Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс-Омет» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Адрес:423600 , ул.Т.Гиззата дом 26.Телефон:8(85557)3-71-47

_____________________________________________________________________________________________

«Путешествие в сказочную страну –Речь.»

(конспект вводного логопедического занятия для учащихся 1 класса с ФФНР )

Подготовила учитель-логопед

Махмутова З.М.

г. Елабуга

2012

Тема: «Путешествие в сказочную страну- Речь.»

(вводное занятие)

Цель: уточнение знаний учащихся о структуре речи. (Речь-предложение — слово- слоги — звук.)

Задачи:

-углубление пространственных представлений с помощью упражнений по ориентации в схеме своего тела и схеме тела человека, сидящего напротив;

-совершенствование просодической речи с помощью дыхательных упражнений;

-формирование слухового гнозиса на материале речевых и неречевых звуков;

— развитие самостоятельного мышления, активизация мыслительных процессов;

-развитие фонематического восприятия с помощью упражнений по языковому синтезу;

-воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учению.

Оборудование:

1.Географическая карта «Речь».

2.Карточки с надписями: речь, предложение, слово, слог, звук.

3.Карточки со слогами.

4.Звучащие игрушки (молоток, погремушка-петушок, рыбка-пищалка, погремушка шарик).

5.Набор сигнальных карточек (для каждого ребёнка) с изображением звучащих игрушек.

6.Схема артикуляционного аппарата.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Л: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год. Как называют людей, которые путешествуют? Значит, кем мы с вами станем?

Д: Путешественниками.

Л: Чем пользуются путешественники, чтобы не заблудиться и попасть в нужное место?

Д: Биноклем, подзорной трубой, компасом, картой.

Л: Вам как настоящим путешественникам, в трудную минуту поможет карта, чтобы правильно ориентироваться по карте, давайте потренируемся.

-Покажите свою главную руку, которой вы пишете. Как она называется?

Д: Правая.

Л: Поднимите другую руку, назовите ёё?

Д: Левая.

Л: Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой, левое ухо. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Покажите левую руку соседа. (Дети выполняют задания.)

Л: Вы готовы к путешествию?

Д: Да, готовы.

1.Формирование слухового гнозиса.

Л: Наша карта немного необычная, загадочная. Как вы думаете, чего в ней не хватает?

Д: Названий.

.

I_________ ________ . I__________ __________ _____________.

…….

I______________ _____________ ______________ .

…….

________ _______ __________

…….

__ __ ___

…….

.. .. …

Л: Как называются острова в этом море? Вы догадались? Послушайте. (Звучат игрушки молоток ,погремушка-петушок, рыбка-пищалка ,погремушка-шарик.)Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется, одним словом?

Д: Звуки.

Л:Сейчас мы будем учится, слышать звуки. Уточним название игрушек.

2. Проводится игра « Что звучит?»

Л: Послушайте: А, О, К, У, Д. Что вы услышали?

Д: Звуки.

Л: Как вы думаете, звуки, которые издают игрушки, и звуки которые я произнесла одинаковые или разные?

Д: Разные.

Л: Чем они отличаются?

Д: Это звуки речевые и неречевые.

Л: Какие звуки мы будем изучать на занятиях?

Д: Звуки речи.

Л: Как называются эти маленькие островки на нашей карте?

Д: Звуки.

Л: С помощью чего мы произносим звуки?

Д: С помощью губ, языка, зубов, мягкого и твёрдого нёба.

В данный момент вместе с учащимися логопед рассматривает схему артикуляционного аппарата.

3.Артикуляционная гимнастика. [1]

Л: Чтобы чётко и правильно произносить звуки, потренируем наш речевой аппарат.

Дети выполняют упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье».

Л: Для чего мы тренируем речевой аппарат?

Д: Чтобы правильно произносить звуки.

Л: Да, так называются самые маленькие островки на нашей карте. Так как море у нас сказочное, острова здесь тоже необычные. Когда дует ветер, они могут объединяться в более крупные . Давайте встанем и изобразим как дует ветер.

4.Упражнения для развития речевого дыхания.[1]

«Ветерок», «Воздушный колобок», «Надуваем шарики», «Сок из трубочки».

Л:Если соединить два звука получиться слог.

Как называется следующая группа островов?

Д: Слоги.

Л: Я назову звуки, а вы объедините их в слоги. Р, Е,К,А,Р,Ы,Б,А,С,А,Н,И,Л,Е,Т,О.

Какие слоги получились?

Д: ре, ка, ры, ба, са, ни,ле,то.

Л: Снова ,подул ветер теперь он стал сильнее и гонит волны к берегу.(Вдох, выдох на звук Ш.)Наши острова-слоги двигаются и объединяются в более крупные. Что получается из слогов? Слова. Как мы назовём следующую группу островков?

Д: Слова.

Л: Составьте из названных слогов слова.

Д: Река, рыба, сани, лето.

Л: Какое здесь слово лишнее и почему?

Д: Сани, потому что они используются зимой.

Л: Что можно составить из слов? Как называется самый крупный остров в нашем сказочном море?

Д: Предложения.

Л: Придумайте предложения с одним из наших слов на тему «Лето».

Дети называют свои предложения.

Л: Что можно составить из ваших предложений?

Д: Рассказ.

Л: Когда звучит много предложений, мы слышим что? Как называется наше сказочное море?

Д: Речь.

Л: Сейчас вы, как настоящие путешественники, перенесите карту себе в тетрадь. Чтобы записи у вас получились красивыми и аккуратными, потренируем пальчики.

5.Пальчиковая гимнастика.[2],[3]

«Флажок», «Очки», «Стол», «Бочка», «Гнездо».

6.Работа в тетрадях. (Дети записывают число и схему.)

II. Закрепление пройденного материала.

Логопед показывает на карту и спрашивает у детей:

-Когда люди между собой общаются, звучит что? (Речь.)

-Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений.)

— Из чего состоит предложения? (Предложение состоит из слов.)

-Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.)

-Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков.)

Речь.

Рассказ.

Состоит из предложений.

Предложение.

I______________ _____________ ______________ .

(схема предложения)

Слова.

________ _______ __________

(схема слов)

Слоги.

__ __ ___

(схемы слогов)

Звуки.

.. .. …

(схемы звуков)

III.Итог занятия:

Л: Как вы думаете, что мы будем изучать на логопедических занятиях?

Д: Нашу речь.

Список литературы:

1.Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика» М.-2006.

2.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика» М-2006.

3.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук» М-2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here