Календарно- тематическое планирование по кубановедению. 5 класс. (34 часа)
Содержание, (разделы, темы) | Кол-во час | Дата | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||
План | Факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||||||
1 | Что и как изучает предмет «Кубановедение». Кубань — перекресток цивилизаций | 1 | 01.09-06.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование целостного и в то же время территориально-дифференцированного представления об истории и культуре родного края и своих населенных пунктов в древности. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т. п. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Понимать отличие географической карты от исторической. Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы. Объяснять понятия археология, орудия труда. Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии). Например, изготовить макет физической карты Краснодарского края из подручных материалов (аппликации из ткани, из бумаги, из зерна и т. д.). |
РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА (6 ч) | ||||||
Тема 1. Древние собиратели и охотники (2 часа) | ||||||
2 | Древние собиратели и охотники | 1 | 08.09-13.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Умение характеризовать основные этапы эволюции человека и расселение людей по территории Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Раскрывать значение понятий культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея). |
3 | Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом день».
| 1 | 15.09- 20.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления об образе жизни, общественном строе и занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал. Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похолоданием климата. Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую. Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии. Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобытного человека |
Тема 2. Появление человека современного облика (2 часа) | ||||||
4 | Древние люди в позднем палеолите. | 1 | 22.09-27.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Умение характеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа. Развитие навыков работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Воспитание интереса к прошлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. . Характеристика деятельности учащегося Показывать на карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община. Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы. Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Выделять отличительные признаки человека современного типа. |
5 | Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта».
| 1 | 29.09- 04.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Развитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Называть орудия труда и охоты, которыми человек пользовался в позднем палеолите. Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также зачатках искусства и религии на Кубани. Пересказывать текст «Охота на мамонта». Рассказывать об особенностях повседневной жизни людей одного из древних племён. |
Тема 3. Земледельцы и скотоводы (2 часа) | ||||||
6 | Земледельцы и скотоводы. | 1 | 06.10- 11.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего. Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите. Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России. Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем». Подготовить мини-проект. Например, изготовить макеты орудий труда и предметов вооружения каменного века или создать макет «Охота на мамонта», используя пластилин и другие подручные средства. |
7 | Эпоха энеолита на Кубани. Работа с текстом «Весенний праздник».
| 1 | 13.10- 18.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охоты над каменными. Называть и показывать на карте ареалы памятников энеолита. Составлять план рассказа «Весенний праздник». |
РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ (5 ч) | ||||||
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры(1 час) | ||||||
8 | Майкопская и ямная культуры. Общественное разделение труда на Северном Кавказе. | 1 | 20.10- 25.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века. Развитие исторического мышления через формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века. Воспитание бережного отношения к истории своей малой родины. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятие археологическая культура. Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур. Называть особенности производящего и присваивающего хозяйств. Развивать навыки работы с историческими источниками. Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной археологических культур. |
Тема 5. Дольменная культура (2 часа) | ||||||
9 | Дольменная археологическая культура. | 1 | 27.10- 01.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Умение характеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах в источниках разных типов. Воспитание бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося:выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани. Рассказывать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковича в исследование дольменов Северо-Западного Кавказа. |
10 | Классификация дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище». | 1 | 10.11- 15.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. Формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося различать типы дольменов по внешнему виду. Называть период существования дольменной культуры. Рассказывать легенды о происхождении дольменов. Показывать на карте территории распространения дольменной культуры. |
