Коррекционно – развивающее занятие в 4 классе коррекционной школы
Коррекционно — развивающее занятие «Я и мои друзья»
Автор: Чернигова Тамара Александровна,
ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 2»
г. Черемхово, Иркутской области,
Воспитатель.
Коррекционно — развивающее занятие «Я и мои друзья»
Цель: формирование межличностных отношений в классе.
Задачи:
образовательная – продолжать знакомить детей с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление;
учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
воспитательная – воспитывать уважения к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
коррекционная – развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать словарь, фразовую речь, умение подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.
Словарная работа: дружба, друг.
Оборудование:
-
Мультимедийная презентация
-
Дид. игра «Убери лишнее» — в презентации
-
Разноцветные круги по количеству детей
-
Видеоролик с опросом
-
Маски птиц и животных для чтения стихотворения
-
Фонограмма припева песни «Дружба начинается с улыбки»
-
Мультфильм «Однажды утром»
-
Видеоролик с физ. минуткой
-
Карточки с ситуациями для работы в группах
-
Карточки с положительными и отрицательными качествами людей для работы в парах
-
Дид. игра «Кто с кем дружит» (2 конверта с картинками – изображениями сказочных героев) для индивидуальной работы
-
План для рассказа о своем друге
-
«Солнце дружбы»
Ход занятия.
I Орг. момент.
Добрый день, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас сегодня у нас на открытом занятии. Ребятам я хочу пожелать хорошей работы, а нашим гостям- хорошего настроения на протяжении всего занятия.
Ребята, прежде, чем начать разговор о теме нашего занятия, я хочу предложить вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая называется «Убери лишнее» (слайды 1, 2, 3) (дид. игра)
II. Введение в тему.
Ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого мы сейчас вместе и определим. ( сл.4) А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что у них общего? (сказочные герои)
Дети отвечают.
А почему мы всегда видим их вместе?
Правильно, это друзья.
III. Постановка темы, целей.
— Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).
— Тема нашего занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
IV. Экспресс-диагностика
— Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).
В конце занятия мы вернёмся к этим записям.
V. Основная часть.
Ребята, при подготовке к нашему занятию я решила узнать, что думают о друзьях и дружбе дети, живущие в нашей школе, и взрослые, которые в ней работают. В помощницы я взяла Вику Мелюхину и вместе с ней мы ходили по школе и задавали ребятам и взрослым вопросы. Предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось, а после просмотра те же вопросы я задам вам. (видеоролик) (вопросы: что такое дружба; что такое друг; есть ли у вас друг?)
(ответы детей)
Словарная работа.
«дружба» (слайд)
«Дружба-это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов» (объяснение понятия);
(чтение слова про себя; чтение вслух; чтение слабым и сильным учениками;)
Какой может быть дружба? (ответы детей: крепкая дружба, настоящая дружба)
— Друг и дружба — эти понятия тесно связаны между собой. Кто же такой друг?
«друг» (слайд)
«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
(чтение слова про себя; чтение вслух; чтение слабым и сильным учениками;)
Каким может быть друг? (настоящий друг; лучший друг)
— Кто может быть другом?
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» — по ролям в масках.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Вывод: — Легко ли жить человеку без друзей?
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.)
А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? (стихотворение читает Саша Агафонов)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Ответы детей.)
Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Однажды утром» После просмотра мы с вами выясним, все ли его герои выдержали испытание и остались настоящими друзьями.
Просмотр фильма, беседа по содержанию.
Кто из героев мультфильма вам понравился? А как бы вы поступили на месте козленка? Героев мультфильма можно назвать друзьями, т. к. они пришли на помощь в трудную минуту.
Вывод:
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
А теперь давайте закончим пословицы и поговорки, которые вы видите на экране и объясним, как вы их понимаете. (сл.9) (Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Друг познается в беде; Нет друга — ищи, а найдешь – береги; Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь; Человек без друзей, что дерево без корней).
Вывод:
О чем говорится в этих пословицах? (о дружбе, друзьях)
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы . Давайте попробуем вместе их составить. (слайд10)
Законы дружбы (на экране)
1. Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)
2. Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)
3. Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)
4. (обижай; не обманывай; обзывай) друга.
5. Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)
Вывод:
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! (сл.11)
Физминутка.
Ребята! Сегодня к нам в гости пришел еще один мой очень хороший друг, который очень любит физкультуру и хочет провести с вами физминутку.(видеоролик)
VI. Разбор ситуаций (работа в группах).
Задание: прочитать, подумать , ответить на вопросы.
1 группа.
Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
2 группа.
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
— Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)
Вывод:
— Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения?
— А что значит «настоящий друг»?
VII. Работа в парах.
— Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.
Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый, грубый, равнодушный.
Проверка – слайд.
Вывод:
— Каким же должен быть настоящий друг?
Индивидуальная работа (Пашков А.):
На столе 2 конверта с изображением сказочных героев. Задача: подобрать героям 1 – го конверта друзей из 2 – го. (вывесить на доску)
Дид. игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
VIII. Составление рассказа о друге.
— Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
1. Как зовут друга?
2. В каком классе учится?
3. Почему ты считаешь его другом?
(по желанию детей, 3 – 4 человека)
— Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге
(рассказ воспитателя из личного опыта).
Вывод:
— Каким стало Солнце Дружбы?
— Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.
IX. Итог занятия.
— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
— Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Наше занятие подходит к концу. Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, особенно хочу отметить…