Долгих Елена Григорьевна
учитель начальных классов
Конспект урока окружающий мир во 2 классе (ЗПР)
по теме «Родная страна»
Цель урока:
-
Формирование у учащихся с задержкой психического развития потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.
-
Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
-
Создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.
Задачи урока:
-
Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью; формирование психологических новообразований младшего школьного возраста; обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоций, и распознаванию эмоциональных реакций других людей (удивление, радость); создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию учебного потенциала каждого ребенка.
-
Формировать у детей образ родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
-
Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;
-
Воспитывать в детях уважительное отношение к символам своего государства и других стран, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
-
Развивать у учащихся речь.
Основные понятия: символ, герб, флаг (знамя), гимн.
Оборудование урока:
— Презентация «Символы государства»:
— Электронное приложение к учебнику.
— Музыкальная запись гимна Российской Федерации.
— Раздаточные материалы:
1. Полоски 4 цветов (белого, синего, красного – широкие, коричневая – узкая)
2. Разрезанная на 4 части картинка с изображением герба.
Ход урока.
I. Актуализация знаний:
— Cегодня на уроке мы будем говорить с вами о нашей родине — матушке России.
Слышите, ребята, кто-то стучит, торопится к нам.
(Стук в дверь)
(На экране появляется анимационная картинка «Скоморохи Фома и Ерёма». Учитель озвучивает диалог скоморохов)
Фома:
Мы пришли сегодня к вам.
Рады вы иль нет гостям?
— Русские люди всегда были гостеприимными. Когда в дом входили гости, их радушно встречала хозяйка, приглашая в дом.
Пусть сегодня от нашего имени встретит и поприветствует гостей Полина.
( Выходит девочка в русском костюме)
Девочка с поклоном:
Ой вы, гости дорогие!
Ой вы, гостюшки честные!
Заходите — рады вам,
Рады мы всегда гостям!
Ерёма:
Мы с братом скоморошьего происхождения,
Очень древнего рождения!
Фома:
Дам зарок до скончания века:
Веселить и радовать человека!
Ерёма:
Что замолчал, мой дуг Фома,
Тебе помощь не нужна?
Фома:
Помощь мне твоя нужна,
ОХ! Тяжела моя сума!
Ерёма:
А что в сумке твоей?
(Выносится холщовая сумка)
Фома:
А в сумке моей полно голубей.
Голубь известная птица: она и на родине нашей гнездится.
Ерёма:
Знаю, знаю твоих голубей.
Доставай, не робей.
В подарок голубку получит тот,
Кто на её крыле вопрос прочтет
И ответ на него найдёт!
(Раздаётся стук)
— Слышите, ребята, к нам ещё гости пожаловали (вносится кукла мистера Твистера (бумагопластика)
Это мистер Твистер – важный министр, мистер Твистер – миллионер. Посмотрите на его выражение лица.
— Какое оно? (удивленное)
— Дело в том, что мистер Твистер не знает где он находится, куда же он попал!
Давайте поможем мистеру Твистеру!
Открывай же, Ерёма, суму поскорей!
Выпускай волшебных своих голубей.
Ну а вы, ребята не спешите,
Вопросы внимательно прочтите
И мистеру Твистеру помогите!
(Раздаются «голуби», на крыльях написаны вопросы.)
Викторина: «Моя земля — моя Россия».
-
Как называется наша Родина?
-
Как называется наш город?
-
На какой улице находится наша школа?
-
Как называется столица нашей Родины?
-
Как называют жителей нашей станы?
-
Назови любимое дерево россиян.
-
Как называют жителей города Курска?
— Молодцы, ребята!
Посмотрите теперь на мистера Твистера. Какое теперь у него выражение лица?
(радостное)
Вы помогли ему узнать о нашей стране, о нашем городе.
(На экране появляется анимационная картинка «Скоморохи Фома и Ерёма»)
(Учитель озвучивает диалог скоморохов)
Фома:
Вот бывало на Руси экая примета:
Шутки, песни, звонкий смех
Слышны до рассвета!
Ерёма:
Не беда, что дождь иль снег,
Человек не вата.
Собирались вечерком парни да девчата.
Учитель:
Становись честной народ!
Отдохнуть пришёл черед!
Физкультминутка:
Комплекс 1.
И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-2 — подняться на носки, руки вверх, слегка прогнуться, 3-4 — и.п.
И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — левую ногу на носок влево, наклон влево, правую руку вверх, 3-4 — и.п. То же в другую сторону.
И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — присед, руки вперёд, 3-4 — и.п.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение целей и задач урока.
1. Флаг.
— У вас на столах полоски разного цвета. Отгадайте мои загадки и положите полоски по порядку.
(У каждого ребенка 4 полоски : белая, голубая, красная – широкие, коричневая — узкая)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красным)
— Ребята, с левой стороны приложите жёлтую полоску.
— Что у вас получилось? ( флажок)
— Такие цвета вы увидите на флаге на шей Родины.
(Высвечивается изображение флага России)
— Флаг – это государственный символ России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
— Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Верно, мы узнаем, какие бывают символы государства, узнаем, как они появились в России.
— 6 августа 1693 года, царь Петра I совершил плавание на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей. На ней впервые был поднят «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине.
2. Герб.
— Помогите мне назвать ещё один символ России. Сложите части картинки так, чтобы получился рисунок.
— Что получилось?
( У каждого ребёнка разрезанное на 4 части изображение герба)
Это герб России.
Герб у нас очень красивый. На нём изображён двуглавый орёл. Это символ солнца, силы небесной, огня и бессмертия. Внутри герба – герб главного города Москвы. На нём Георгий Победоносец убивает копьём змею. Много врагов шло на Россию, но всегда россияне побеждали.
3. Гимн.
— Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по — особенному: для этого мы встанем. (Звучит гимн России).
— Кому оно известно?
— Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. Запомните: слушают его и поют только стоя.
Физкультминутка:
Комплекс 2.
И.п.о.с. 1-2 — поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, ритмично сжимая и разжимая пальцы, 3-4 — так же опуская руки вниз, вернуться в и.п.
И.п.о.с. – руки за голову. 1-2 — левую ногу назад на носок, руки вверх в стороны, 3-4 — и.п. То же с правой ноги.
И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — поднять левую ногу, согнутую в колене вверх, обхватить её руками, подтянуть к груди, 3-4 — и.п. То же с правой ноги.
III. Выполнение задания в рабочей тетради. (№ 2 стр. 3)
— Найдите на рисунке герб России.
— Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на этом рисунке.
IV. Работа по учебнику. ( стр. 5)
— Текст гимна России вы видите на стр. 5. Давайте вместе причитает его.
(Чтение гимна по цепочке)
— Вспомните, как слушают гимн страны?
V. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.
VI. Продолжение работы по теме урока:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Одним милее осень,
Другим милей весна,
А Родина Россия
У нас у всех одна.
— Прочитаем текст на стр. 6-7. Рассмотрите иллюстрации.
— Что вы узнали?
VII. Рефлексия:
Ответы на вопросы учебника на стр. 7 (в рамке)
VIII. Подведение итогов урока.
— Вспомните, что мы хотели узнать на уроке?
— Всё ли мы выполнили?
IX. Домашнее задание:
-
Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на рисунке (стр.3 № 2).
-
Научиться хорошо читать гимн России.