Селезнева Елена Васильевна

учитель биологии и экологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Урок по экологии человека «Стресс, стрессоустойчивость»

8 класс

Урок по экологии человека. 8 класс

Тема: Стресс. Стрессоустойчивость.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, семинар с групповой работой.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в жизненных ситуациях.

Цели и задачи урока:

знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса;

развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, диапроектор.

Средства обучения: учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2007. Пономарева И. Н. Экология. – М.: Вентана-Граф, 2006. Розанов Л. Л. Геоэкология. — М.: Вентана-Граф, 2006. Степанова М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика.//Вестник образования России. 2005, № 10. Практикум по психологии/ под ред. А. О. Прохорова. – С. – Петербург: Речь, 2004.

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Изучение нового материала (индивидуальная работа, работа в малых группах, в группах по учебному ориентиру).

  4. Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).

  5. Рефлексия. Составьте синквейн с термином стресс. Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? В какой степени? Какие затруднения встретились? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров, выпуск бюллетеня ЗОЖ).

Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания №№ 4-7. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж).

Содержание:

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас на уроке гости. Прошу поприветствовать.

Спикеры групп отметьте пожалуйста в ведомости учета знаний отсутствующих. Все готовы? Мы начинаем с вами работать.

В условиях социального неблагополучия, которое переживает наша страна в последние годы, особенно уязвимыми по состоянию здоровья стали вы дети. Влияние разных факторов среды предъявляют вашему организму повышенное требование, что вызывает комплекс защитных реакций.

Прошу просмотреть видеофрагмент фильма (30 сек) (фрагмент ссоры взят из телесериала «Рыжая», может быть использован любой художественный фильм) и определить о чем мы сегодня поведем разговор. Подумайте над ключевыми словами урока. Ключевые слова: волнение, страх, напряжение, агрессия, гнев, стресс, обида…

Мы сегодня с вами знакомимся со стрессом. Тема урока «Стресс. Стрессоустойчивость». Данная тема для нас актуальна. Идет период по подготовке к самой напряженной поре – экзаменам. И нам необходимо достойно подготовиться. Как вы думаете какие знания и умения сегодня приобретем? Итак цели урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса.

Как вы думаете, что такое стресс? (индивидуально высказываются – 2 мин.)

Поработайте в парах. Выберите лучший вариант (2 мин.)

Поработайте в группе (2 мин.)

В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение стресса. Стресс – вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

На данном этапе прошу познакомиться с текстом учебника п. 25 (5 мин.)

Запишите домашнее задание.

Далее работа в группах по учебным ориентирам по составлению схемы – конспекта урока.

Я считаю, что данная тема интересна для многих обучающихся лицея и предлагаю по окончании урока выпустить бюллетень ЗОЖ о стрессах, их причинах, профилактики. Для этого создаем 2 мини-группы, которые работают за компьютером, а координатором их работы попрошу быть завуча лицея Рыбьякову О.В. Если вы, работая в группе, посчитаете, что у вас есть интересная информация предложите для оформления бюллетеня. Группа работает 5 мин., 3 мин. оформление своей части схемы – конспекта, 2-3 мин. презентация у доски (1 чел.).

При презентации 1-ой группы видеофрагмент о Г. Селье (2 мин.)

Рефлексия.

  1. Просмотрите конспект урока и если какая-то информация вызывает затруднение, обратитесь к учителю за разъяснением.

  2. Составьте синквейн с термином стресс.

  3. Посмотрите на название параграфа учебника. Согласны вы с ней. Почему?

  4. Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса». Подведите общие итоги теста в группе.

Подведение итогов урока.

  1. Вывод.

  2. Прочитайте цели урока. Достигли ли мы заданных целей? Что вам мешало их достижению? Оцените свою работу на уроке и работу группы. Оцените урок.

Видеофрагмент (1-2 мин.)

Учитель: основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и будем его применять. Спасибо за работу!

Учебные ориентиры к уроку по теме

«Стресс. Стрессоустойчивость»

Цели и задачи урока:

знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса;

развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания.

