Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательная школа№3 с УИОП

Дмитровского района Московской области

Конспект занятия- тренинга
в 10 классе

«Уроки выбора профессии»

подготовила

педагог-психолог

Бердникова Елена Антоновна

г. Дмитров
2014

ТЕМА: Стратегия выбора профессии.

Цель:
— образовательная: познакомить учащихся с миром профессий;
— развивающая: создание условий для сплочения ученического коллектива;
— воспитательная: воспитание ответственности у учащихся за соблюдение правил работы в группе;
— профориентационная: мотивация учащихся на активное освоение курса, осознанный выбор профессии.

Форма проведения: комплексный урок с элементами тренинга.

Оборудование: Компьютер, проектор , карточки для упражнений, доска и мел.

Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ, упражнения, диагностика).

Ведущий: Называет тему занятия.

Если вы хотите добиться от жизни

чего-то значительного ,

недостаточно просто действовать-

надо еще и мечтать;

недостаточно просто планировать –

надо еще и верить.

/Анатоль Франс./

Активатор: упражнение «Улей»
Цель: создание рабочей и доверительной атмосферы, формирование коммуникативных навыков.

Ведущий: «Предлагаю снять напряжение и погулять по классу, а заодно и познакомиться между собой. Мы все будем ходить с разной скоростью: чем большее число я назову, тем выше наша скорость. Когда я говорю «стоп», каждый моментально должен найти себе пару и назвать своё имя» (процедура повторяется несколько раз). Далее учащиеся должны предоставить о себе любую информацию, попарно рассказать группе о своем партнёре. Ведущий: Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее? Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество. Ведущий: Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

  • Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (хочу)

  • Вы должны обладать набором важных профессионально важных для этой работы качеств (могу)

  • Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (надо)

Счастливое совпадение требований рынка. Возможностей и желания человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Ведущий: Вам на выбор предлагаются профессии, по группам выберите себе одну и по 3 составляющим успеха в выборе профессии.

Ведущий: Раздает карточки с профессиями. Дети выбирают и рассказывают о них применительно к себе.

Ведущий: Какие же ошибки при выборе профессии?

  • Ориентация на профессию высокой квалификации

  • Недостойные профессии

  • Выбор профессии за «компанию»

  • Увлечение внешней стороной профессии

  • Отожествление школьного предмета с профессией

  • Неумение разбираться в личных качествах

Ведущий: Какие правила выбора профессии вы знаете?

  • Необходимо изучить как можно больше профессий

  • Важно изучить самого себя

  • Попробовать свои силы в выбранной профессии

  • Использовать свои таланты и способности в школьной жизни

  • При отсутствии указанного соответствия запасной вариант

  • Выбрав профессию проявлять настойчивость

Практическая работа

Ведущий: Предлагаю вам ребята выбрать профессии, лежащие на столе по 1 условиям труда 2 по средствам труда 3 условиям труда

Дети подбирают самостоятельно карточки с названием профессий и рассказывают, почему они объединили в эти группы.

Прошу обменяться заданиями и подобрать другую группу.

Обсуждение результатов занятия

Психолог самостоятельно или с помощью старшеклассников анализирует, достигнуты ли цели занятия. Если нет, что явилось тому причиной и какие меры можно предпринять, чтобы цели воплотились в жизнь. Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы:
— Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?
— Что нового вы узнали? Поможет ли это при принятии решения о выборе профессии?
— Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?

В заключение психолог может прочитать стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Благодарность ведущего за занятие. Прощание.
«Всем спасибо! До следующего занятия!»

ДЕКОРАТОР

МЕХАНИК

АГРОНОМ

БИОЛОГ

КИНОЛОГ

ЗООТЕХНИК

ЛЕСНИК

ЮВЕЛИР

ХУДОЖНИК ПО МЕТАЛЛУ

РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ

ПОЖАРНИК

МИЛИЦИОНЕР

ЛЕТЧИК

ВОДИТЕЛЬ ДАЛЬНОБОЙЩИК

ВРАЧ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДРЕССИРОВЩИК

ОФИЦИАНТ

ПЕВЕЦ

АРТИСТ

МУЗЫКАНТ

РЕЖИССЕР

ПСИХОЛОГ

ВЕТЕРИНАР

СЛЕСАРЬ

ТОКАРЬ

ПРОГРАММИСТ

НАЛАДЧИК

УЧИТЕЛЬ

ВОДИТЕЛЬ

ВОЕННЫЙ

ПРОДАВЕЦ

КОНТРОЛЕР

СТИЛИСТ

ДИЗАЙНЕР

САДОВНИК

  1. Литература:
    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.

  2. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тр-нг самосознания. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  3. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков. — СПб, 2004.

  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- Москва, 2001.

  5. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб: изд-во «Речь», 2005.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006 г.

  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками Пер. с англ. 2-е изд, исправленное — М., Генезис, 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here