Селезнева Елена Васильевна
учитель биологии и экологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Рабочая программа «Экология человека. Культура здоровья»
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
— Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ.- М.: Вентана – Граф, 2006.
-Учебного плана МОУ лицея №9
Количество учебных часов:
34 часа (1 час в неделю)
В том числе:
— лабораторных работ 10
— экскурсий 2
Учебно-методический комплект:
— учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.
— тетрадь на печатной основе М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.
Дополнительная литература:
— Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.
— И. А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001
— Информационная поддержка:CD-диск «Экология».
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
по факту | по плану | |||||||||
Введение (1 час.) | ||||||||||
1 | Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. | Изучения нового материала | Структура экологии человека, экофакторы | Называть раздепы экологии человека | Устный опрос с.8 в.1-4 | п.1 |
|
| ||
I Окружающая среда и здоровье человека (7 час.) | ||||||||||
2 | Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. | комбинированный | Социальные факторы
| Обьяснять состовляющие экологии | Рабочая тетрадь з. 1-4 | п.1 |
|
| ||
3 |
Человек как биосоциальное существо.
| Изучения и первичного закрепления | Природная и социальная среда.Здоровье. Образ жизни.
| Давать определения зоровью, ЗОЖ, средам,образу жизни. | Задания с краткими ответами | п.2 |
|
| ||
4 |
История развития представлений о здоровом образе жизни.
| комбинированный | Отношения к ЗОЖ на разных этапах развития общества | Называть исторические этапы | Лаб. раб. «Оценка состояния здоровья» | п.3 |
|
| ||
5 |
Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
| Изучения и первичного закрепления | Экологическая катастрофа. | Характеризовать этапы | Устно в. 1-5 | п.4 |
|
| ||
6 | Характеристика основных адаптивных типов человека. | Изучения и первичного закрепления | Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения. | Называть и характеризовать типы телосложения | Устно в.1-4 | п.5 |
|
| ||
7 | Климат и здоровье. Биометеорология. | Изучения и первичного закрепления | Климат и здоровье. Погода | Давать определения терминам | Задания с полными ответами | п.6,7 |
|
| ||
8 | Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ. | Изучения и первичного закрепления | Вредные привычки, пагубные пристрастия. | Характеризовать вредные привычки | Задания на сопоставление | п.8 |
|
| ||
II Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 час.) | ||||||||||
1. Опорно-двигательная система (2час.) | ||||||||||
9 | Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. | Изучения и первичного закрепления | Кости, мышцы. Условия развития системы. | Называть условия формирования системы, кости, мышцы | Тест 3 из 6 | п.9 |
|
| ||
10 | Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. | Комбинированный | Гиподинамия.Основные категории упражнений. | Давать определения гиподинамии | Лаб.раб. «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой» | п.10 |
|
| ||
2. Кровь и кровообращение (5 час.) | ||||||||||
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | Изучения и первичного закрепления | Факторы.Гипоксия. Анемия. | Называть природные м антропогенные факторы и их влияние на кровь | Устно 1-5 | п.11 |
|
| ||
12 | Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. | Изучения и первичного закрепления | Клетки. Заболевания. Аллергия.СПИД. | Знать изменения клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. | Лаб.раб. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | п.12 |
|
| ||
13 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | Изучения и первичного закрепления | Ударный обьем. Гипертония.Работа сердца. | Называть условия полноценного развития системы кровообращения | Тексты «Найдите ошибки» | п.13 |
|
| ||
14 | Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. | Комбинированный | Гиподинамия. Стресс. | Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения. | Лаб. раб. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы» | п.14 |
|
| ||
15 | Обобщение по теме « Кровь и кровообращение» | Обобщение и закрепление | Профилактические мероприятия | Объяснять профилактические мероприятия | Тест 1 из 4 | п.11-14 |
|
| ||
3. Дыхательная система (1 час) | ||||||||||
