Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 1-го класса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1

Безопасный путь в школу

15 мин

15 мин

10 мин

1

2

Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

3

Город, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

4

Наш друг — светофор

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

5

Знакомство с дорожными знаками

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

6

Общие правила перехода дорог

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

7

Где играть?

20 мин

15 мин

5 мин

1

8

Я – пассажир

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

15 мин

25 мин

1

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Безопасный путь в школу

Цель занятия: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы.

Новые слова: Маршрут, путь, дом, школа.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учителю необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. До занятия учитель вместе с родителями и учениками обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Ребёнку необходимо объяснить, почему именно этот маршрут удобен и безопасен. Маршрут наносится на лист бумаги в виде схемы, на которой обозначаются все опасные участки дороги. Родители не всегда могут провожать своих детей в школу. Однако им необходимо выбрать время и несколько раз пройти с ребёнком по выбранному маршруту. При этом родители должны обращать внимание ребёнка на опасные участки дорог, сигналы светофоров, пешеходные переходы.

В начале занятия учитель выясняет, знают ли ученики названия улиц, где они живут, есть ли на их пути из дома до школы пешеходные переходы, светофоры. Учитель просит вспомнить учеников, что они видели на улице по дороге в школу. Для развития наблюдательности и внимания необходимо, чтобы учащиеся вспомнили и назвали как можно больше улиц, перекрестков, светофоров, пешеходных переходов, встречающихся на их пути.

В процессе беседы учитель задаёт наводящие вопросы с целью добиться наиболее подробного описания своего маршрута, обращает внимание учащихся на самые опасные участки. Объясняет, что маршрут необходимо выбирать так, чтобы ученик переходил дорогу там, где есть светофор или обозначенный пешеходный переход («зебра»).

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам по памяти нарисовать маршрут их движения от дома до школы, указать наиболее опасные места на пути их следования. За наиболее полный и подробный рисунок хвалит, неправильные рисунки поправляет.

3. Игра

Ученикам можно предложить игру «Шагомер», позволяющую вырабатывать у них чувство расстояния. Для этого ученики на глаз определяют, сколько шагов от их парты до доски, между двумя рядами парт, от крыльца школы до дороги и т.д. Побеждают те ученики, которые более точно определяют расстояние.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Какой бывает транспорт? Кого называют

водителем, пассажиром, пешеходом?

Цель занятия: Сформировать у младших школьников понятие о видах транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к ним; научить их различать участников дорожного движения – водителей, пассажиров, пешеходов, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

Новые слова: Транспортные средства: автомобиль, мотоцикл, троллейбус, автобус, трамвай, велосипед, гужевая повозка. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Появление автомобиля вызвало большой общественный резонанс. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из-под колес. Уже тогда на автомобиль смотрели как на источник повышенной опасности, хотя скорость его движения была низкой – от 6 до 25 км/ч.

Автомобилистов притесняли. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом», который должен был бежать впереди автомобиля и предупреждать окружающих об опасности. В Италии автомобили не могли ездить по улицам после 8 часов вечера. В Германии, где был изобретен первый в мире автомобиль, автомобилисты обязаны были при встречах с лошадьми останавливаться и глушить двигатель, чтобы «не пугать животных». В Болгарии автомобиль вообще был запрещен.

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Учитель предлагает ученикам назвать виды транспорта, которые они знают. Затем он рассказывает, какие ещё транспортные средства существуют и в чём их назначение.

Все автомобили можно разделить на специальные, грузовые и легковые.

К специальным автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили скорой помощи, милицейские, автокраны и другие.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов.

Легковые автомобили перевозят пассажиров.

Автобусы служат для перевозки большого количества пассажиров. Они могут быть городскими, междугородними, экскурсионными.

Трамваи, троллейбусы, метро относятся к городскому общественному транспорту, который для движения использует электрический ток.

