Пояснительная записка.
В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социально – культурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.
Программа отражает, прежде всего, содержательные линии, определенные Письмом Министерства образования органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.02 № 14 – 52 – 876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»:
-
Православная христианская картина мира.
-
История православной религии и культуры.
-
Православная культура и религии мира.
-
Православие в истории и культуре родного края.
-
Письменная культура Православия.
-
Православный образ жизни
-
Нравственная культура Православия.
-
Художественная культура Православия.
-
Православие – традиционная религия русского народа.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по курсу «Основ православной культуры» под общей редакцией Т.И.Ионовой, в том числе на основании учебного плана МБОУ Костеревской СОШ №2 (приказ по школе №____от______).
Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.
Программа для 5 года обучения включает материалы, которые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изучавшими предмет по пособиям «Православная культура» для 1-3(4) годов обучения в начальной школе, так и начать изучение предмета в средних классах. Для этого она обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культуры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.
К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношения радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.
Цели курса:
— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
— формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
— формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
— знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
— уметь выделять особенности русской православной культуры;
— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 урок в неделю.
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
— называть и показывать;
— определять и измерять, фиксировать;
— описывать, составлять;
— объяснять;
— прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социо-культурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
— формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— развитие этических чувств;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
— осуществлять информационный поиск;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
— знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
— знакомство с основами религиозной морали;
— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование курса
«Основы православной культуры»
5 класс
Дата 5 «Б» | №п/п урока | Раздел, тема урока | Содержание. | Деятельность учащихся | |
|
| 1 | Тема 1. Библейская история. Введение. Православная культура. | Культура. Духовность. Религия. Вера в Бога. Религиозная культура. Православие. Православная культура. Добро. Зло. Историческая память. Культурный человек. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом. |
|
|
| 2 | Библия. | Знакомство с основным содержанием великого памятника христианской духовной культуры | Просмотр презентации, работа в тетради. |
|
| 3 | Добро и зло в человеческом мире. | Представление о мире как творении Божием. Жизнь первых людей. Грехопадение первых людей, возникновение зла, значение слова «грех». Каин и Авель. Нарушение общей гармонии мира, духовный смысл человеческой жизни. Великий потоп.
| Чтение отрывков из Библии, их анализ |
|
| 4 | Праведные люди ветхого завета. | Цари и пророки в Священной истории Ветхого Завета. Праведный Авраам и Лот. Гибель Содома и Гоморры. Моисей. Выход евреев из египетского плена. Синайское законодательство.
| Чтение притч и анализ |
|
| 5 | Нравственные уроки закона Божиего. | Саул, Давид, Соломон — цари. Илия, Елисей, Иона — пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, музыке, поэзии. | Чтение отрывков из Библии, пересказ, анализ |
|
| 6 | Евангелие – главная книга о спасителе и спасении. Рождество и детство Иисуса Христа |
|
|
|
| 7 | Жизнь Иисуса Христа в миру. | Иоанн Предтеча. Крещение. Пост. Искушение Иисуса. Избрание 12 учеников. Начало проповеди. Заповеди блаженства. Чудеса Иисуса Христа. Притчи: «О милосердном самарянине», «О блудном сыне».
|
|
|
| 8 | Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа. | Предательство Иуды. Моление Христа в Гефсиманском саду. Взятие под стражу. Крестный путь на Голгофу. Страдания. Распятие. Смерть Иисуса. Явление воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне. Пасхальные традиции на Руси.