16 | Правильное дыхание. Горная болезнь. | Изучения и первичного закрепления | Строение дыхательной системы.Канцерогены.Болезни. | Знать строении е дыхательной системы, заболевания | Лаб.раб. «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | п.15 |
|
| ||
4. Пищеварительная система (4 часа) | ||||||||||
17 | Состав и значение основных компонентов пищи | Изучения и первичного закрепления | Состав пищи. Питательные вещества. | Знать состав пищи, роль белков,жиров, углеводов | Текст « Найди ошибку» | п.16
|
|
| ||
18 | Гиповитаминозы. Питьевой режим | Комбинированный | Авитаминозы,гиповитаминозы,гипервитаминозы | Обьяснять опасность гиповитаминозов,знать признаки основных видов витаминной недостаточности | Устно 3-5 | п.16 |
|
| ||
19 | Вредные примеси пищи, их воздействие на организм | Комбинированный | Вредные вещества,болезнетворные организмы, заболевания | Называть вредные вещества.Знать заболевания: сальмонеллез,ботулизм | Практ. раб. «О чем может рассказать упаковка продуктов» | п.17 |
|
| ||
20 | Рациональное питание. Режим питания. Диета | Комбинированный | Значение пищи, рациональное питание | Характеризовать правила приема пищи, режим питания | Тест 1 из 4 | п. 18 |
|
| ||
5. Кожа (3 часа) | ||||||||||
21 | Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание | Изучения и первичного закрепления | Значение и строение кожи, правила пребывания на солнце | Знать строение кожи,правила пребывания на солнце | Устно 1-4 | п.19 |
|
| ||
22 | Правила пребывания на солнце. Закаливание | Комбинированный | Теплорегуляция,теплоизлучение,потоиспарение. Закаливание. | Обьяснять процессы теплоотдачи.Знать правила закаливания | Устно 1-4 | п. 20-21 |
|
| ||
23 | Роль кожи в терморегуляции | Изучения и первичного закрепления | Терморегуляция и ее значение | Знать о роли кожи в терморегуляцц | Практ. раб. «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды» | п. 20 |
|
| ||
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов) | ||||||||||
24 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы | Изучения и первичного закрепления | Строение и значение НС, утомление | Называть факторы, влияющие на НС | Лаб. раб. «Оценка температурного режима помещений» | п.22 |
|
| ||
25 | Утомление, переутомление, стресс | Изучения и первичного закрепления | Утомление и переутомление | Обьяснять причины утомления и переутомление | Устно 1-4 | п. 22 |
|
| ||
26 | Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты | Комбинированный | Здоровье. Стресс и его стадии | Называть стадии и причины возникновения стресса | Устно 1-4 | п.. 25 |
|
| ||
27 | Биоритмы. Биологические часы | Изучения и первичного закрепления | Биоритмы, биологические часы | Называть основные группы биоритмов и причины их нарушений | Лаб. раб. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей» | п.27 |
|
| ||
28 | Гигиенический режим сна | Изучения и первичного закрепления | Биологические ритмы, фазы сна,сноведения | Знать значение фаз сна для организма, обьяснять общие правила гигиены сна | Задания на соответствие | п.28 |
|
| ||
7. Анализаторы (2 часа) | ||||||||||
29 | Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора | Изучения и первичного закрепления | Строение зрительного анализатора | Знать причины нарушения зрения,опасности работы на компьютере | Устно 1-4 | п.23 |
|
| ||
30 | Профилактика нарушений функционирования органов и равновесия. | Изучения и первичного закрепления | Звук, шум, укачивание | Знать о влиянии шума на организм человека, о заболеваниях | Лаб.раб. «Острота слуха и шум» | п.24 |
|
| ||
III Репродуктивное здоровье (4 часа) | ||||||||||
1. Половая система. Развитие организма (4 часа) | ||||||||||
31 | Половые железы. Вторичные половые признаки | Комбинированный | Половые железы, половые гормоны, вторичные половые признаки | Охарактеризовать периоды полового созревания | Устно 1-3 | п.30 |
|
| ||
32 | Период полового созревания. Половая жизнь | Изучения и первичного закрепления | Этапы развития организма | Знать этапы развития организма | Тест 1 из 4 | п.31 |
|
| ||
33 | Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. | Изучения и первичного закрепления | Половая жизнь, беременность, факторы риска | Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь | Устно 1-3 | п.31 |
|
| ||
34 | Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения | Изучения и первичного закрепления | Заболевания, факторы риска | Знать факторы риска, гендерные роли | Устно 1-3 | п.32-34 |
|
| ||
2. Заключение (0,5 часа) | ||||||||||
35 | Здоровье как одна из главных ценностей | Обобщение и закрепление | Здоровье, здоровый образ жизни | Обьяснять, что такое здоровье, образ жизни | Устно |
|
|
|