ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА

Конспект урока

по развитию устной речи на основе изучения явлений окружающей действительности

в 4 классе

Тема: «Дикие животные»

Провела: учитель начальных классов

специальной (коррекционной)

общеобразовательной

школы-интернат № 63 VIII вида

Сакаева Гульназ Габделхаевна

Цели урока:

Обучающие

— уточнить и систематизировать знания учащихся о диких животных;

— упражнять в составлении предложений;

— способствовать обогащению словаря и употреблению их в активной речи;

Коррекционные:

— развивать любознательность;

— активизировать речь детей;

— развивать фонематический слух;

— развивать познавательную активность;

— развивать зрительные и слуховые анализаторы;

Воспитательные:

— воспитывать доброе отношение к живому;

— воспитывать желание поддержать товарищей;

— воспитывать взаимопомощь;

— воспитывать усидчивость;

Оборудование: картинки диких животных, листочки с вопросами, маски животных.

Ход урока

  1. Организованное начало урока

— Солнышко проснулось, лучиками к нам потянулось. И мы потянемся к солнышку правой рукой, а затем левой рукой. Улыбнёмся друг другу и тихонечко садимся.

  1. Сообщение темы урока

— Отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

По мере работы учитель вывешивает картинки-отгадки на доску.

— Серовато, зубовато.

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк)

— Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

— Ползун ползет,

Иголки везет. (Еж)

— Прыг-скок- трусишка!

Хвост – коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глаза с косинкой,

Одежда в два цвета:

На зиму и на лето. (Заяц)

— То рыжая, то серая,

А названием белая. (Белка)

— За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

— Боится зверь ветвей моих,

Гнездо не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я? (Олень, Лось)

— О ком пойдет сегодня речь? (О животных)

— Как называются эти животные? Почему? (Дикими, так как они живут в лесах и полях)

— Тема сегодняшнего урока «Дикие животные».

  1. Тема урока

— Посмотрите на доску, здесь прикреплены листики. Они не простые, а с вопросами.

Дети по очереди снимают листики с доски и читают вопрос, а заранее подготовленные ученики отвечают. Ответ может быть дополнен новыми сведениями учителем или учащимися.

— Кто собирает яблоки спиной? (Это еж. Осенью он катается по земле перед дикой яблоней, пока яблоки не нанижутся на иголочки. Хитрый ежик унесет яблоки на спине да спрячет в кладовочку до зимних морозов.)

— Кто полгода живет без обеда? (Еж, медведь и все остальные звери, которые впадают в спячку, к зиме копят жир и питаются за счет него во время зимних морозов.)

— Кто меняет шубу два раза в год? (Лисица, белка, заяц. Белка летом рыжая, а зимой серая.)

Как животных цвет защищает?

(Много у зайца врагов: и лисы, и волки, и собаки охотничьи. Как первый снег выпадет, так заяц линяет и становится белым как снежный комочек. Лисица его в белом поле не видит. Пока лиса заячьи следы распутывает, он уже в другом лесу молодые осинки грызёт.

— Молодцы! А теперь встали все и немного отдохнём.

  1. Физкультминутка

Жили- были зайчики на лесной опушке,

Жили- были зайчики в маленькой избушке,

Мыли зайки ушки, мыли свои лапки,

Зайчики потом надевали шапки.

Маленькие зайки скачут на лужайке.

Появился волк – и зубами щёлк!

Разбежались зайки, зайки-попрыгайки.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Зайку кто-то напугал. Зайка – прыг! – и ускакал!

  1. Тема урока (продолжение)

Вместо листочков учитель вывешивает картинки с изображениями животных, о которых упоминалось в рассказах.

— А чтобы порадовать наших друзей, давайте покажем сценки из их жизни.

Дети показывают сценки из жизни животных.

Белка и Зайка

Зайка. Все работаешь, хозяйка?

Автор. Белку спрашивает Зайка.

Белка. Да, без дела не скучаю!

Автор. Белка Зайке отвечает.

Белка. На сучках грибы сушу,

Свежий мох в дупло ношу.

Ну а ты?

Зайка. А я – как ветер.

Автор. Зайка весело ответил.

Зайка. Жить под крышей не люблю

И продукты не коплю.

Я коры поесть могу,

А согреюсь на бегу.

Заяц и Медведь

Заяц. Белка на зиму грибы запасает, бурундук – орехи. А ты, Медведь, все

без дела шатаешься! Вот засыплет снег землю, что кушать станешь?

Медведь. Ты, косой, за меня не волнуйся! Я, брат, самоед! Я зимой сам себя

ем. На-ка, пощупай сам, сколько сала под шкурой, — на всю зиму

хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой,

советую!

Лиса и Заяц

Лиса. Почему это, Заинька, у тебя такие длинные уши? Почему это,

серенький, у тебя такие быстрые ножки?

Заяц. А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень

острые зубки.

  1. Итог урока

— Какая тема была на уроке?

— Какие животные побывали у нас в гостях?

— Что нового узнали о жизни каждого из животных?

  1. Домашнее задание

— Дома нарисуйте то животное, о котором вы узнали что-то новое.

  1. Оценка деятельности

  2. Организованное окончание урока

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here