Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс-Омет» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Адрес:423600 , ул.Т.Гиззата дом 26.Телефон:8(85557)3-71-47
_____________________________________________________________________________________________
«Путешествие в сказочную страну –Речь.»
(конспект вводного логопедического занятия для учащихся 1 класса с ФФНР )
Подготовила учитель-логопед
Махмутова З.М.
г. Елабуга
2012
Тема: «Путешествие в сказочную страну- Речь.»
(вводное занятие)
Цель: уточнение знаний учащихся о структуре речи. (Речь-предложение — слово- слоги — звук.)
Задачи:
-углубление пространственных представлений с помощью упражнений по ориентации в схеме своего тела и схеме тела человека, сидящего напротив;
-совершенствование просодической речи с помощью дыхательных упражнений;
-формирование слухового гнозиса на материале речевых и неречевых звуков;
— развитие самостоятельного мышления, активизация мыслительных процессов;
-развитие фонематического восприятия с помощью упражнений по языковому синтезу;
-воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учению.
Оборудование:
1.Географическая карта «Речь».
2.Карточки с надписями: речь, предложение, слово, слог, звук.
3.Карточки со слогами.
4.Звучащие игрушки (молоток, погремушка-петушок, рыбка-пищалка, погремушка шарик).
5.Набор сигнальных карточек (для каждого ребёнка) с изображением звучащих игрушек.
6.Схема артикуляционного аппарата.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Л: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год. Как называют людей, которые путешествуют? Значит, кем мы с вами станем?
Д: Путешественниками.
Л: Чем пользуются путешественники, чтобы не заблудиться и попасть в нужное место?
Д: Биноклем, подзорной трубой, компасом, картой.
Л: Вам как настоящим путешественникам, в трудную минуту поможет карта, чтобы правильно ориентироваться по карте, давайте потренируемся.
-Покажите свою главную руку, которой вы пишете. Как она называется?
Д: Правая.
Л: Поднимите другую руку, назовите ёё?
Д: Левая.
Л: Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой, левое ухо. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Покажите левую руку соседа. (Дети выполняют задания.)
Л: Вы готовы к путешествию?
Д: Да, готовы.
1.Формирование слухового гнозиса.
Л: Наша карта немного необычная, загадочная. Как вы думаете, чего в ней не хватает?
Д: Названий.
….
I_________ ________ . I__________ __________ _____________. | |
……. | I______________ _____________ ______________ .
|
……. | ________ _______ __________
|
……. | __ __ ___
|
……. |
.. .. … |
Л: Как называются острова в этом море? Вы догадались? Послушайте. (Звучат игрушки молоток ,погремушка-петушок, рыбка-пищалка ,погремушка-шарик.)Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется, одним словом?
Д: Звуки.
Л:Сейчас мы будем учится, слышать звуки. Уточним название игрушек.
2. Проводится игра « Что звучит?»
Л: Послушайте: А, О, К, У, Д. Что вы услышали?
Д: Звуки.
Л: Как вы думаете, звуки, которые издают игрушки, и звуки которые я произнесла одинаковые или разные?
Д: Разные.
Л: Чем они отличаются?
Д: Это звуки речевые и неречевые.
Л: Какие звуки мы будем изучать на занятиях?
Д: Звуки речи.
Л: Как называются эти маленькие островки на нашей карте?
Д: Звуки.
Л: С помощью чего мы произносим звуки?
Д: С помощью губ, языка, зубов, мягкого и твёрдого нёба.
В данный момент вместе с учащимися логопед рассматривает схему артикуляционного аппарата.
3.Артикуляционная гимнастика. [1]
Л: Чтобы чётко и правильно произносить звуки, потренируем наш речевой аппарат.
Дети выполняют упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье».
Л: Для чего мы тренируем речевой аппарат?
Д: Чтобы правильно произносить звуки.
Л: Да, так называются самые маленькие островки на нашей карте. Так как море у нас сказочное, острова здесь тоже необычные. Когда дует ветер, они могут объединяться в более крупные . Давайте встанем и изобразим как дует ветер.
4.Упражнения для развития речевого дыхания.[1]
«Ветерок», «Воздушный колобок», «Надуваем шарики», «Сок из трубочки».
Л:Если соединить два звука получиться слог.
Как называется следующая группа островов?
Д: Слоги.
Л: Я назову звуки, а вы объедините их в слоги. Р, Е,К,А,Р,Ы,Б,А,С,А,Н,И,Л,Е,Т,О.
Какие слоги получились?
Д: ре, ка, ры, ба, са, ни,ле,то.
Л: Снова ,подул ветер теперь он стал сильнее и гонит волны к берегу.(Вдох, выдох на звук Ш.)Наши острова-слоги двигаются и объединяются в более крупные. Что получается из слогов? Слова. Как мы назовём следующую группу островков?
Д: Слова.
Л: Составьте из названных слогов слова.
Д: Река, рыба, сани, лето.
Л: Какое здесь слово лишнее и почему?
Д: Сани, потому что они используются зимой.
Л: Что можно составить из слов? Как называется самый крупный остров в нашем сказочном море?
Д: Предложения.
Л: Придумайте предложения с одним из наших слов на тему «Лето».
Дети называют свои предложения.
Л: Что можно составить из ваших предложений?
Д: Рассказ.
Л: Когда звучит много предложений, мы слышим что? Как называется наше сказочное море?
Д: Речь.
Л: Сейчас вы, как настоящие путешественники, перенесите карту себе в тетрадь. Чтобы записи у вас получились красивыми и аккуратными, потренируем пальчики.
5.Пальчиковая гимнастика.[2],[3]
«Флажок», «Очки», «Стол», «Бочка», «Гнездо».
6.Работа в тетрадях. (Дети записывают число и схему.)
II. Закрепление пройденного материала.
Логопед показывает на карту и спрашивает у детей:
-Когда люди между собой общаются, звучит что? (Речь.)
-Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений.)
— Из чего состоит предложения? (Предложение состоит из слов.)
-Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.)
-Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков.)
Речь.
Состоит из предложений.
| |
Предложение. | I______________ _____________ ______________ . (схема предложения) |
Слова. | ________ _______ __________ (схема слов) |
Слоги. | __ __ ___ (схемы слогов) |
Звуки. | .. .. … (схемы звуков) |
III.Итог занятия:
Л: Как вы думаете, что мы будем изучать на логопедических занятиях?
Д: Нашу речь.
Список литературы:
1.Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика» М.-2006.
2.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика» М-2006.
3.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук» М-2008.