Мотоциклы и мотороллеры служат для перевозки пассажиров и небольшого количества грузов. Маленькие мотороллеры называются мокики.

Тракторы используют в сельском хозяйстве и для буксирования прицепов.

К самоходным машинам относятся грейдеры, бульдозеры и другие, которые используются при строительстве и ремонте дорог и других объектов.

Велосипеды приводятся в движение мускульной силой человека.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных — верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Затем учитель сообщает ученикам новые слова, которые используются применительно к транспортным средствам: разгоняться, остановиться, тормозить, поворачивать, перевозить, обгонять, ремонтировать, заправлять топливом и другие. Он просит объяснить учащихся, как они понимают эти слова, дополняет их ответы.

Учитель сообщает ученикам, что участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Объясняет им значения новых слов.

Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.). Учитель просит учащихся ответить, как называются водители автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда. Дополняет, что пастух, перегоняющий стадо, также является водителем.

Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем. Учитель просит учеников перечислить транспорт, в котором могут находиться пассажиры.

Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.

В заключении учитель напоминает первоклассникам, как правильно пешеход должен переходить дорогу, как должен вести себя пассажир в общественном транспорте.

2. Практическое задание

Учитель просит учеников изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта и рассказать, что он о нём знает.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(автомобиль)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками…

(троллейбус)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой…

(велосипед)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(мотоцикл)

Не похож я на коня

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.

(велосипед)

3. Игра

Как правильно переходить дорогу? Как правильно садиться в автобус или трамвай?

В роли транспорта, пешеходов и пассажиров выступают сами учащиеся. У одних учеников в руках рисунки, на которых изображён автобус, трамвай, автомобиль. Они двигаются по дороге, на краю которой находятся пешеходы. Учитель обращает внимание учащихся на то, как правильно переходить дорогу.

Затем учащиеся изображают пешеходов, ожидающих автобус или трамвай на остановках общественного транспорта. Учитель подчеркивает, что ожидать автобус можно только на тротуаре или обочине, но никак не на проезжей части дороги. При подъезде автобуса необходимо дождаться его полной остановки, открывания дверей, и затем только осуществлять посадку или высадку.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Чем отличаются автобус, троллейбус, трамвай?

3. Что такое гужевая повозка?

4. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

5. Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Город, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие

Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.

Новые слова: Улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.

Понятие «улица» включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины.

Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Иногда тротуара отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности, на которых они могут дождаться, когда вновь загорится зелёный сигнал светофора и завершить переход.

Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Машина не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза она ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что машина далеко.

Учитель задает вопрос учащимся: «Как правильно переходить проезжую часть?». В местах, где есть светофор, пешеходный переход «зебра», отсутствует или находится далеко транспорт. При этом не надо бежать, а посмотрев в обе стороны, спокойно переходить дорогу.

Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к машине сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге дорогу, нарисовать проезжую часть, газон, тротуар, островок безопасности. Затем просит учеников рассказать, для чего предназначен каждый из этих элементов дороги.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Шагаешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит.

(дорога)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(шоссе)

3. Игра

Кто самый внимательный.

Цель игры – научить первоклассников быстро определять правую и левую стороны.

Учащиеся строятся. Учитель подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку.

Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде учителя они должны показать правую или левую руку своего партнера.

Учитель спрашивает, с какой стороны находится дверь, классная доска. Ученики отвечают. Затем он подает команду повернуться на 180 градусов и снова просит определить, с какой стороны находится дверь, классная доска.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где должны ходить пешеходы?

2. Где должны ездить машины?

3. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?

5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?

6. Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Наш друг — светофор

Цель занятия: Познакомить младших школьников с новым понятием – светофор. Какие светофоры бывают. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей, пешеходов, велосипедистов. Формировать представление младших школьников о безопасности перехода проезжей части при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу только по зеленому сигналу светофора.

Новые слова: Переход, светофор, сигнал.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия учитель выясняет, кто из учащихся и какие светофоры знает. Рассказывает, какие бывают светофоры и сигналы каких цветов в них используются.

