Государственное управление образования Псковской области РФ ГБОУ Псковской области «Воронцовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитательное занятие: «О зависти и завистниках»

Направление воспитательной работы: нравственно – этическое воспитание.

Форма проведения: нравственная беседа с элементами диспута и ситуативного практикума.

Класс: 7класс

Автор: воспитатель Александрова Лариса Алексеевна

2014год

Конспект занятия.

Тема: «О зависти и завистниках».

Форма проведения занятия: нравственная беседа с элементами диспута и ситуативного практикума.

Цель занятия: способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков.

Задачи: — воспитывать чувство уважительного отношения к себе и другим людям, ответственность за совершаемые поступки;

— развивать способность к самоанализу поведения, черт характера, настроения;

— показать детям значение нравственной культуры в жизни человека;

— осуществлять коррекцию психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.

Методы, используемые на занятии: — объяснение;

— рассказ – изложение;

— метод демонстрации.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, карточки с заданиями, пословицы и поговорки о зависти, магнитофон, диск с записью музыки, небольшие листочки белой бумаги.

Ход занятия.

  1. Эмоциональный настрой, мотивация детей.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о чувствах человека. Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским, а, может быть, ветром в пустыне? Можно открыть глаза (ответы детей)

Даже ветер бывает разным. А уж человек!

А теперь, пожалуйста,

— кто любит мороженое – дотроньтесь до носа,

— кто любит читать – кивните головой,

— кто любит играть в футбол – хлопните в ладоши,

— кто любит бананы – поставьте палец к губам,

— кто любит лето – улыбнитесь,

— кто однажды завидовал другому человеку – поднимите руку.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, как человеческие пороки влияют на человека. Попытаемся понять, о чем идет речь.

  • Сережа веселый и радостный пошел гулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, тепло… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. На вопрос мамы: «Что случилось? Тебя как подменили!?» — что – то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Игорю компьютер купили!» Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только – только устроился на работу: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги, попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал с ней разговаривать.

  • Что произошло с мальчиком? Какое чувство он испытывал к Игорю? (зависть)

  • Как изменилось настроение Сережи? Почему?

  • Попытался ли он понять маму?

  • Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?

Задание № 1

Возьмите карточки и попытайтесь нарисовать выражение лица Сережи до и после прогулки. (На карточках даны 2 изображения лица ребенка, на которых дети должны дорисовать рот и глаза) (Карточки после завершения работы вывешиваются на доску)

Обсуждение: Что можно сказать о настроении, судя по выражению лица на ваших рисунках? Посмотрите, вы все точно отметили, отразили состояние мальчика.

Воспитатель: Зависть изменила настроение мальчика. А что такое зависть? (ответы детей)

Итог: Зависть – чувство досады (неудовольствия), вызванное благополучием, успехами другого человека.

Воспитатель: Зависть – положительное или отрицательное качество человека? Народ издавна в своих пословицах и поговорках высмеивает, осуждает отрицательные качества людей.

Задание № 2

Прочитайте пословицы о зависти и завистниках. Как вы понимаете их смысл? О чем в них говорится и чему учат эти пословицы.

— В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал покажется.

— Завистливый по чужому счастью сохнет.

— Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

— Злой плачет от зависти, а добрый –от жалости.

Работа с пословицами: обсуждение детьми предложенных пословиц.

Игра «Снежный ком» с движениями и жестами.

Все дети встают в круг.

1 — ый делает какое – то движение (жест).

2 – ой повторяет предыдущее движение и добавляет свое и т. д.

Кто забыл, ошибается, выходит из круга.

Воспитатель: Вернемся к нашей истории с Сережей.

  • Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Игоря. Тот такой радостный, всем о подарке рассказывает. На уроке Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил «2». На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. В общем, день был испорчен.

Обсуждение: Скажите, как зависть подействовала на Сережу? К чему может привести зависть? Как действует на человека? (вредит другим людям, заставляет ненавидеть, портит жизнь завистнику).

