Рабочая программа и календарно-тематическое и поурочное планирование курса «Психологии»
10 класс
Малыхина Галина Алексеевна
КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,
педагог-психолог, г. Борисоглебск
Пояснительная записка
Программа по элективному предмету «Психология» разработана на основе авторской программы А.Д. Андреевой Е.Е. Даниловой, И.В.Дубровиной, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых «Психология».
Программа рассчитана на преподавание в классе обычной наполняемости, на проведение одного урока в неделю.
Программа разрабатывалась в новой парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт», в отличие от традиционной, где основным является передача ребенку знаний и проверка их усвоения.
Программа гуманистически ориентированного курса психологии мировоззренческого характера разработана в контексте общих идей человекознания. Она имеет выраженную практическую и прикладную направленность. Это личностно ориентированное преподавание психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого». В рамках этой программы внедрение курса в условия реальной школы должно сочетаться с созданием особого психологического климата в педагогическом коллективе, продуцирующего установки учителя, сконцентрированного на ученике.
В качестве исходного положения, определяющего педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. При этом акцент делается на развитие чувства собственного достоинства человека как субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем.
Программа основывается на возрастных особенностях учащихся с учетом их интересов. При разработке курса за основу взяты методические рекомендации и материалы научных исследований Я.Л.Коломинского, Л.В.Орловой, Г.К.Селевко, М.В.Поповой, Е.И.Рогова, Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой, Л.С.Колмогоровой, А.В.Микляевой и В.А.Родионова.
В практике обучения используется четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические, и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения.
Решение на практике поставленных задач предполагает создание специальной атмосферы в классе и организацию особого педагогического общения. Принципиальное значение здесь имеют три момента.
Первый предполагает создание обстановки безопасности и доверия. Со стороны учителя для этого нужны безусловное положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку. Он должен быть личностно ориентированным, способным к фасилитаторству, а также научному поиску. Эти качества являются в данном случае профессионально значимыми.
Второй момент предполагает умение учителя создавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению. Эта особенность урока считается наиболее естественной и благоприятной для изучения основ психологических знаний, поскольку она позволяет обратиться к интроспекции, услышать партнера.
В преподавании предмета психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением.
Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик, имеющих выход на фундаментальные отношения ребенка с окружающим миром и самим собой, особенности развития рефлексии, динамику интересов, структуру сознания, мировоззрения, особенности формирования личностных качеств, ценностных ориентаций, эмоциональной и познавательной сферы
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения(чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Учебно-тематический план
-
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
1.
Введение
1
2.
Психологическая культура как часть общей культуры
6
3.
Психологическая культура личности
7
4.
Психология в повседневной жизни
9
5.
Профессиональное самоопределение
2
6.
Личностное самоопределение
2
7.
Практическая психология
8
Итого
35
Содержание учебного курса
-
Введение ( 1 час)
Знакомство учащихся с целями, задачами, содержанием курса «Психология» на интерпретацию вопросов, на изучение которых будут направлено внимание в этом учебном году.
-
Психологическая культура как часть общей культуры (6 часов)
Что включает в себя понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Что такое «житейская» психология. Научная психология. Взаимодействие житейской и научной психологии.
-
Психологическая культура личности (7 часов)
Что человек может знать о себе самом как о личности и индивидуальности. Как человек познаёт себя. Индивидуальные различия в познании и самопознании. Самопознание и познание других людей. Психологические знания и самопознание. Проявление психологической культуры в общении и отношениях. Умение принимать решения и самостоятельно решать личные проблемы. Поведение в трудных ситуациях. Жизненая стойкость.
-
Психология в повседневной жизни (9 часов)
Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни. Психология пропаганды. Что такое «пиар». Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей. Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации. Стихийные формы передачи информации. Реклама как способ психологического воздействия. Психологические особенности имиджа. Психология мошенничества. Как избежать обмана.
-
Профессиональное самоопределение (2 часа)
Понятие профориентации и профконсультирования.
-
Личностное самоопределение (2 часа)
Понятие самоопределения. Ступени самоопределения. Трудности, встречающиеся на пути к самоопределению. Функции современной семьи.
-
Практическая психология (6 часов)
Что такое психологическая помощь и поддержка. Когда у человека возникает потребность в психологической помощи. Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Психотерапия. Медицинская и психологическая психотерапия. Групповая психотерапия. Тренинги и группы встреч. Психологическое консультирование. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Какие ситуации можно назвать экстремальными. Посттравматический стресс: история проблемы. Как помочь людям, пережившим травматические события. Психология террора и терроризма.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Психология: Учебное пособие для XI класса/ Дубровина, И. В., Прихожан, А.М., Данилова, Е.Е., Андреева ,А.Д., Толстых Н.Н. -Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, 2008.
-
Преподавание психологии в школе. 3-11 классы : учебно-методическое пособие / Российская акад. образования, Психологический ин-т, Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; [А. Д. Андреева и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. — 798, [1] с.
Список литературы
-
Бочкарева, Л. С. Как стать уверенным: формирование уверенности в себе у воспитанников и выпускников интернатных учреждений — Настольная книга жизни и сборник рецептов для специалистов: методическое пособие / Л. С. Бочкарева ; Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Региональный общественный благотворительный Фонд «Защита детей». — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2009. — 138 с.
-
Лебедева, Н. М. Тренинг этнической толерантности для школьников [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко ; [Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. Экономики»]. — 2-е изд. — Москва : МАКС Пресс, 2012. — 355, [1] с.
-
Нечаев, М. П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе: эффективные формы воспитательной работы, методики и сценарии / М. П. Нечаев. — Москва : Познания, 2009. — 169, [2] с.
-
Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе [Текст] : по материалам работы экспериментальной площадки РАО в г. Омске / Российская акад. образования, М-во образования Омской обл., Учреждение РАО «Психологический ин-т» ; под ред. И. В. Дубровиной, О. В. Кисловой. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. — 321 с.
-
Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Федерация психологов России; [отв. ред. П. Н. Виноградов, Н. В. Куприянова]. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 618 с.
-
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. — Волгоград: Учитель, 2009 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). — 239 с.
-
Самоопределение старшеклассников: личностный и профессиональный аспект / М-во образования и науки Удмуртской Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмуртской Респ.; [авт.-сост.: Д. Р. Мерзлякова]. — Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2009. — 114 с.
-
Сизганова, Е. Ю. Основы профориентологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Орский гуманитарно-технологический ин-т (фил.) Гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Оренбургский гос. ун-т». — Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2010. — 138 с.
-
Федоренко, Л. Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе: курс практических занятий для педагогов, учащихся и родителей : 1-й год обучения / Л. Г. Федоренко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 159, [1] с.
Формы и средства контроля
-
Участие в дискуссии
-
Тестирование( диагностические карты, анкетирование)
-
Составление вопросов
-
Устный опрос
-
Выступление перед учащимися на предложенную тему
-
Подбор аргументов к предлагаемому тезису