Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими ОНР III— уровня, акустико-фонетическую дизграфию.

Тема: Дифференциация звуков (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.

Цель: Учить детей дифференцировать звуки (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.

Задачи:

— развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

— учить сравнительной характеристике образа звука;

— формировать навык звукослогового и буквенного анализа и синтеза слов;

— развивать зрительную, слуховую и моторную память;

— формировать связную речь через составление рассказа по плану и составление описательных загадок;

— развивать умение создавать цветовую ассоциацию связанную с акустическим образом звука;

— закреплять знания по лексической теме «Животные северных и жарких стран»;

— учить ориентации во времени;

— закреплять зрительный образ письменных и печатных букв Бэ , Пэ .

Задачи этапов

Оборудование, организация детей

Содержание этапов занятия

1. Артикуляционная моторика.

— развивать мимические мышцы, необходимые для произнесения звуков (П) и (Б).

Дети сидят за столами, у каждого индивидуальное зеркало.

Л: — Сегодня нас ждёт путешествие в мир животных. И отправимся мы в путь-дорогу вместе с нашими язычками (артикуляционная гимнастика). Дети перед зеркалами делают упражнения:

— улыбка,

-трубочка,

— лопатка,

— горка.

2. Сравнительная характеристика звуков.

— формировать артикуляционно-акустический образ звука,

— развивать зрительный и слуховой анализаторы,

— развивать способность развивать цветовые ассоциации, связанные с данным звуком,

— формировать временные представления.

На доске висят рисунки – «ассоциации» детей, связанные с акустическим образом звука.

Схемы (колокольчики) звонкого и глухого согласного звука.

Индивидуальные зеркала.

Л.: — Какое сейчас время года?

Д.: — Зима.

Л.: — Какой месяц?

Д.: — Февраль.

Л.: — Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Д.: — Декабрь, январь.

Л.: — Февраль, какой по счёту месяц среди зимних месяцев?

Д.: — Третий.

Л.: — А среди 12 месяцев года?

Д.: — Второй.

На доске расположены рисунки-ассоциации детей с одной стороны на звук (П), с другой на звук (Б).

Л.: — С каким звуком у вас ассоциируется этот зимний февральский день?

Д.: — Рисунки-ассоциации со звуком (Б).

Л.: — Почему?

Д.: — Этот звук солнечный, яркий, весёлый, звонкий, горячий, разноцветный, — как сегодняшний день.

Л.: — А какая характеристика этого звука?

Д.: — Звук (Б) согласный, звонкий.

Л.: — Почему звук (Б) звонкий?

Д.: — Звук (Б) произносится с помощью голоса.

Л.: — С каким звуком ассоциируется у вас этот зимний день февраля? (показываю на вторую половину рисунков-ассоциаций).

Д.: — Со звуком (П).

Л.: — Почему?

Д.: — Этот звук тихий, глухой, спокойный, холодный, сумрачный, снежный.

Л.: — А какая главная отличительная характеристика этого звука?

Д.: — Звук (П) согласный, глухой.

Л.: — Почему звук (П) глухой?

Д.: — Произносится без помощи голоса, голос не участвует в произнесении звука.

Л.: — Возьмите зеркала и посмотрите, как произносятся эти звуки (Б) и (П).

— Что общего у этих звуков (Б) и (П)?

Д.: — Одинаковая артикуляция.

Л.: — Чем отличаются эти звуки?

Д.: — Отличаются присутствием голоса. Звук (Б) произносится с голосом, а звук (П) – без голоса.

Л.: — Всё верно. Сегодня, мы будем учиться различать звуки (Б) и (П) в словах. (вывешиваются схемы звуков в тот момент, когда они называются).

3. Выделение звуков в словах.

-расширять словарь, путём подбора прилагательных,

— развивать фонематический анализ,

— учить выделять звуки в словах.

— Схемы звуков,

— Иллюстрация с изображением животного: соболь, бурундук, кабан, зубр; черепаха, леопард, антилопа, панда (вывешиваются на доску).

— Загадка на каждого животного (у логопеда).

Убираются рисунки-ассоциации.

