Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими ОНР III— уровня, акустико-фонетическую дизграфию.
Тема: Дифференциация звуков (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.
Цель: Учить детей дифференцировать звуки (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.
Задачи:
— развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
— учить сравнительной характеристике образа звука;
— формировать навык звукослогового и буквенного анализа и синтеза слов;
— развивать зрительную, слуховую и моторную память;
— формировать связную речь через составление рассказа по плану и составление описательных загадок;
— развивать умение создавать цветовую ассоциацию связанную с акустическим образом звука;
— закреплять знания по лексической теме «Животные северных и жарких стран»;
— учить ориентации во времени;
— закреплять зрительный образ письменных и печатных букв Бэ , Пэ .
Оборудование, организация детей | Содержание этапов занятия | |
1. Артикуляционная моторика. — развивать мимические мышцы, необходимые для произнесения звуков (П) и (Б). | Дети сидят за столами, у каждого индивидуальное зеркало. | Л: — Сегодня нас ждёт путешествие в мир животных. И отправимся мы в путь-дорогу вместе с нашими язычками (артикуляционная гимнастика). Дети перед зеркалами делают упражнения: — улыбка, -трубочка, — лопатка, — горка. |
2. Сравнительная характеристика звуков. — формировать артикуляционно-акустический образ звука, — развивать зрительный и слуховой анализаторы, — развивать способность развивать цветовые ассоциации, связанные с данным звуком, — формировать временные представления. | На доске висят рисунки – «ассоциации» детей, связанные с акустическим образом звука. Схемы (колокольчики) звонкого и глухого согласного звука.
Индивидуальные зеркала. | Л.: — Какое сейчас время года? Д.: — Зима. Л.: — Какой месяц? Д.: — Февраль. Л.: — Какие зимние месяцы вы ещё знаете? Д.: — Декабрь, январь. Л.: — Февраль, какой по счёту месяц среди зимних месяцев? Д.: — Третий. Л.: — А среди 12 месяцев года? Д.: — Второй.
На доске расположены рисунки-ассоциации детей с одной стороны на звук (П), с другой на звук (Б). Л.: — С каким звуком у вас ассоциируется этот зимний февральский день? Д.: — Рисунки-ассоциации со звуком (Б). Л.: — Почему? Д.: — Этот звук солнечный, яркий, весёлый, звонкий, горячий, разноцветный, — как сегодняшний день. Л.: — А какая характеристика этого звука? Д.: — Звук (Б) согласный, звонкий. Л.: — Почему звук (Б) звонкий? Д.: — Звук (Б) произносится с помощью голоса. Л.: — С каким звуком ассоциируется у вас этот зимний день февраля? (показываю на вторую половину рисунков-ассоциаций). Д.: — Со звуком (П). Л.: — Почему? Д.: — Этот звук тихий, глухой, спокойный, холодный, сумрачный, снежный. Л.: — А какая главная отличительная характеристика этого звука? Д.: — Звук (П) согласный, глухой. Л.: — Почему звук (П) глухой? Д.: — Произносится без помощи голоса, голос не участвует в произнесении звука. Л.: — Возьмите зеркала и посмотрите, как произносятся эти звуки (Б) и (П). — Что общего у этих звуков (Б) и (П)? Д.: — Одинаковая артикуляция. Л.: — Чем отличаются эти звуки? Д.: — Отличаются присутствием голоса. Звук (Б) произносится с голосом, а звук (П) – без голоса. Л.: — Всё верно. Сегодня, мы будем учиться различать звуки (Б) и (П) в словах. (вывешиваются схемы звуков в тот момент, когда они называются). |
3. Выделение звуков в словах. -расширять словарь, путём подбора прилагательных, — развивать фонематический анализ, — учить выделять звуки в словах. | — Схемы звуков, — Иллюстрация с изображением животного: соболь, бурундук, кабан, зубр; черепаха, леопард, антилопа, панда (вывешиваются на доску). — Загадка на каждого животного (у логопеда). | Убираются рисунки-ассоциации. Обращается внимание детей на иллюстрации животных. Л.: — Ребята, мы попали в мир животных. Этот мир очень интересный, таинственный, загадочный. Загадайте друг другу загадку о животных и догадайтесь о каком животном идёт речь (ребята придумывают загадки описательного характера. Вывешивают иллюстрацию под символ звука). — Молодец. Почему ты повесил иллюстрацию к данной схеме? Д.: — В этом слове слышится звук (Б). (Четыре загадки придумывают дети, четыре логопед). Л.: — В названии этих животных есть какой звук? Д.: — Звук (Б). Л.: — А в названии этих животных? Д.: — Звук (П). Л.: — Что ещё объединяет животных из этих групп? Д.: — Животные, в названиях которых есть звук (Б), живут в северных, холодных странах. А животные, в названиях которых есть звук (П), в жарких странах. |
4. Выделение слогов в слове. — учить звуко-слоговому анализу, — формировать внутренний и слуховой контроль, — формировать слухо-речевую память, сукцессивную память в речи. | Слоговые схемы прикреплены к нижней части доски.