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры (2 часа) | ||||||
11 | Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры. | 1 | 17.11- 22.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Продолжить обучение анализу и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося Характеризовать особенности расселения племён северокавказской и катакомб ной культур. Называть отличительные особенности погребальных сооружений каждой археологической культуры. Раскрывать значение понятия катакомба. Показывать на карте территории распространения названных видов археологических культур. Рассказывать о вкладе Н. И. Веселовского в изучение памятников катакомбной культуры. Называть время существования северокавказской и катакомбной культур. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры. |
12 | Племена срубной культуры, работа с текстом «Тайны Литейщика». | 1 | 24.11- 29.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов. Воспитывать бережное отношение к историко-археологическим памятникам культуры Кубани. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной культуры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, особенности быта, обряды захоронения, время существования. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, изготовить макет дольмена |
РАЗДЕЛ III. КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ (8 ч) | ||||||
Тема 7. Кочевники кубанских степей (3 часа) | ||||||
13 | Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы. | 1 | 01.12- 06.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Познакомить учащихся с занятиями и религиозными верованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы. Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умений рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. Повышение интереса к древней истории родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо-Западного Кавказа. Рассказывать о втором крупном общественном разделении труда, произошедшем в раннем железном веке. Рассказывать об особенностях обработки железа и меди. Раскрывать значение понятий сыродутный способ, лемех, бальзамирование, «звериный» стиль, плацдарм.Рассказывать о погребальных обрядах скифов и киммерийцев, выделять общее и особенное. Называть вооружение скифов: меч-акинак, лук и стрелы, шлем. Знать учёных и археологов (Геродот, Н. Е. Берлизов, И. И. Марченко), изучавших племена киммерийцев и скифов. |
14 | Племена сарматов в степях Кубани. | 1 | 08.12- 13.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование умения работать с исторической картой. Развивать навыки логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. На примере истории археологических культур Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры — чувства товарищества, долга, уважения к своим одноклассникам. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: называть дату проникновения сарматов в Прикубанье. Раскрывать значение понятий сарматы, кибитка, номады, сираки, курган. Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений. Характеризовать особенности быта сарматских племён. |
15 | Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др. Работа с текстом «Курган в степи».
| 1 | 15.12- 20.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование умения работать с исторической картой. Развивать навыки логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. На примере истории археологических культур Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры — чувства товарищества, долга, уважения к своим одноклассникам. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о работе археолога. Называть авторов (Геродот, Гиппократ, Страбон) письменных источников, в которых содержатся сведения о Кубани. Работать с текстом исторического источника. Понимать необходимость критического отношения к их содержанию. Выделять значимость археологических находок (орудий труда, боевого оружия, посуды, ювелирных изделий) для познания истории. Сравнивать обряды захоронения у скифов и сарматов. Показывать по карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений. Уметь составлять рассказ на одну из предложенных учителем тем. |
Тема 8. Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа (2 часа) | ||||||
16 | Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. | 1 | 22.12- 27.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. меотских племенах и меотской культуре. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия меоты, городище, Меотида, Боспор Киммерийский. Называть меотские племена и показывать на карте места их расселения. Описывать костюм и вооружение меотского воина.Определять роль учёного-археолога Н. В. Анфимова в исследовании памятников меотской культуры. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». |
17 | Занятия и общественный строй меотов. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». | 1 | 12.01- 17.01 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов. Составлять сравнительные таблицы. Объяснять понятия торевты, амфора. Определять датировку меотской культуры. Описывать городища меотов. Показывать на карте станицы Елизаветинскую, Старокорсунскую, Пашковскую, хутора Ленина, Лебеди, в которых обнаружены памятники меотской культуры. Рассказывать о царице Тиргатао. Характеристика деятельности учащегося: |
Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанье (3 часа) | ||||||