Обращается внимание детей на иллюстрации животных.

Л.: — Ребята, мы попали в мир животных. Этот мир очень интересный, таинственный, загадочный. Загадайте друг другу загадку о животных и догадайтесь о каком животном идёт речь (ребята придумывают загадки описательного характера. Вывешивают иллюстрацию под символ звука).

— Молодец. Почему ты повесил иллюстрацию к данной схеме?

Д.: — В этом слове слышится звук (Б).

(Четыре загадки придумывают дети, четыре логопед).

Л.: — В названии этих животных есть какой звук?

Д.: — Звук (Б).

Л.: — А в названии этих животных?

Д.: — Звук (П).

Л.: — Что ещё объединяет животных из этих групп?

Д.: — Животные, в названиях которых есть звук (Б), живут в северных, холодных странах. А животные, в названиях которых есть звук (П), в жарких странах.

4. Выделение слогов в слове.

— учить звуко-слоговому анализу,

— формировать внутренний и слуховой контроль,

— формировать слухо-речевую память, сукцессивную память в речи.

Слоговые схемы прикреплены к нижней части доски.

Цепочки слов.

Л.: — Ребята, я предлагаю вам накормить этих животных. Каждый по одному животному.

— Кого ты хочешь накормить?

Д.: — Антилопу.

Л.: — Правильно подбери схему-«кормушку». Подумай, в каком по счёту слоге находится звук (П). (дети выбирают схему -«кормушку», располагают её с иллюстрацией животного).

— Почему ты выбрал эту схему-«кормушку»?

Д.: — В слове Антилопа четыре слога, звук (П) находится в четвёртом слоге.

Л.: — Молодцы. Правильно выбрали схемы-«кормушки. Теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Послушайте ещё раз слова и выделите в словах слоги со звуками (Б) и (П) и произнесите эти слоги.

! Повторите задание, что нужно сделать.

Д.: — Назвать слоги со звуками (Б) и (П), которые мы услышим в словах.

Л.: — Правильно. Называем только слоги! Внимание. Слушаем слова:

— кабан-панда-пантера (ба-па-па),

— пума-бурундук-пурга (пу-бу-пу),

— бык-сугробы-копыта (бы-бы-пы).(дети называют цепочки слогов)

Л.: — Молодцы. Вы были очень внимательны. Сейчас отдохнём.

5. Физкультминутка.

— развитие ритмической стороны речи,

— развитие психических познавательных процессов (памяти).

Дети произвольно стоят (около столов).

Логопед читает стихотворение и вместе с детьми делает движения.

Л.: — Ой, метёт, метёт зима,

Много снега намела,

Закружила, завертела,

Улеглась, под ёлку «села»,

И теперь тихонько спит,

Лес дремучий сторожит.

Л.: — Что мы с вами изображали?

Д.: — Зиму, сугробы, ветер, как кружится снег, зима «спит» под ёлкой.

Л.: — Как ещё можно назвать сильный зимний ветер?

Д.: — Метель, вьюга.

Л.: — Вы дома должны были подумать и подобрать такие слова, в которых были бы звуки (Б) и (П).

Вспомните слова, говорящие о сильном ветре, в которых есть звуки (Б) и (П).

Д.: — Пурга, буран.(если дети не отвечают, логопед знакомит их с новыми словами).

6. Пальчиковая гимнастика.

— развивать взаимодействие нескольких анализаторных систем (слуховая, тактильная, зрительная, двигательная),

— осуществлять связь между мелкой моторикой, рисунком и ритмической стороны речи.

4 шарика,

4 альбомных листа (на листе изображено: ёлка, сугробы, кабан).

Л.: — Вы замечательно изображали ветер, зиму, были ловкими и гибкими. А ловкие ли ваши пальчики? Давайте проверим.

— Вот вам картинки с изображением ёлки, волнистых сугробов и кабана. А это вам шероховатые шарики. Возьмите шарик пятью пальцами правой руки и катите шарик по рисунку, перебирая шарик всеми пальцами (дети катают шарик пальцами правой руки, затем пальцами левой руки). Логопед читает стихотворение:

Трескучие морозы усыпали

Мохнатую задумчивую ель.