Цепочки слов. | Л.: — Ребята, я предлагаю вам накормить этих животных. Каждый по одному животному. — Кого ты хочешь накормить? Д.: — Антилопу. Л.: — Правильно подбери схему-«кормушку». Подумай, в каком по счёту слоге находится звук (П). (дети выбирают схему -«кормушку», располагают её с иллюстрацией животного). — Почему ты выбрал эту схему-«кормушку»? Д.: — В слове Антилопа четыре слога, звук (П) находится в четвёртом слоге. Л.: — Молодцы. Правильно выбрали схемы-«кормушки. Теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Послушайте ещё раз слова и выделите в словах слоги со звуками (Б) и (П) и произнесите эти слоги. ! Повторите задание, что нужно сделать. Д.: — Назвать слоги со звуками (Б) и (П), которые мы услышим в словах. Л.: — Правильно. Называем только слоги! Внимание. Слушаем слова: — кабан-панда-пантера (ба-па-па), — пума-бурундук-пурга (пу-бу-пу), — бык-сугробы-копыта (бы-бы-пы).(дети называют цепочки слогов) Л.: — Молодцы. Вы были очень внимательны. Сейчас отдохнём. |
5. Физкультминутка. — развитие ритмической стороны речи, — развитие психических познавательных процессов (памяти). | Дети произвольно стоят (около столов). | Логопед читает стихотворение и вместе с детьми делает движения. Л.: — Ой, метёт, метёт зима, Много снега намела, Закружила, завертела, Улеглась, под ёлку «села», И теперь тихонько спит, Лес дремучий сторожит. Л.: — Что мы с вами изображали? Д.: — Зиму, сугробы, ветер, как кружится снег, зима «спит» под ёлкой. Л.: — Как ещё можно назвать сильный зимний ветер? Д.: — Метель, вьюга. Л.: — Вы дома должны были подумать и подобрать такие слова, в которых были бы звуки (Б) и (П). Вспомните слова, говорящие о сильном ветре, в которых есть звуки (Б) и (П). Д.: — Пурга, буран.(если дети не отвечают, логопед знакомит их с новыми словами). |
6. Пальчиковая гимнастика. — развивать взаимодействие нескольких анализаторных систем (слуховая, тактильная, зрительная, двигательная), — осуществлять связь между мелкой моторикой, рисунком и ритмической стороны речи. | 4 шарика, 4 альбомных листа (на листе изображено: ёлка, сугробы, кабан). | Л.: — Вы замечательно изображали ветер, зиму, были ловкими и гибкими. А ловкие ли ваши пальчики? Давайте проверим. — Вот вам картинки с изображением ёлки, волнистых сугробов и кабана. А это вам шероховатые шарики. Возьмите шарик пятью пальцами правой руки и катите шарик по рисунку, перебирая шарик всеми пальцами (дети катают шарик пальцами правой руки, затем пальцами левой руки). Логопед читает стихотворение: Трескучие морозы усыпали Мохнатую задумчивую ель. Колючие иголки застыли и Замела их белая метель. Легли кругом волнистые сугробы Не слышно больше звуков вдалеке. И лишь кабан гуляет по дороге За ёлкой прячется во тьме. Л.: — Молодцы. Ваши пальчики очень ловкие. |