18 | Мифология скифов, меотов, сарматов. Верования скифов. | 1 | 19.01- 24.01 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья. Знать легенды о происхождении скифов. Называть особенности религии скифов. Уметь сравнивать верования скифов и эллинов. Рассказывать о скифских богах, называть их имена. Приводить аргументы в пользу того, что скифы и близкие им кочевые народы переживали период появления социального неравенства |
19 | Обряды и культ предков у скифов, меотов, сарматов. Работа с текстом «Бычья шкура». | 1 | 26.01- 31.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, об их культуре, занятиях и общественном строе. Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками. Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края. Характеристика деятельности учащегося: приводить примеры, подтверждающие существование у скифов веры в загробную жизнь, культов умерших предков, плодородия и др. Называть ритуальные предметы. Объяснять значение понятия ритон. Составлять план рассказа «Бычья шкура». Рассказывать об особенностях погребального обряда у скифов. |
20 | Материальная культура кочевого и оседлого населения Прикубанья. «Звериный стиль» в искусстве. | 1 | 02.02- 07.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, об их культуре, занятиях и общественном строе. Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками. Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия материальная культура, горит, «звериный стиль», грифон, эпос, нарты. Описывать костюмы скифов, меотов, сарматов. Называть отличия скифского «звериного стиля» от сарматского. Объяснять, какой магический смысл имели изображения животных на предметах и вещах. Приводить примеры, подтверждающие существование в культуре народов Северного Кавказа элементов культуры скифов, меотов, сарматов. |
РАЗДЕЛ IV. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ (10 ч) | ||||||
Тема 10. Начало древнегреческой колонизации (10 часов) | ||||||
21 | Начало древнегреческой колонизации | 1 | 16.02- 21.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Охарактеризовать основные причины переселения древних эллинов на Кубань. Развивать навыки причинно-следственного анализа исторических событий. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть причины древнегреческой колонизации. Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др. Называть предметы античного импорта и экспорта. Объяснять понятия колония, демос, знать, полис. Называть основные факторы, влияющие на выбор места для новой колонии: наличие пресной воды, удобная бухта, плодородные земли. Соотносить названия греческих колоний с названиями современных географических объектов. |
22 | Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. | 1 | 23.02- 28.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия аргонавты, лестригоны, амазонки, миф. Рассказывать о том, как представляли себе древние греки Причерноморье и народы, его населявшие. Пересказывать миф о путешествии аргонавтов. Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерноморья, а также скифов и киммерийцев. Работать в группах, составлять схему путешествия аргонавтов |
23 | Мифы об Ахилле, Ифигении, Бослоре Киммерийском и Ио | 1 | 02.03- 07.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассмотреть, каким было отношение в Древней Греции к населению Северного Причерноморья. Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умения творчески представить полученную информацию. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: понятия нереиды, ойкисты. Знать происхождение названий Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Меотида, Кавказ, Понт Аксинский, Таврида. Пересказывать и понимать мифы об Ахилле, Ифигении, Ио. Рассказывать о влиянии мифов на образ жизни греков и их адаптацию в городах-колониях. Подготовить презентацию на одну из пройденных тем. Например, «Чёрное море и Причерноморье в мифах древних греков». |
24 | Повседневная жизнь колонистов. Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника». | 1 | 9.03- 14.03 2015
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей. Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия амазонки, эллины, Пантикапей. Понимать и пересказывать мифы о Геракле, Прометее и амазонках. Находить в текстах информацию о территории Прикубанья. Объяснять, почему легенды о Геракле имели огромное значение как для скифов, так и для греков |
25 | Повседневная жизнь колонистов. Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника». | 1 | 9.03- 14.03 2015
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о религиозных верован жителей древнегреческих горЪдов-колоний. Развитие навыков работы с историческими источника художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: понятия метрополия, экспорт, импорт, керамика, жрица, Афродита, агора. Характеризовать основные занятия греков-колонистов в Прикубанье. Объяснять происхождение названия Горгиппия. Рассказывать о торговых связях греческих колонистов с городами Греции. Называть товары, которые ввозились в Боспорское царство и вывозились из него. Характеризовать особенности торговли колонистов с меотами. Составлять план рассказа «Микка — дочь Стратоника». |