Светофоры бывают разные. Трехцветные светофоры (красный, желтый, зеленый) могут регулировать движение транспорта и пешеходов. Двухцветные (красный и зеленый) с сигналами в виде человечков регулируют движение пешеходов, а с сигналами в виде велосипедов – движение велосипедистов. Одноцветные (желтый мигающий свет) указывают на опасный участок дороги – перекресток или пешеходный переход.

Красный сигнал светофора запрещает движение. А что делать пешеходу, если красный сигнал загорелся, когда он уже начал движение? Надо вернуться назад, на тротуар. Если же пешеход оказался в этот момент на середине дороги, надо остановиться на островке безопасности или осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора. Ни в коем случае нельзя пятиться назад или метаться по дороге перед движущимся транспортом.

Желтый сигнал светофора тоже запрещает движение. Он сообщает пешеходу, что скоро будет включен зеленый сигнал, и ему надо приготовиться к движению.

При включении зеленого сигнала светофора можно переходить дорогу. Однако и в этом случае надо убедиться, что все машины остановились и уступают дорогу.

В современных городах много перекрестков или пешеходных переходов, где светофор мигает желтым сигналом. Такие перекрестки или пешеходные переходы называются нерегулируемые. Пешеходы должны пропустить приближающийся транспорт, и только убедившись в полной безопасности, начать переход проезжей части. Особенно надо обращать внимание, не приближается ли транспорт с боковых улиц, которые ведут к перекрестку.

Если, переходя улицу, пешеход услышит резкий сигнал – сирену, необходимо сразу освободить проезжую часть, так как приближается специальный автомобиль (машина скорой помощи, пожарная, милицейская и другие, выполняющие оперативные задания). На крыше у них установлен проблесковый маячок синего цвета, а специальная сирена привлекает внимание других участников дорожного движения.

В конце рассказа учитель еще раз акцентирует внимание детей на правильный переход проезжей части в местах, где установлен светофор.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся изобразить на бумаге различные виды светофоров. Затем просит их рассказать, какие светофоры регулируют движение машин, пешеходов, велосипедистов.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудище трехглазое на одной ноге.

Запылал у чудища изумрудный глаз –

Значит, можно улицу перейти сейчас.

(светофор)

На самом перекрестке висит колдун трехглазый,

Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.

Откроет красный глаз: «Ни с места! Съем сейчас!».

Откроет желтый глаз: «Предупреждаю вас!».

Мигнет зеленым глазом – и всех пропустит разом!

(светофор)

3. Игра

Светофор.

Учащиеся вытраиваются в одну шеренгу. У учителя в руках три кружочка разного цвета (красный, желтый, зеленый), вырезанных из бумаги. Когда учитель показывает красный кружок, учащиеся должны сделать шаг назад, когда показывает желтый кружок – оставаться на месте, когда зеленый – сделать шаг вперед. Тот, кто ошибается – выходит из игры.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие бывают светофоры?

2. На какой цвет движение запрещено?

3. При включении сигнала какого цвета движение разрешено?

4. Обязаны ли подчиняться водители сигналам светофора, на котором изображены человечки?

5. Что должен сделать пешеход, если услышит резкий сигнал (сирену), подаваемый машиной скорой помощи или пожарной машиной?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Знакомство с дорожными знаками

Цель занятия: Познакомить учащихся с некоторыми, наиболее часто встречающимися, дорожными знаками.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия учитель спрашивает детей, знают ли он, что такое дорожный знак и какие знаки они видели, гуляя по улице.

Затем он объясняет учащимся, что дорожный знак – это табличка, на которой изображен рисунок. Знаки показывают, как вест себя на дорогах.