|
|
|
| 9 | Тема 2. Православный храм. Православный храм: назначение, архитектуры. | Устройство храма. Литургия. Таинства. Базилика. Крест. Ротонда. Алтарь. Иконостас. Богослужебные предметы. Престол. Жертвенник. Священнослужители | Просмотр учебного видеофильма, тестовая работа |
|
| 10 | Колокольный звон: его назначение в русской культуре. | Колокольный звон, его виды. Значение колокольного звона. Царь-колокол. | Сообщения, опрос |
|
| 11 | Русское православное чудо: Кидекшский храм Бориса и Глеба. | Знакомство с храмом Бориса и Глеба, житие Бориса и Глеба. | Просмотр презентации, работа с карточками |
|
| 12 | Роспись Храма. Андрей Рублев. | Икона. Образ. Первообраз. Иконописный канон. Пост. Левкас. Паволока. Темпера | Просмотр презентации, осмысление |
|
| 13 | Язык христианской православной культуры | Христианские святыни. Христианское искусство. Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Красота. Воздвижение Креста. Жертвенная любовь | Просмотр презентации, закрепление материала при выполнении карточек с заданиями |
|
| 14-15 | Экскурсия в православный храм. | Устройство храма. |
|
|
| 16-17 | Тема 3. Православные праздники. Понятие «Церковного года». Праздники. | Понятие о православной недели «седмицы», двунадесятые и великие праздники, пост, его виды. | Сообщения, просмотр презентации |
|
| 18 | Жизнь людей по православному календарю. | Знакомство с духовной поэзией Б. Пастернака, А.Фета, И.Тургенева, А. Майкова, Б. Спринчан. | Беседа, выполнение тестовых заданий. |
|
| 19 | Иконы. Икона Владимирской Божией матери. | Знакомство с понятием «икона», ее отличие от картины на религиозную тематику, каноны написания икон. Икона Владимирской Божией матери. | Сообщения, просмотр презентации |
|
| 20-21 | Тема 4. Православная нравственность | Знакомство с заповедями религиозной православной культуры, фйормировать любовь и уважение к культуре своего народа через заповеди. | Просмотр презентации, разгадывание кроссворда, выполнение заданий по теме |
|
| 22 | Золотое правило этики | Смысл «золотого правила этики», иллюстрация этого правила на примерах сказок, пословиц и притч. | Просмотр презентации, анализ прочитанных рассказов |
|
| 23 | Что может быть семьи дороже | Формирование понятий «Семья», нравственность, «ближний». | Просмотр презентации, обсуждение проблемы семьи в современном обществе |
|
| 24 | Пасха. |
| Беседа, просмотр видеофильма |
|
| 25-26 | Тема 5. Азбука и первые книги на Руси. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – учителя славян в христианской вере, составители славянской азбуки. | Первоначальные знания о трудах славянских просветителей Кирилла и Мефодия. | Чтение раздаточного материала, просмотр презентации |
|
| 27-28 | Азбука. Глаголица. Кириллица. | Знание и понимание вклада славянских просветителей Кирилла и Мефодия в развитие Православия в России. | Сообщения, беседа, тест |
|
| 29 | Тема 6. Православные святые земли Владимирской. Жизнь Серафима Саровского. | Жизнь и подвиг Серафима Саровского. | доклады |
|
| 30 | Подвиг. | Понятие подвига и его места в жизни каждого человека. Как мы понимаем, что такое подвиг? | Просмотр видеофильма, беседа |
|
| 31 | Святые воины. | Формирование понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей |
|
|
| 32 | День победы (день Святого Георгия) | Духовная красота. Духовный подвиг. Отечество земное. Отечество Небесное. Воинская доблесть. Ратный подвиг. Подвиг веры. Духовная смерть. Вечная жизнь. |
|
|
| 33,34 | Итоговые уроки | Итоговая контрольная работа за курс «ОПК» 5 класс |
|
|
| 35 | Резервный урок. |
|
|
Учебно-методический комплект
1. Православная книга земли Владимирской: Книги для чтения/ Коллектив авторов; под ред. Т.А. Ионовой.- Владимир: Калейдоскоп, 2007. – 144 с.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга первая «Основы православной культуры» 2-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.- 127с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга вторая «История христианской Церкви в житиях ее святых» 3-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.- 143с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 175с.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 127с.
5. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» Православная культура 5 год обучения.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
-
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Магнитофон, (музыкальный центр) — даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры»
5 класс
Факт. Дата 5 «А»
| Дата 5 «Б» | Факт. Дата 5 «Б» | № п/п урока | Тема урока | Деятельность учащихся (УУД) познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные(К), личностные (Л). | Формы контроля | Основные средства обучения. | |
3.09 |
| 3.09 |
| 1 | Тема 1. Библейская история. Введение. Православная культура. | П. — анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. — ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. — Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | Текущий контроль | беседа |
10.09 |
| 10.09 |
| 2 | Библия. | П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. — ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям |
| Презентация
|
17.09 |
| 17.09 |
| 3 | Добро и зло в человеческом мире. | Тест | Презентация, Библия фрагменты (распечатки) | |
24.09 |
| 24.09 |
| 4 | Праведные люди ветхого завета. | Работа в группах | Раздаточный материал | |
01.10 |
| 01.10 |
| 5 | Нравственные уроки закона Божиего. |
| презентация | |
8.10 |
| 8.10 |
| 6 | Евангелие – главная книга о спасителе и спасении. Рождество и детство Иисуса Христа |
| презентация | |
15.10 |
| 15.10 |
| 7 | Жизнь Иисуса Христа в миру. | тест | Видеофильм, раздаточный материал | |
22.10 |
| 22.10 |
| 8 | Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа. | Итоговый тест по теме. | Библия, презентация | |
5.11 |
| 5.11 |
| 9 | Тема 2. Православный храм. Православный храм: назначение, архитектуры. | П. — узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. — формулировать собственное мнение и позицию. Л. — Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. |
| видеофильм |
12.11 |
| 12.11 |
| 10 | Колокольный звон: его назначение в русской культуре. |
| Аудиоматериалы колокольных звонов | |
19.11 |
| 19.11 |
| 11 | Русское православное чудо: Кидекшский храм Бориса и Глеба. | П. — поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. — выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах; К. — определять общую цель и пути ее достижения. Л. — Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
|
| Презентация |
26.11 |
| 26.11 |
| 12 | Роспись Храма. Андрей Рублев. | Тест | Слайд-шоу | |
3.12 |
| 3.12 |
| 13 | Язык христианской православной культуры | П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. — преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. — вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Л. — Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.
