ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА
Конспект урока
по развитию устной речи на основе изучения явлений окружающей действительности
в 4 классе
Тема: «Дикие животные»
Провела: учитель начальных классов
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интернат № 63 VIII вида
Сакаева Гульназ Габделхаевна
Цели урока:
Обучающие
— уточнить и систематизировать знания учащихся о диких животных;
— упражнять в составлении предложений;
— способствовать обогащению словаря и употреблению их в активной речи;
Коррекционные:
— развивать любознательность;
— активизировать речь детей;
— развивать фонематический слух;
— развивать познавательную активность;
— развивать зрительные и слуховые анализаторы;
Воспитательные:
— воспитывать доброе отношение к живому;
— воспитывать желание поддержать товарищей;
— воспитывать взаимопомощь;
— воспитывать усидчивость;
Оборудование: картинки диких животных, листочки с вопросами, маски животных.
Ход урока
-
Организованное начало урока
— Солнышко проснулось, лучиками к нам потянулось. И мы потянемся к солнышку правой рукой, а затем левой рукой. Улыбнёмся друг другу и тихонечко садимся.
-
Сообщение темы урока
— Отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
По мере работы учитель вывешивает картинки-отгадки на доску.
— Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк)
— Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
— Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)
— Прыг-скок- трусишка!
Хвост – коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и на лето. (Заяц)
— То рыжая, то серая,
А названием белая. (Белка)
— За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
— Боится зверь ветвей моих,
Гнездо не строит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (Олень, Лось)
— О ком пойдет сегодня речь? (О животных)
— Как называются эти животные? Почему? (Дикими, так как они живут в лесах и полях)
— Тема сегодняшнего урока «Дикие животные».
-
Тема урока
— Посмотрите на доску, здесь прикреплены листики. Они не простые, а с вопросами.
Дети по очереди снимают листики с доски и читают вопрос, а заранее подготовленные ученики отвечают. Ответ может быть дополнен новыми сведениями учителем или учащимися.
— Кто собирает яблоки спиной? (Это еж. Осенью он катается по земле перед дикой яблоней, пока яблоки не нанижутся на иголочки. Хитрый ежик унесет яблоки на спине да спрячет в кладовочку до зимних морозов.)
— Кто полгода живет без обеда? (Еж, медведь и все остальные звери, которые впадают в спячку, к зиме копят жир и питаются за счет него во время зимних морозов.)
— Кто меняет шубу два раза в год? (Лисица, белка, заяц. Белка летом рыжая, а зимой серая.)
— Как животных цвет защищает?
(Много у зайца врагов: и лисы, и волки, и собаки охотничьи. Как первый снег выпадет, так заяц линяет и становится белым как снежный комочек. Лисица его в белом поле не видит. Пока лиса заячьи следы распутывает, он уже в другом лесу молодые осинки грызёт.
— Молодцы! А теперь встали все и немного отдохнём.
-
Физкультминутка
— Жили- были зайчики на лесной опушке,
Жили- были зайчики в маленькой избушке,
Мыли зайки ушки, мыли свои лапки,
Зайчики потом надевали шапки.
Маленькие зайки скачут на лужайке.
Появился волк – и зубами щёлк!
Разбежались зайки, зайки-попрыгайки.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Зайку кто-то напугал. Зайка – прыг! – и ускакал!
-
Тема урока (продолжение)
Вместо листочков учитель вывешивает картинки с изображениями животных, о которых упоминалось в рассказах.
— А чтобы порадовать наших друзей, давайте покажем сценки из их жизни.
Дети показывают сценки из жизни животных.
Белка и Зайка
Зайка. Все работаешь, хозяйка?
Автор. Белку спрашивает Зайка.
Белка. Да, без дела не скучаю!
Автор. Белка Зайке отвечает.
Белка. На сучках грибы сушу,
Свежий мох в дупло ношу.
Ну а ты?
Зайка. А я – как ветер.
Автор. Зайка весело ответил.
Зайка. Жить под крышей не люблю
И продукты не коплю.
Я коры поесть могу,
А согреюсь на бегу.
Заяц и Медведь
Заяц. Белка на зиму грибы запасает, бурундук – орехи. А ты, Медведь, все
без дела шатаешься! Вот засыплет снег землю, что кушать станешь?
Медведь. Ты, косой, за меня не волнуйся! Я, брат, самоед! Я зимой сам себя
ем. На-ка, пощупай сам, сколько сала под шкурой, — на всю зиму
хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой,
советую!
Лиса и Заяц
Лиса. Почему это, Заинька, у тебя такие длинные уши? Почему это,
серенький, у тебя такие быстрые ножки?
Заяц. А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень
острые зубки.
-
Итог урока
— Какая тема была на уроке?
— Какие животные побывали у нас в гостях?
— Что нового узнали о жизни каждого из животных?
-
Домашнее задание
— Дома нарисуйте то животное, о котором вы узнали что-то новое.
-
Оценка деятельности
-
Организованное окончание урока