Препеляк Ирина Валентиновна

МКОУ Грибановская СОШ №3,

п.г.т. Грибановский, учитель – логопед.

Логопедическое занятие с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Тема: «Дифференциация Т–Д»

Цель: учить различать звуки и буквы Т–Д

Задачи:

  1. обучающие:

    • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

    • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;

    • совершенствование способности выделять и различать звуки [т] — [д] в ряду слов, предложениях;

    • развитие звукового анализа и синтеза;

    • расширение словарного запаса;

    • совершенствование связной речи.

  2. коррекционные:

    • преодоление речевого негативизма;

    • устранение аграмматизмов в структуре устной и письменной речи;

    • развитие общей и мелкой моторики;

    • развитие неречевых психических процессов.

  3. воспитательные:

    • воспитание интереса к родному языку;

    • формирование навыков контроля и самоконтроля, самооценки речевой и учебно-практической деятельности.

Приёмы: беседа, диалог, работа со звуковыми схемами, выполнение заданий на развитие творческого мышления.

Методы: словесный, наглядно — иллюстративный, продуктивный.

Оборудование: проектор, экран, презентация, условные обозначения звуков и слогов, тетради, мяч, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Артикуляционная гимнастика: «Лошадки», «Чистим зубы», «Пулемет».

  3. Пальчиковая гимнастика: «Коза — Рожки», «Я здороваюсь …», «Гармошка».

  4. Назовите картинки, сравните по написанию и значению: уточка – удочка, плоды – плоты, точка – дочка (слайды 2-4).

  5. Сообщение темы занятия (слайд 5). Сравнительная характеристика артикуляционных укладов и звуков [т] — [д] (слайды 6,7).

  6. Игра с мячом: добавьте в конце слов «хвостик» —та или —да. Объясните значение слов.

Лопа-, приро-, воро-, горо-, мач-, боро-, гуся-, посу-, забо-, бесе-, звез-.

  1. Работа в тетрадях: запишите слова в 3 столбика (т, д, тд).

Автобус, стадо, трамвай, подарки, студент, сады, пальто, доброта, ягода.

Объясните значение слов стадо, студент, составьте с ними предложения. Назовите съедобные ягоды. Посчитайте пальто от 1 до 10.

Взаимопроверка.

  1. Физ. минутка

«Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись!

А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки!»

Объясните значение слова «чехарда», какой звук, [т] или [д], произносим в этом слове, на каком месте. Составьте звуковую схему слова с помощью условных обозначений.

  1. Работа по командам: запишите как можно больше слов, в которых одновременно есть буквы т,д.

  2. Назовите картинки с заданным звуком, определите его место (слайды 8,9). Назовите все предметы одним словом. Устно составьте предложение со словом «дуршлаг».

  3. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы т,д (слайд 10). Подчеркните букву т красным цветом, букву д зеленым цветом. Придумайте продолжение рассказа.

  4. Оцените свою работу с помощью «линейки достижений».

  5. Итог занятия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here