Долгих Елена Григорьевна

учитель начальных классов

Конспект урока окружающий мир во 2 классе (ЗПР)

по теме «Родная страна»

Цель урока:

  • Формирование у учащихся с задержкой психического развития потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.

  • Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

  • Создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.

Задачи урока:

  • Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью; формирование психологических новообразований младшего школьного возраста; обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоций, и распознаванию эмоциональных реакций других людей (удивление, радость); создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию учебного потенциала каждого ребенка.

  • Формировать у детей образ родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;

  • Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;

  • Воспитывать в детях уважительное отношение к символам своего государства и других стран, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

  • Развивать у учащихся речь.

Основные понятия: символ, герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование урока:

— Презентация «Символы государства»:

— Электронное приложение к учебнику.

— Музыкальная запись гимна Российской Федерации.

— Раздаточные материалы:

1. Полоски 4 цветов (белого, синего, красного – широкие, коричневая – узкая)

2. Разрезанная на 4 части картинка с изображением герба.

Ход урока.

I. Актуализация знаний:

Cегодня на уроке мы будем говорить с вами о нашей родине — матушке России.

Слышите, ребята, кто-то стучит, торопится к нам.

(Стук в дверь)

(На экране появляется анимационная картинка «Скоморохи Фома и Ерёма». Учитель озвучивает диалог скоморохов)

Фома:

Мы пришли сегодня к вам.

Рады вы иль нет гостям?

— Русские люди всегда были гостеприимными. Когда в дом входили гости, их радушно встречала хозяйка, приглашая в дом.

Пусть сегодня от нашего имени встретит и поприветствует гостей Полина.

( Выходит девочка в русском костюме)

Девочка с поклоном:

Ой вы, гости дорогие!

Ой вы, гостюшки честные!

Заходите — рады вам,

Рады мы всегда гостям!

Ерёма:

Мы с братом скоморошьего происхождения,

Очень древнего рождения!

Фома:

Дам зарок до скончания века:

Веселить и радовать человека!

Ерёма:

Что замолчал, мой дуг Фома,

Тебе помощь не нужна?

Фома:

Помощь мне твоя нужна,

ОХ! Тяжела моя сума!

Ерёма:

А что в сумке твоей?

(Выносится холщовая сумка)

Фома:

А в сумке моей полно голубей.

Голубь известная птица: она и на родине нашей гнездится.

Ерёма:

Знаю, знаю твоих голубей.

Доставай, не робей.

В подарок голубку получит тот,

Кто на её крыле вопрос прочтет

И ответ на него найдёт!

(Раздаётся стук)

— Слышите, ребята, к нам ещё гости пожаловали (вносится кукла мистера Твистера (бумагопластика)

Это мистер Твистер – важный министр, мистер Твистер – миллионер. Посмотрите на его выражение лица.

— Какое оно? (удивленное)

— Дело в том, что мистер Твистер не знает где он находится, куда же он попал!

Давайте поможем мистеру Твистеру!

Открывай же, Ерёма, суму поскорей!

Выпускай волшебных своих голубей.

Ну а вы, ребята не спешите,

Вопросы внимательно прочтите

И мистеру Твистеру помогите!

(Раздаются «голуби», на крыльях написаны вопросы.)

Викторина: «Моя земля — моя Россия».

  1. Как называется наша Родина?

  2. Как называется наш город?

  3. На какой улице находится наша школа?

  4. Как называется столица нашей Родины?

  5. Как называют жителей нашей станы?

  6. Назови любимое дерево россиян.

  7. Как называют жителей города Курска?

— Молодцы, ребята!

Посмотрите теперь на мистера Твистера. Какое теперь у него выражение лица?

(радостное)

Вы помогли ему узнать о нашей стране, о нашем городе.

(На экране появляется анимационная картинка «Скоморохи Фома и Ерёма»)

(Учитель озвучивает диалог скоморохов)

Фома:

Вот бывало на Руси экая примета:

Шутки, песни, звонкий смех

Слышны до рассвета!

Ерёма:

Не беда, что дождь иль снег,

Человек не вата.

Собирались вечерком парни да девчата.

Учитель:

Становись честной народ!

Отдохнуть пришёл черед!

Физкультминутка:

Комплекс 1.

И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-2 — подняться на носки, руки вверх, слегка прогнуться, 3-4 — и.п.

И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — левую ногу на носок влево, наклон влево, правую руку вверх, 3-4 — и.п. То же в другую сторону.

И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — присед, руки вперёд, 3-4 — и.п.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение целей и задач урока.

1. Флаг.

— У вас на столах полоски разного цвета. Отгадайте мои загадки и положите полоски по порядку.

(У каждого ребенка 4 полоски : белая, голубая, красная – широкие, коричневая — узкая)

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды,

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко… (красным)

— Ребята, с левой стороны приложите жёлтую полоску.

— Что у вас получилось? ( флажок)

— Такие цвета вы увидите на флаге на шей Родины.

(Высвечивается изображение флага России)

— Флаг – это государственный символ России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

— Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Верно, мы узнаем, какие бывают символы государства, узнаем, как они появились в России.

— 6 августа 1693 года, царь Петра I совершил плавание на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей. На ней впервые был поднят «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине.

2. Герб.

— Помогите мне назвать ещё один символ России. Сложите части картинки так, чтобы получился рисунок.

— Что получилось?

( У каждого ребёнка разрезанное на 4 части изображение герба)

Это герб России.

Герб у нас очень красивый. На нём изображён двуглавый орёл. Это символ солнца, силы небесной, огня и бессмертия. Внутри герба – герб главного города Москвы. На нём Георгий Победоносец убивает копьём змею. Много врагов шло на Россию, но всегда россияне побеждали.

3. Гимн.

— Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по — особенному: для этого мы встанем. (Звучит гимн России).

— Кому оно известно?

— Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. Запомните: слушают его и поют только стоя.

Физкультминутка:

Комплекс 2.

И.п.о.с. 1-2 — поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, ритмично сжимая и разжимая пальцы, 3-4 — так же опуская руки вниз, вернуться в и.п.

И.п.о.с. – руки за голову. 1-2 — левую ногу назад на носок, руки вверх в стороны, 3-4 — и.п. То же с правой ноги.

И.п.о.с. – руки на пояс. 1-2 — поднять левую ногу, согнутую в колене вверх, обхватить её руками, подтянуть к груди, 3-4 — и.п. То же с правой ноги.

III. Выполнение задания в рабочей тетради. (№ 2 стр. 3)

— Найдите на рисунке герб России.

— Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на этом рисунке.

IV. Работа по учебнику. ( стр. 5)

— Текст гимна России вы видите на стр. 5. Давайте вместе причитает его.

(Чтение гимна по цепочке)

— Вспомните, как слушают гимн страны?

V. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.

VI. Продолжение работы по теме урока:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Одним милее осень,

Другим милей весна,

А Родина Россия

У нас у всех одна.

— Прочитаем текст на стр. 6-7. Рассмотрите иллюстрации.

— Что вы узнали?

VII. Рефлексия:

Ответы на вопросы учебника на стр. 7 (в рамке)

VIII. Подведение итогов урока.

— Вспомните, что мы хотели узнать на уроке?

— Всё ли мы выполнили?

IX. Домашнее задание:

  1. Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на рисунке (стр.3 № 2).

  2. Научиться хорошо читать гимн России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here