| тест | презентация |
10.12 17.12 |
| 10.12 17.12 |
| 14-15 | Экскурсия в православный храм. |
| зкскурсия | |
24.12 14.01 |
| 24.12 14.01 |
| 16-17 | Тема 3. Православные праздники. Понятие «Церковного года». Праздники. | П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. — определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; Л. — этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
| Календарь православных праздников |
21.01 |
| 21.01 |
| 18 | Жизнь людей по православному календарю. |
| презентация | |
28.01 |
| 28.01 |
| 19 | Иконы. Икона Владимирской Божией матери. |
| Видеоряд, иконы | |
4.02 11.02 |
| 4.02 11.02 |
| 20-21 | Тема 4. Православная нравственность | П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), построение рассуждений, обобщение; Р. – составление плана и последовательности действий; К. – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Л. — самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни. | тест | презентация |
18.02 |
| 18.02 |
| 22 | Золотое правило этики |
| Презентация, тексты | |
25.02 |
| 25.02 |
| 23 | Что может быть семьи дороже |
| презентация | |
14.03 |
| 14.03 |
| 24 | Пасха. |
| видеофильм | |
11.03 18.03 |
| 11.03 18.03 |
| 25-26 | Тема 5. Азбука и первые книги на Руси. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – учителя славян в христианской вере, составители славянской азбуки. | П. — использовать знаково-символические средства; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. — проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л. — Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям.
|
| презентация |
01.04 8.04 |
| 01.04 8.04 |
| 27-28 | Азбука. Глаголица. Кириллица. | Тест | Презентация, доклады, распечатки | |
15.04 |
| 15.04 |
| 29 | Тема 6. Православные святые земли Владимирской. Жизнь Серафима Саровского. | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи совместно с учителем; К. – формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника; Л. – уважительное уважение к истории и православной культуре. |
| Презентация, доклад |
22.04 |
| 22.04 |
| 30 | Подвиг. | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. — ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.- Гуманистическое сознание. |
| презентация |
29.04 |
| 29.04 |
| 31 | Святые воины. | П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. — формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Л. – гуманистическое сознание. |
| Презентация, кроссворд |
6.05 |
| 6.05 |
| 32 | День победы (день Святого Георгия) |
| Видеофильм, изображение герба РФ | |
13.05 20.05 |
| 13.05 20.05 |
| 33,34 | Итоговые уроки |
| Опрос, итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
| 35 | Резервный урок. |
|
|
|
Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»
Вариант – 1
-
Как называются части православного храма?
-
Объясни слова: православие, милосердие, культурный человек.
-
Перечисли символы христианской культуры.
-
Вставь пропущенные слова: «Апостолы – это ближайшие _______ — Иисуса Х_________; апостолы М______, М_______, Л______, И_______написали четыре Е_________».
-
Объясни, почему связаны слова: «раскаяние – прощение».
-
Кого христиане называют святыми людьми?
-
Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, жадность, печаль.
-
Объясни смысл праздника Рождества Христова.
-
Продолжи предложение: «Иисус Христос – Сын …».
-
Назови храмы твоего города, названные в честь православных праздников.
Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»
Вариант – 2
-
Назови три самые главные христианские добродетели.
-
Объясни слова: культура, христианство, храм.
-
Перечисли главные православные праздники.
-
Вставь пропущенные слова: «Святые братья – К_______ и М________ создали _________ азбуку. Б________ состоит и В______ Завета и Н________ Завета. В храме книги Священного П_______ читают на церковнославянском я________».
-
Объясни, почему связаны слова: «непослушание – грех –наказание».
-
Назови имена известных тебе христианских святых.
-
Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: ненависть, неверие, нетерпеливость.
-
Объясни смысл праздника Воскресения Христова.
-
Продолжи предложение: «Богородица – Дева______».
-
Назови храмы твоего города, названные в честь святых.
Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
Вариант – 1
Задание. Исследуй житие любого православного святого по следующему плану:
— Семья. Какие положительные качества личности проявлялись в его детстве?
— Служение Богу.
— Прославление (Как и почему его стали почитать люди?).