I. Работа в группах.

I-я группа

1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

2. Найдите материал: а) учение канадского исследователя Ганса Селье;

б) что такое стресс? Дайте определение;

в) назовите стрессорные факторы и реакции подростков на них.

II-я группа

  1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

  2. Определите: а) признаки стресса;

б) его симптомы;

в) стадии стресса и состояние организма.

III-я группа

  1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

  2. Назовите: а) приемы нейтрализации стресса;

б) методы релаксации ( покажите их, предложите сделать за вами);

в) что такое стрессоустойчивость?

II Общие задания для групп:

  1. Оформите конспект (5 мин.) на А3.

  2. Подготовьтесь к презентации (3 мин.)

  3. Подготовьте материал для бюллетеня ЗОЖ и отдайте группе по оформлению.

  4. В ведомости открытого учета знаний проставьте оценки обучающимся.

Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания 4-7 в рабочей тетради на с. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж)

III. Закрепление материала.

  1. Просмотрите конспект урока и если какая-то информация вызывает затруднение, обратитесь к учителю за разъяснением.

  2. Составьте синквейн с термином стресс.

  3. Посмотрите на название параграфа учебника. Согласны вы с ней. Почему?

  4. Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса».

IV. Подведение итогов урока.

  1. Вывод

  2. Прочитайте цели урока. Достигли ли мы заданных целей? Что вам мешало их достижению? Оцените свою работу на уроке и работу группы. Оцените урок.

Ведомость

открытого учета знаний по теме «Стресс. Стрессоустойчивость.»

группа

п/п

Фамилия, имя

Устные ответы

Творческое задание

Работа в группе

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

СХЕМА – КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: «СТРЕСС. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ» (заполняется учениками)

Факторы

Признаки, стадии

Приемы нейтрализации стресса

  1. Учение

  1. Стресс

  1. Стрессорные факторы:

  1. Реакция подростков:

  1. Признаки стресса:

  1. Симптомы стресса:

  1. Стадии стресса:

4. Состояния организма.

Приемы

Методы релаксации:

СХЕМА – КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: «СТРЕСС. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ».

Факторы

Признаки, стадии

Приемы нейтрализации стресса

  1. Учение о стрессе сформулировал канадский ученый Г. Селье в 1936 г.

  2. Стресс – состояние повышенного нервного напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме в ответ на воздействие различных факторов.

  3. Стрессорные факторы:

    • температура;

    • пища;

    • эмоции;

    • темп жизни;

    • взаимоотношения;

    • физическое наказание;

    • избыточное употребление ле-карств и др.

  4. Реакция подростков:

    • активная (через агрессивное поведение);

    • пассивная (через страхи).

  1. Признаки стресса:

    • физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, запор и понос, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.

    • эмоциональные (беспокойство или повышенная возбудимость, раз-дражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности;

    • страх;

    • поведенческие (судорожная еда, постоянная спешка, усиленное курение и др.);

  2. Симптомы стресса:

утомляемость; несобранность; безразличие; заикание; сноговорение; потеря аппетита; жестокость; лживость; нежелание учиться и др.

3. Стадии стресса:

  • тревоги:

  • устойчивости (приспособления);

  • истощения.

4. Состояния организма. В основе стресс-реакции лежит гормональное воздействие (надпочечники вбрасывают в кровь увеличенное кол-во адреналина. Это повышает кровяное давление, увеличивает уровень сахара в крови, снижает деятельность пищеварительного тракта.

Приемы:

  1. Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении.

  2. Дыхательные упражнения.

  3. Общение с близкими и друзьями, домашними питомцами.

  4. Музыкальная терапия.

  5. Физические упражнения.

  6. Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает (не используйте красный и желтый цвета).

  7. Полноценный сон.

Методы релаксации:

    • простое расслабление мышц;

    • медативная релаксация;

    • антистрессовая релаксация.

Стрессоустойчивость человека – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Дом. задание: п. 25, задания 4 – 7 в рабочей тетради

В начале урока 4 ученикам было дано задание на основе дополнительного материала и учебника создать бюллетень «ЗОЖ» по теме урока (проект) и в конце урока его презентовать (использовался диапроектор и компьютер).

Получившейся результат

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here