26 | Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. | 1 | 16.03- 21.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование у учащихся представления об особенностях системы управления и хозяйственной деятельности Боспорского царства, выявление причин его упадка. Развитие навыков проведения поиска исторической информации в источниках разных типов. Воспитание интереса к прошлому родного края. Основные исторические личности: династии Археанактидов и Спартокидов. Характеристика деятельности учащегося: Показывать на карте Боспорское царство. Объяснять понятия Боспорское царство, архонты, Синдика, греческая кавалерия, штандарт, гвардия, поножи. Называть представителей династий, правивших Боспорским государством: Спартак I, Левкон I, Перисад I, Савмак. Рассказывать об отношениях правителей и граждан Боспора с местными племенами. Показывать современные населённые пункты, на месте которых проходила восточная граница Боспорского царства: город Крымск, станицы Старонижестеблиевская, Раевская. |
27 | Падение Боспорского царства. Работа с текстом «Битва на реке Фат». | 1 | 31.03- 04.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять причины ослабления Боспорского царства. Рассказывать о роли готов и гуннов в уничтожении Боспорского царства. Инсценировать сражение на реке Фат. Составлять схему битвы. |
28 | Культура, быт и верования жителей греческих городов-колоний. | 1 | 06.04- 11.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Познакомить учащихся с развитием греческого образования и театра. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, составления связного рассказа. Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия адрон, гинекея, лекиф, некрополь, микротехника, симпосии, терракота, риторика, реквизит, стригиль. Выделять общее и особенное в культуре греческих городов и колоний Эллады. Характеризовать повседневный быт жителей Боспора. Составлять рассказы о школах, театрах, спортивных состязаниях в городах-колониях. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). |
29 | Боспор в римское время. | 1 | 13.04- 18.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Познакомить учащихся с развитием архитектуры, живописи и поэзии. Продолжить развитие навыков составления рассказа, умения делать выводы, работать с исторической картой. Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия ипподром, термы, эпитафия, тамообразные знаки, фрески, варвар, гиматий, склеп, апостол. Рассказывать о влиянии римских культурных традиций на архитектуру, живопись и быт греческих колоний. Приводить примеры «варваризации» античного искусства. |
30 | Причерноморье на пути к христианству. Работа с текстом «Тиргатао — царица синдов». | 1 | 20.04- 25.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование представления о взаимоотношениях вождей меотов и правителей Боспора. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: Называть причины интереса босгюрян к христианскому учению. Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианских епархий на Северо-Западном Кавказе. Объяснять понятия базилика, христианство, апостол, штандарт. Иллюстрировать сюжеты рассказа «Тиргатао — царица синдов» (по выбору). Разработать мини-проект на одну из изученных тем. Например, изготовить костюмы героев античных мифов. Возможны варианты совместных проектов с учителями музыки, литературы и изобразительного искусства |
Итоговое повторение и проектная деятельность (4 часа) | ||||||
31 | Кубань в эпоху каменного века. | 1 | 27.04- 02.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать и показывать на карте, как происходило заселение Кубани древними людьми. Называть и показывать на карте стоянки каменного века. Составлять описание искусственного жилища, орудий труда. Рассказывать о занятиях и верованиях древних людей. Подготовить проект на одну из изученных тем, например, инсценировать один из эпизодов рассказа «Весенний праздник». |
32 | Период бронзового века на территории Северо-Западного Кавказа | 1 | 04.05- 09.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть особенности археологических культур на территории Кубани. Показывать на карте места расселений племён северокавказской, катакомбной, дольменной и срубной культур. Сравнивать занятия племён и обряды захоронения. Разрабатывать проект по пройденным темам, например, подготовить презентацию «Типы дольменов и их расположение на территории Краснодарского края». |
33 | Кубань в эпоху раннего железного веха. | 1 | 11.05- 16.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать о кочевниках и оседлых племенах, живших в Прикубанье в раннем железном веке. Выполнять иллюстрации к легендам о происхождении скифов, к рассказам «Курган в степи», «Городок у дубовой рощи», «Бычья шкура» (по выбору). |
34 | Греческие города-государства на кубанской земле. | 1 | 18.05- 25.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Выявить, роль выдающихся исследователей Кубани, их вклад в развитие культурного наследия родного края. Развивать навыки поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятельности, Характеристика деятельности учащегося: о Боспорсюм царстве. Характеризовать повседневную жизнь, хозяйственную деятельность, верования, особенности культуры жителей греческих городов-колоний и Боспора римского времени. Принять участие в разработке коллективного проекта на одну из пройденных тем. |
Календарно- тематическое планирование по кубановедению 6 класс. (34 часа)
Раздел, тема | Кол-во час
| Дата | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||
Теоретические сведения | План | факт | ||||
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Кубань – перекресток цивилизаций | 1 | 01.09-06.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Адекватно воспринимать предложение учителя. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппаратом усвоения знаний. |
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК (8 ч) | ||||||
Тема 1. Источники информации о малой родине (1 час) | ||||||