— Иконописное изображение святого.
— Храмы, освящённые в честь святого (Где находится? Когда построен?).
Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»
Вариант – 2
Задание. Исследуй любой православный праздник по следующему плану:
— История праздника.
— Связь православного праздника с Библейской историей или каким-либо историческим событием.
— Церковные традиции праздника (например, освящение воды на Крещение Господне и т.д.)
— Икона православного праздника.
— Храмы, освящённые в честь православного праздника (Где находится? Когда построен?).
Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Вариант – 1
-
Назови имена известных тебе апостолов.
-
Объясни слова: христианский мученик, спасение, смирение.
-
Для чего Христос призвал своих учеников?
-
Перечисли имена святых- воинов.
-
Установи правильно соответствие:
Константин и Елена — великомученик,
Георгий Победоносец — святитель,
Иоанн Златоуст — равноапостольные
-
О ком идёт речь? Удивлённый смелостью юных христианок, император стал настойчиво требовать, чтобы они отвергли его приказ. «У нас есть Бог – Небесный Отец, — ответили они, Его детьми мы хотим остаться. А твоих богов не принимаем и угроз твоих не боимся. Мы готовы умереть ради Господа Иисуса Христа». Мать похоронила своих дочерей и на третий день умерла.
-
Как называется азбука, названная в честь первого апостола славян?
Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Вариант – 2
-
Назови имена известных тебе святых мучеников.
-
Объясни слова: воины Христовы, добродетели, духовная красота.
-
Для чего святые братья Кирилл и Мефодий создали азбуку?
-
Перечисли имена святых — целителей.
-
Установи правильно соответствие:
Кирилл и Мефодий — великомученик
Антоний Великий — преподобный
Димитрий Солунский — равноапостольные
-
О ком идёт речь? «Святые братья, родились в Риме в 3 веке. Они были врачами и по их молитвам к Богу получали исцеление страдавшие от болезней люди. «Мы только возлагаем руки на больных, — говорили святые, — а исцеляет могущественная сила Господа Иисуса Христа».
-
Как называется главное правило христианской веры, составленное на 1 и 2 Вселенских Соборах, которое и поныне читают в православных храмах?
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Вариант-1
1. Знание о том, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу:
а)вера б)православная культура в)религия г)традиция
2. Религия, которая играла ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государства:
а)православие б)христианство в)ислам г)буддизм
3. Проповедники религиозного учения:
а)миссионеры б)ораторы в)ученые г)проповедники
4. Святой великомученик и целитель:
а) Василий Великий б)Пантелеимон в)Павлин Милостивый
г)Иоанн Дамаскин
5. Император, при котором закончились гонения, и христианство стало официальной религией Римского государства:
а)Константин б)Диоклетиан в)Юстиниан г)Михаил
6. Святые, посвятившие свою жизнь защите христианского вероучения как епископы Церкви:
а)Василий Великий б)Григорий Богослов в)Иоанн Златоуст
7. Святой-основоположник монашества. Родился в Египет в 3 веке: а)Феодор Стратилат б)Антоний Великий в)Григорий Богослов г)Пантелеимон
8. Почему святителя Павлина называли Милостивым?
9. Ради чего страдали и умирали христианские мученики?
10. Перечисли символы христианской православной культуры.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Вариант-2
1. Созданная людьми среда жизни, в которой они сохраняли самое главное: неизменное понимание добра и зла, ценностей жизни:
а)работа б)образование в)культура г)наука
2. Человек, знающий и с уважением относящийся к христианской православной культуре своего Отечества и проявляющий терпимость и уважение по отношению к культуре других народов мира: а)образованный б)богатый в)одарённый г)культурный
3. Вера в Бога и почитание его человеком:
а)познание б)религия в)идолопоклонство г)фантастика
4. Святой воин, которого изображают на иконах на коне с копьем в руках, пронзающим змея:
а)Феодор Стратилат б)Пантелеимон в)Георгий Победоносец г)Димитрий Солунский
5. Святые братья-врачи, безвозмездно исцеляли людей, прославлены в лике мучеников: а)Косма и Дамиан б)Борис и Глеб
в)Кирилл и Мефодий г)Петр и Павел
6. Святой, живший в 3 веке, которому прислуживали в пустыне хищники: а)Павел Фивейский б)Георгий Победоносец в)Иоанн Златоуст г)Иоанн Дамаскин
7. В житии этой святой сказано, что из великой грешницы, с Божией помощью, она стала величайшей святой и показала людям пример покаяния: а)Мария Египетская б)великомученица Екатерина в)царица Елена г)великомученица Варвара
8. С какими врагами сражались Воины Христовы?
9. Почему святых братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными?
10. Перечисли основные христианские православные добродетели.