Колючие иголки застыли и

Замела их белая метель.

Легли кругом волнистые сугробы

Не слышно больше звуков вдалеке.

И лишь кабан гуляет по дороге

За ёлкой прячется во тьме.

Л.: — Молодцы. Ваши пальчики очень ловкие.

7. Связь звука с буквами.

— развитие зрительного образа буквы,

— фонематический анализ,

— связь звука с графическим образом буквы,

— внутренний и слуховой контроль.

— 4 листа с печатными буквами алфавита,

— 4 набора: силуэты животных, в названиях которых есть звуки (Б) или (П),

— 4 ручки.

Л.: — Назовите, о каких звуках мы сегодня говорили?

Д.: — Звуки (Б), (П).

Л.: — Звук (Б) какой?

Д.: — Согласный, звонкий.

Л.: — Звук (П) какой?

Д.: — Согласный, глухой.

Л.: — С помощью чего мы можем обозначить звук на письме?

Д.: — С помощью буквы.

Л.: — (раздаю листы с напечатанным алфавитом)

— Какая буква соответствует звуку (Б), обведите её.

Л.: — Назовите букву, соответствующую звуку (Б)

Д.: — Буква Бэ.

Л.: — Обведите букву, соответствующую звуку (П) и назовите её.

Д.: — Буква Пэ.

Л.: — А как выглядит письменная строчная буква Пэ. Напишите её в воздухе.

— Напишите в воздухе письменную строчную букву Бэ.

— Замечательно. Я раздам вам конверт с силуэтами животных. Выберите пожалуйста силуэт того животного, которое вам больше нравится. Положите его перед собой.

— Сейчас я буду называть слова. если вы услышите в

слове звуки (Б) или (П), запишите этот звук

соответствующей буквой на силуэте. Если этих звуков в

словах нет, напишите прочерк.

— Повторите задание.

Л.: — Слушаем слова: кобра, дикобраз, тигр, пума, зебра,

панда, олень, барсук.

Л.: — Давайте проверим. Кто назовёт буквы, которые

записал. Остальные проверяют и исправляют ошибки

карандашом (ББ-ПБП-Б).

Л.: — Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.

8. Составление рассказов.

— контроль за составлением предложений, последовательностью предложений (соответствие плану),

— развитие связной речи,

— совершенствование навыков письма.

Составление рассказов.

Л.: — Сейчас произойдёт волшебное превращение. Закройте глаза. Сидите тихо-тихо, вы превращаетесь в животных, силуэты которых вы выбрали.

— Раз, два, три — глаза разомкни. В кого ты превратился? (спросить каждого из детей).

Л.: — Расскажите о себе. В помощь вам план рассказа.

План:

1. Кто я? Как меня зовут? (кличка)

2. Где я живу?

3. Как я выгляжу? (внешний вид).

4. Мои повадки?

5. Что я ем?

6. Кто мои враги?

7. Как я защищаюсь?

8. Что я люблю?

Л.: — У кого рассказ готов? (дети по очереди рассказывают).

Л.: — Возьмите пожалуйста силуэт животного, переверните его и запишите на нём одно предложение, которое вам в своём рассказе больше всего понравилось. (дети пишут).

— Прочитайте своё предложение. (дети читают).

9. Итог

4 набора с цветными кругами- настроения.

Л.: — О каких звуках мы сегодня говорили?

Д.: — О звуках (Б) и (П).

Л.: — Звук (Б) какой?

— Звук (П) какой? Что общего у этих звуков?

Чем они отличаются?

Какой буквой обозначается на письме звук (Б)?

Какой буквой на письме обозначается звук (П)?

Л.: — С каким настроением вы сегодня путешествовали в мире животных? Выберите цвет вашего настроения.

— Спасибо. Молодцы.

Домашнее задание:

— Выберите любой силуэт животного и заштрихуйте его с одной стороны буквой Бэ, а с другой – буквой Пэ. Чередуйте строчки заглавной и строчной письменных букв.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here