Адаптационное занятие «В пятый класс – первый раз»
Цели занятия: помочь учащимся в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить их психологическое благополучие, создать благоприятный психологический климат в классе.
Ход занятия
-
Приветствие
— – Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Мне бы хотелось, чтобы и вы представились.
— У вас на столе лежат листочки, напишите на них свое имя, как к вам можно обращаться и как-то украсьте свободную часть листа, символами, рисунком. На обратной стороне напишите качество характера на первую букву своего имени (Маша – мудрая).
— Вот мы с вами познакомились, а теперь давайте поприветствуем друг друга
Приветствие: На счет “три”, стоя в кругу, выбрасываем любое количество пальцев правой руки. Задача детей – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого окажется одинаковое число, пожимают друг другу руки.
-
Основная часть
— Ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. И будем мы сегодня с вам говорить о вашей новой жизни в пятом классе. У каждого из нас есть определённые ожидания и представления о том, каким будет новый учебный год. Давайте все вместе представим, что нас ждёт в пятом классе? Какие трудности и проблемы могут возникнуть и как лучше с ними справиться. Я ожидаю, что вы будете активными участниками сегодняшней встречи, и выйдите из кабинета с хорошим настроением, воодушевленные и уверенные в будущих успехах!
Примерные вопросы для обсуждения:
— Труднее ли стало учиться в пятом классе по сравнению с обучением в начальной школе? Если да, то почему?
-Что нового у вас появилось в пятом классе?
— Сколько времени уходит на приготовление уроков?
— Приходится ли отказываться от своих увлечений, хобби из-за увеличенной учебной нагрузки?
Упражнение » Школьный путь»
На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора: левый склон изображен в виде крутого подъема. Это 1,2,3, 4-й классы. Они изображены в виде труднодоступных уступов. Далее изображен более пологий участок пути: 5-6-й классы – небольшой подъем, 7-й класс – чуть заметная вершина, 8-9-й классы – начало пологого подъема, 10-11 классы – вершина горы. Расстояние между классами должно быть одинаковым, их необходимо обозначить флажками или стрелками.
— Ребята, весь процесс обучения в школе можно сравнить с восхождением на высокую, трудную гору. Придя в первый класс вы начали свое восхождение на Гору знаний . Давайте представим, что мы — альпинисты, за плечами которых трудный подъем. Мы, преодолев самую трудную часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.
— О чем говорят путники на привале? (вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу).
Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или мягкую игрушку.
— Вы все имеете уже довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет, как вы считаете?
— Учеба в пятом классе – дело и трудное и интересное. При этом у каждого из вас есть достаточный опыт для преодоления трудностей.
— Ребята, а теперь давайте посмотрим на участок пути с 5-го по 9-ый класс. Это самый важный участок пути, он так и называется «Основное звено школы».
— Как вы думаете, что значит «основное»?
— Вы приступили к преодолению основной части своего школьного пути.
— Как поступают опытные путешественники, преодолевая какой-либо трудный путь? (проверяют все ли они взяли с собой, надежные ли рядом товарищи, чем они могут помочь товарищам).
— Что самое главное вы должны взять с собой из начальной школы? (знания).
Игра «Ассоциации».
— Ответьте первое, что придёт в голову в связи со словом «пятиклассник»».
Ведущий записывает все ассоциации на доске или листе ватмана, отмечая при помощи специальных значков, магнитов или цветных мелков наиболее часто встречающиеся, что позволит выявить проблемные зоны и актуальные переживания участников игры.
— Учителей теперь у вас много, но как вы думаете каких учеников — пятиклассников они хотят видеть на своих уроках
Упражнение «Должен и может»
– А теперь давайте попробуем выяснить, чем же должен заниматься ученик в школе. Сейчас я на каждый ряд раздам вот такой листок, вот такой таблицей. Вы группой (рядом) заполняете правую и левую колонку таблицы. Затем по порядку зачитываете, я записываю на доске.
(После важно подвести ребят к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего же нужно ходить в школу и раздать памятки « Заповеди ученика»).
Ученик в школе может | |
|
|
|
|
Заповеди ученика
Заповеди ученика:
-
Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, – мука. Постарайся полюбить свою школу.
3. Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет.
5. Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
6. Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежке, а провожают по уму.
7. Если случится ошибиться, отступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой.
8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя.
9. Дорожи школьным товариществом: оно – на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу о родной школе!
Упражнение «Портрет нашего класса».
Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
— Ребята, сейчас вы попробуете составить портрет вашего класса, используя всевозможные творческие средства (аппликация, рисование, стихи и т.д). Постарайтесь отобразить характер, интересы каждого ученика, своих учителей и всего класса.
3. Обратная связь.
— Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!