Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа№3 с УИОП
Дмитровского района Московской области
Конспект занятия- тренинга
в 10 классе
«Уроки выбора профессии»
подготовила
педагог-психолог
Бердникова Елена Антоновна
г. Дмитров
2014
ТЕМА: Стратегия выбора профессии.
Цель:
— образовательная: познакомить учащихся с миром профессий;
— развивающая: создание условий для сплочения ученического коллектива;
— воспитательная: воспитание ответственности у учащихся за соблюдение правил работы в группе;
— профориентационная: мотивация учащихся на активное освоение курса, осознанный выбор профессии.
Форма проведения: комплексный урок с элементами тренинга.
Оборудование: Компьютер, проектор , карточки для упражнений, доска и мел.
Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ, упражнения, диагностика).
Ведущий: Называет тему занятия.
Если вы хотите добиться от жизни
чего-то значительного ,
недостаточно просто действовать-
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать –
надо еще и верить.
/Анатоль Франс./
Активатор: упражнение «Улей»
Цель: создание рабочей и доверительной атмосферы, формирование коммуникативных навыков.
Ведущий: «Предлагаю снять напряжение и погулять по классу, а заодно и познакомиться между собой. Мы все будем ходить с разной скоростью: чем большее число я назову, тем выше наша скорость. Когда я говорю «стоп», каждый моментально должен найти себе пару и назвать своё имя» (процедура повторяется несколько раз). Далее учащиеся должны предоставить о себе любую информацию, попарно рассказать группе о своем партнёре. Ведущий: Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее? Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество. Ведущий: Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
-
Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (хочу)
-
Вы должны обладать набором важных профессионально важных для этой работы качеств (могу)
-
Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (надо)
Счастливое совпадение требований рынка. Возможностей и желания человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Ведущий: Вам на выбор предлагаются профессии, по группам выберите себе одну и по 3 составляющим успеха в выборе профессии.
Ведущий: Раздает карточки с профессиями. Дети выбирают и рассказывают о них применительно к себе.
Ведущий: Какие же ошибки при выборе профессии?
-
Ориентация на профессию высокой квалификации
-
Недостойные профессии
-
Выбор профессии за «компанию»
-
Увлечение внешней стороной профессии
-
Отожествление школьного предмета с профессией
-
Неумение разбираться в личных качествах
Ведущий: Какие правила выбора профессии вы знаете?
-
Необходимо изучить как можно больше профессий
-
Важно изучить самого себя
-
Попробовать свои силы в выбранной профессии
-
Использовать свои таланты и способности в школьной жизни
-
При отсутствии указанного соответствия запасной вариант
-
Выбрав профессию проявлять настойчивость
Практическая работа
Ведущий: Предлагаю вам ребята выбрать профессии, лежащие на столе по 1 условиям труда 2 по средствам труда 3 условиям труда
Дети подбирают самостоятельно карточки с названием профессий и рассказывают, почему они объединили в эти группы.
Прошу обменяться заданиями и подобрать другую группу.
Обсуждение результатов занятия
Психолог самостоятельно или с помощью старшеклассников анализирует, достигнуты ли цели занятия. Если нет, что явилось тому причиной и какие меры можно предпринять, чтобы цели воплотились в жизнь. Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы:
— Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?
— Что нового вы узнали? Поможет ли это при принятии решения о выборе профессии?
— Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?
В заключение психолог может прочитать стихотворение Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Благодарность ведущего за занятие. Прощание.
«Всем спасибо! До следующего занятия!»
МЕХАНИК
| |
АГРОНОМ
|
БИОЛОГ |
КИНОЛОГ
|
ЗООТЕХНИК |
ЛЕСНИК
|
ЮВЕЛИР |
ХУДОЖНИК ПО МЕТАЛЛУ
|
РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ |
ПОЖАРНИК
|
МИЛИЦИОНЕР
|
ЛЕТЧИК
|
ВОДИТЕЛЬ ДАЛЬНОБОЙЩИК |
ВРАЧ
|
ВОСПИТАТЕЛЬ |
ДРЕССИРОВЩИК
|
ОФИЦИАНТ |
ПЕВЕЦ
|
АРТИСТ |
МУЗЫКАНТ
|
РЕЖИССЕР |
ПСИХОЛОГ |
ВЕТЕРИНАР |
СЛЕСАРЬ |
ТОКАРЬ |
ПРОГРАММИСТ |
НАЛАДЧИК |
УЧИТЕЛЬ |
ВОДИТЕЛЬ |
ВОЕННЫЙ |
ПРОДАВЕЦ |
КОНТРОЛЕР |
СТИЛИСТ |
ДИЗАЙНЕР |
САДОВНИК |
-
Литература:
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. -
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тр-нг самосознания. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
-
Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков. — СПб, 2004.
-
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- Москва, 2001.
-
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб: изд-во «Речь», 2005.
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006 г.
-
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками Пер. с англ. 2-е изд, исправленное — М., Генезис, 2000.