2 | Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. | 1 | 08.09-13.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологические находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследователей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов — исследователей природы и истории Кубани Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Лотышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др. |
Тема 2. Неповторимый мир природы (4 часа) | ||||||
3 | Особенности природы Кубани и своей местности. | 1 | 15.09- 20.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманн Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности. Показывать на карте территорию Краснодарского края. Называть и определять географические координаты города Краснодара. Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края и своей местности. Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман. |
4 | Растения, которые нас окружают. | 1 | 22.09-27.09 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск и выделение необходимой информацией. Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия сорные растения, аллергия. Приводить примеры растений своей местности. Объяснять, какие растения следует считать лекарственными. Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани. Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды. |
5 | Животные — обитатели населённых пунктов. | 1 | 29.09- 04.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий дикие, домашние и синантропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности. Рассказывать о насекомых и птицах своей местности. |
6 | Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры. | 1 | 06.10- 11.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, селекция Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и своей местности. Выделять виды природных памятников. Составлять отчет об экскурсии. Работать над проектом виртуальной экскурсии по заданию учителя. Выполнить мини-проект. Например, подготовить сообщение об одном из достопримечательных объектов на территории своего района. |
Тема 3. Изменение природы человеком (1 час) | ||||||
7 | Влияние человека на природу своей местности | 1 | 13.10- 18.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность природоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание экологического состояния ближайшего водоёма. |
Тема 4. Население (2 часа) | ||||||
8 | Население Кубани и вашей местности. | 1 | 20.10- 25.10 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарского края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рассказывать о своём населённом пункте. Определять понятие Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Кубани. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани. |
9 | Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани. |
|
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося: примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населённых пунктах и в городских. Разработать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)». |
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) | ||||||
10 | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме «Природа малой родины и человек» | 1 | 27.10- 01.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося «портрет» своей местности, используя вопросы и задания на стр. 50 учебника. Подготовить мини-проект, например, выпустить газету на тему «Кубань, Кубань-души моей отрада». |
РАЗДЕЛ И. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV—XV1 вв. (14 ч) | ||||||
Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья (3 часа) | ||||||
11 | Военные походы гуннов. |
1 | 10.11- 15.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиака Марцеллина о гуннах. Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кама* |
12 | Великая Булгария. Аварский каганат. |
1
| 17.11- 22.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: значение понятий обры, патрикий, этнография, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте территорию Великой Булгарии. Называть причины распада Великой Булгарии. Рассказывать об основании и падении Аварского каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья. |
13 | Расцвет и падение Хазарского каганата. |
1
| 24.11- 29.11 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: понятия язычники, иудаизм, ислам, христианство, каган, хан, Тюркский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата. Рассказывать об истории его образования. Называть причины, способствовавшие росту и могуществу Хазарского каганата. Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования.Называть основные источники дохода правителей Хазарии. Объяснять причины падения каганата. Характеризовать взаимоотношения восточных славян с Хазарским каганатом на основе отрывка из «Повести временных лет». Делать вывод о роли и месте Хазарского каганата в истории Прикубанья. Составлять устный рассказ о путешествии русских купцов в Итиль, используя текст учебника и иллюстрации. |
Тема б. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество (4 часа) | ||||||
14 | Проникновение восточнославянских дружин в Прикубанье. |
1
| 01.12- 06.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося объяснять понятия Артания, Куява, Славия, фактория, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характеризовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского историка Льва Диакона Калойского. |
15 | Русское княжество на Таманском полуострове. | 1 | 08.12- 13.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия князь, княжество, усобица. Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.).