7. Связь звука с буквами. — развитие зрительного образа буквы, — фонематический анализ, — связь звука с графическим образом буквы, — внутренний и слуховой контроль. | — 4 листа с печатными буквами алфавита, — 4 набора: силуэты животных, в названиях которых есть звуки (Б) или (П), — 4 ручки. | Л.: — Назовите, о каких звуках мы сегодня говорили? Д.: — Звуки (Б), (П). Л.: — Звук (Б) какой? Д.: — Согласный, звонкий. Л.: — Звук (П) какой? Д.: — Согласный, глухой. Л.: — С помощью чего мы можем обозначить звук на письме? Д.: — С помощью буквы. Л.: — (раздаю листы с напечатанным алфавитом) — Какая буква соответствует звуку (Б), обведите её. Л.: — Назовите букву, соответствующую звуку (Б) Д.: — Буква Бэ. Л.: — Обведите букву, соответствующую звуку (П) и назовите её. Д.: — Буква Пэ. Л.: — А как выглядит письменная строчная буква Пэ. Напишите её в воздухе. — Напишите в воздухе письменную строчную букву Бэ. — Замечательно. Я раздам вам конверт с силуэтами животных. Выберите пожалуйста силуэт того животного, которое вам больше нравится. Положите его перед собой. — Сейчас я буду называть слова. если вы услышите в слове звуки (Б) или (П), запишите этот звук соответствующей буквой на силуэте. Если этих звуков в словах нет, напишите прочерк. — Повторите задание. Л.: — Слушаем слова: кобра, дикобраз, тигр, пума, зебра, панда, олень, барсук. Л.: — Давайте проверим. Кто назовёт буквы, которые записал. Остальные проверяют и исправляют ошибки карандашом (ББ-ПБП-Б). Л.: — Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы. |
8. Составление рассказов. — контроль за составлением предложений, последовательностью предложений (соответствие плану), — развитие связной речи, — совершенствование навыков письма. | Составление рассказов. | Л.: — Сейчас произойдёт волшебное превращение. Закройте глаза. Сидите тихо-тихо, вы превращаетесь в животных, силуэты которых вы выбрали. — Раз, два, три — глаза разомкни. В кого ты превратился? (спросить каждого из детей). Л.: — Расскажите о себе. В помощь вам план рассказа. План: 1. Кто я? Как меня зовут? (кличка) 2. Где я живу? 3. Как я выгляжу? (внешний вид). 4. Мои повадки? 5. Что я ем? 6. Кто мои враги? 7. Как я защищаюсь? 8. Что я люблю? Л.: — У кого рассказ готов? (дети по очереди рассказывают). Л.: — Возьмите пожалуйста силуэт животного, переверните его и запишите на нём одно предложение, которое вам в своём рассказе больше всего понравилось. (дети пишут). — Прочитайте своё предложение. (дети читают). |
9. Итог |
4 набора с цветными кругами- настроения. | Л.: — О каких звуках мы сегодня говорили? Д.: — О звуках (Б) и (П). Л.: — Звук (Б) какой? — Звук (П) какой? Что общего у этих звуков? Чем они отличаются? Какой буквой обозначается на письме звук (Б)? Какой буквой на письме обозначается звук (П)? Л.: — С каким настроением вы сегодня путешествовали в мире животных? Выберите цвет вашего настроения. — Спасибо. Молодцы. Домашнее задание: — Выберите любой силуэт животного и заштрихуйте его с одной стороны буквой Бэ, а с другой – буквой Пэ. Чередуйте строчки заглавной и строчной письменных букв. |