как понять шифровку?
— Читаем 1 строку. Как 1 словом всех назвать? — Читаем 2 строку. Как 1 словом всех назвать? — Читаем 3 строку. Как назвать 1 словом? — Запишите эти слова, с расшифрованными буквами
| — [П] – участвуют губы, [т] – участвует язык, упираясь в зубы. — Это глухие согласные звуки. — У них одинаковые элементы, п «прячется» в т. У буквы т – «3 ножки», у п – 2 . Работают в газетах Определяют звук, выкладывают букву из арбузных семечек — инструменты
— Т-а-п-к-и Выкладывают фишками (синяя, красная, синяя, зелёная, красная) — 5звуков — а, и, п, т
— П-о-ч-т-а
Выкладывают фишками (синяя, красная, зелёная, синяя, красная) — 5 звуков — т, о, а, п — почтальон Работают по индивидуальным карточкам. — // -п, /// — т
— птицы
— животные
— деревья Записывают слова.
|
6 | Физ. минутка — 1-2 мин. | — Чтобы ваши глазки отдохнули, встаньте и проследите за полётом пчёлки — Теперь меняем звук п – на т, т – на п в словах. У кого мяч в руках, тот отвечает. Полк, тачка, тара, почки.
— Заменили звук – поменялся смысл слова? | Делают зарядку глазами.
— толк, пачка, пара, точки. — да |
7 | Продолжение основной части — 10-15 мин. | — Отдохнули, а у нас ещё есть 1 письмо.
— Как вы думаете, какое задание?
— И из этих слов составить предложение, записать в тетрадь. — 1 предложение составляем.
— Правильно. Записываем. Как обозначается начало предложения, конец предложения?
— Следующее предложение составляем. Записываем. — Следующее предложение составляем. Записываем. — Следующее предложение составляем. Записываем. — Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, поэтому отправляемся отдыхать. — Полетим на … (показ изографа «Вертолёт»). Данил, выйди к доске, покажи каждую букву по порядку.
— Когда мы посмотрели вниз, то увидели поле, на котором работает …(показ изографа «Трактор»). Кто следующий хочет показать все буквы по порядку?
— Пора спускаться вниз. В этом нам поможет … (показ изографа «Парашют»). Покажи каждую букву.
— Когда опустились, увидели на земле разноцветные … (показ изографа «Лист»)
— Мы устали идти пешком, возвращаемся из путешествия на … (показ изографа «Автомобиль»).
| Работа по индивидуальным карточкам. — нужно вставить пропущенные буквы в слова.
— У Наташи тёплые тапки. — Начало – заглавной буквой, конец – точкой. — Таня подметает пол. — Дети идут на каток. — Папа купил торт.
— На вертолёте. Ребёнок показывает каждую букву этого слова по порядку.
— трактор. Ребёнок показывает каждую букву этого слова по порядку.
— парашют. Ребёнок показывает каждую букву этого слова по порядку.
— листья. Следующий ребёнок показывает каждую букву этого слова по порядку.
— автомобиле. Следующий ребёнок показывает каждую букву этого слова по порядку. |
8 | Итог занятия — 1-2 мин. | — Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? — Заканчивается наше занятие. Какие задания вам больше всего понравились? — Как различать буквы п и т? | Предполагаемые ответы детей.
— у буквы п – пара «ножек», у буквы т – три «ножки» |
у, … а…ки, …ё…лые, На…аши
…одме…ае…, …аня, …ол
ка…ок, иду…, на, де…
ку…ил, …а…а, …орт
Нас…я, …ор…фель, …енал, в,
кладё…