|
16 | Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого. |
1 | 15.12- 20.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося:показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстислава за княжение в Тмутаракани. |
17 | «Земля незнаемая». Половцы и аланы на Кубани. |
1 | 22.12- 27.12 2014 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося рассказывать о борьбе русских князей за тмутарапанский престол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня, найденного на Таманском полуострове. |
Тема 7. Кубань в XIII—XV вв. Между ордынцами и генуэзцами (3 часа) | ||||||
18 | Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. |
1
| 12.01- 17.01 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игоревен. Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Показывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»). Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учителем. |
19 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. |
1 | 19.01- 24.01 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: рассказыватьо торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характеризовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье. |
20 | Посредническая деятельность генуэзцев. |
1 | 26.01- 31.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением. |
Тема 8. Народы Кубани в XVI в. (4 часа) | ||||||
21 | Племена адыгов после распада Золотой Орды. |
1
| 02.02- 07.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вассалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество. Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён. Характеризовать общественный строй, существовавший у адыгов до XVI в. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе. |
22 | Ногайцы на Кубани. |
1
| 9.02- 14.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о характере отношений ногайцев и Московского государства. |
23 | Борьба горцев против турецких завоевателей. |
1 | 16.02- 21.02 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в. |
24 | Политика России на Северном Кавказе. |
1 | 23.02- 28.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач.. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в. |
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч) | ||||||
25 | Народы, проживавшие на территории Кубани в эпоху Средневековья, | 1 | 02.03- 07.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося: Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по XVI в. Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров,хазар, монголо-татар, проживавших на кубанской земле в эпоху Средневековья. Оценивать роль Тмутаракани, Алании, Венеции и Генуи в средневековой истории Северного Кавказа. Комментировать отношения между горцами и Российским государством. Разрабатывать проект по одной из изученных тем, например, «Адыгейское общество в XVI в.». |
| РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (8 ч) | |||||
| Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа (5 часов) | |||||
26 | Языческие верования восточных славян и адыгов. |
1 | 9.03- 14.03 2015
|
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище. Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов. Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ. Делать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов. |
27 | Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. |
1 | 16.03- 21.03 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол.Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.Называть проповедника христианства Андрея Первозванного, а также византийского императора Юстиниана, при котором была осуществлена масштабная христианизация народов Северного Кавказа. Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христианских епархий. |
28 | Тмутаракань — очаг христианства на краю «русского мира». | 1 | 31.03- 04.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося Называть автора летописных сводов, церковного и политического деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается очагом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Северном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей. |
29 | Христианизация Алании. | 1 | 06.04- 11.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях христианизации Алании. |
30 | Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. |
1 | 13.04- 18.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Называть археологические находки, письменные источники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе. Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распространения ислама на территории Северного Кавказа. |
| Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания (3 часа) | |||||
31 | От «Повести…» к «Слову…» |
1 | 20.04- 25.04 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Формулировать свои затруднение. Рассуждать. Составлять план действий, определять объекты и явления. Характеристика деятельности учащегося: понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутаракан-ское княжество, — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы. |
32 | Кубань в произведениях русской литературы XV—XVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов. |
1 | 27.04- 02.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигиэмунд Герберштейн). Рассказывать о деятельности Заккария Ги-зольфи. Приводить примеры отражения «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов. |
33 | Героический эпос «Нарты». | 1 | 04.05- 09.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося понятия джегуако, нарты. Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе |
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч) | ||||||
34 | Основные события истории Кубани в период Средневековья. |
1 | 18.05- 25.05 2015 |
| Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация. | Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях. Рассказывать об основных событиях, происходивших на кубанской земле в период с IV по XVI в. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань — наш общий дом». |