Итог: Зависть – чувство, от которого страдает не только тот человек, которому завидуют, но и сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Если спросить завистника о том, как он себя чувствует, он бы ответил примерно так: «Я человек злой и завистливый, я не могу радоваться чужим успехам, достижения другого для меня самое большое несчастье». Завистник старается скрыть свою зависть от окружающих, давить ее в себе, поэтому зависть, как РЖАВЧИНА, съедает его сердце и душу. Я зависть сравнила с ржавчиной, а с чем вы можете сравнить зависть? (ответы детей: гнилое яблоко, ядовитая змея, засохшее дерево, яд для сердца… Если ответов нет, то вопрос можно конкретизировать: можно ли сравнить зависть с …)

Задание № 3

Нарисуйте на листочках символы к слову «зависть». Может представить образ зависти вам поможет музыка. (звучит запись музыки, дети рисуют)

После выполнения задания, каждый ребенок выходит со своим рисунком (перед классом) и комментирует изображение. Рисунок остается прикрепленным к доске.

Воспитатель: Как вы думаете, какова причина зависти? (эгоизм, равнодушие)

— Какие вы можете предложить способы достижения желаемого? (заработать, накопить, занять, украсть…; обращать внимание на законные способы и незаконные)

— Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых? (попасть в тюрьму, колонию)

— Можно ли остановить человека – завистника с помощью закона, если он сам не пытается бороться со своим пороком?

— Приятно ли общаться с завистником?

— Что вы посоветуете Сереже?

С завистником неприятно общаться, он не старается понять другого. А насколько вы можете понять друг друга, покажет игра «Пойми меня правильно».

Все дети встают в круг. 1 – ый «пишет» на спине соседа слева любое слово. 2 – ой «пишет» на спине своего соседа слева слово, которое он «прочитал» и т. д. Последний озвучивает слово, которое он «прочитал».

От зависти не застрахован ни взрослый, ни ребенок. Но с ней можно и нужно бороться. Как «вылечить» зависть? (дети затрудняются дать ответ)

Да, на этот вопрос ответить очень трудно. Может ответ нам поможет найти притча?

*** Один очень высокомерный воин пришел однажды к Мастеру. Воин был очень знатен, но взглянув на Мастера и увидев его красоту, вдруг почувствовал себя каким – то ничтожным. Он сказал Мастеру: «Почему я чувствую свое ничтожество? Миг назад все было хорошо. Но как только я тебя увидел, все изменилось. Никогда раньше я не чувствовал зависти, никогда никому не завидовал. Почему это произошло со мною сейчас?» Мастер ответил: « Посмотри на эти деревья: на это высокое – до неба и это маленькое рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: «Почему я чувствую унижение перед тобой?» Одно дерево маленькое, а другое большое, почему я никогда не слышал, что одно завидует другому?» Воин задумался и ответил: «Потому что они не могут сравнивать». Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ».

Обсуждение: Какой ответ получил воин? Чему учит притча? (не нужно сравнивать, нужно быть самим собой)

Итог: Правильно, не нужно никого с собой сравнивать. Когда ты завидуешь, ты не можешь быть самим собой, потому что зависть вынуждает тебя быть не собой, а другим. Ты забываешь о себе. Ты становишься не собой.

  1. Заключение. Рефлексия

Воспитатель: Согните листочек пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите верхний левый уголок. Оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите, что получилось. Как вы думаете, есть ли у кого – то точно такой же?

У каждого из вас получилось что – то свое. Так и в жизни: каждый человек – это неповторимая личность, со своими способностями, умениями, нужно постараться не сравнивать себя с другими и стать самим собой.

Учитывая все сказанное, мы, наверное, полностью согласимся со словами греческого мыслителя Менандра: «Завистник – враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным».

Я от души желаю вам никогда не терзаться таким мученьем, как зависть.

Информационные ресурсы.

Для воспитателей:

  1. А у нас – классный час: лучшие разработки на нравственные и патриотические темы 5 – 8 классы/М. А. Алоева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009

  2. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ Н. М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007

  3. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7 – 8 классы. – М.: «5 за знания», 2007

  4. Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: И здательский дом «Литера», 2007

Для детей:

  1. Ершов П. П. Конек – горбунок.

  2. Крылов И. А. Прохожие и собаки.

  3. Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here