Для начала необходимо запомнить следующие дорожные знаки:

— предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»;

— запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»;

— предписывающие: «Пешеходная дорожка»;

— знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»;

— информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель объясняет, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Дети», имеющие треугольную форму с красной каймой – для водителей. Они предупреждают водителей о том, что впереди опасный участок дороги – или пешеходный переход, или участок, где на дороге могут появиться дети, и поэтому ему надо снизить скорость движения. Пешеходам переходить дорогу в том месте, где установлены эти знаки, нельзя. Учитель еще раз объясняет детям, что красная кайма на знаках – это опасность.

Знак «Движение пешеходов запрещено» тоже имеет красную кайму, хотя по форме он круглый. Поскольку красный цвет всегда опасность, то двигаться пешеходам там, где установлен этот знак, нельзя.

Переходить дорогу можно только там, где установлены прямоугольные знаки синего цвета «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Учитель спрашивает детей, в чем отличие этих знаков и где они устанавливаются. Если движение транспорта по дороге интенсивное, то пешеходные переходы делают под землей или над землей.

Что же делать пешеходу, если он подошел к дороге и увидел знак «Пешеходный переход»? Учитель задает этот вопрос детям, выслушивает их ответы. Он еще раз обращает внимание учащихся на правильность перехода проезжей части. Если есть пешеходный переход, а светофора нет, то надо подойти к краю проезжей части, посмотреть сначала налево, потом направо. Убедившись, что машин нет или они далеко, снова посмотреть налево и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо. Если путь свободен, то перейти дорогу, не останавливаясь. При наличии машин дождаться на середине дороги, пока они проедут, и завершить переход проезжей части.

Пересекать дорогу можно только поперек, под прямым углом к краю дороги, но никак не наискосок, чтобы сократить время нахождения на проезжей части.

Если на дороге установлен знак «Пешеходная дорожка», то двигаться по ней могут только пешеходы. Транспортным средствам движение в этом месте запрещено.

2. Практическое задание

Учитель предлагает детям изобразить на бумаге запомнившиеся им дорожные знаки, а затем рассказать, когда и где они применяются.

3. Игра

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается?

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Дети»?

4. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

5. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Подземный пешеходный переход»?

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Общие правила перехода дорог

Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности перехода дорог. Повторить и закрепить знания учащихся о проезжей части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах.

Новые слова: проезжая часть, переход, пешеход, светофор, пешеходный переход.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Занятие начинается с повторения пройденного материала. Учитель задает учащимся вопросы: Что такое проезжая часть? Какой элемент дороги называют тротуаром и для чего он предназначен? Для чего предназначена обочина? Как обозначается дорога, предназначенная для движения только пешеходов? Как обозначаются пешеходные переходы?

Учитель напоминает учащимся, что дорога это место повышенной опасности. Поэтому, выйдя из дома, ребенок должен сразу настраивать себя на правильное поведение на улице. Надо мысленно сказать себе: «Я вышел на дорогу. Это опасно! Будь внимателен и осторожен, следи за окружающей обстановкой».

Идя в школу, необходимо соблюдать маршрут, по которому ребенок ходит всегда.

Если на его пути есть светофор, то переходить проезжую часть необходимо именно в этом месте. Учитель напоминает детям о том, что красный и желтый сигналы светофора движение запрещают – переходить дорогу, даже если транспорт отсутствует, нельзя. Начинать движение через дорогу можно только тогда, когда включился зеленый сигнал светофора. Но даже в этом случае необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в отсутствии движущегося транспорта. Переходить дорогу следует быстрым шагом, ни в коем случае нельзя бежать.

Если светофора нет или он выключен, то переходить дорогу надо по пешеходному переходу. Обозначается пешеходные переход с помощью дорожных знаков, светофора-мигалки с сигналом желтого цвета или с помощью специальных линий, нанесенных краской на поверхность проезжей части. Эти широкие белые линии, обозначающие пешеходный переход, называют «зеброй». Учитель спрашивает учеников, почему они так называются?

При переходе проезжей части в месте, где светофора нет, а есть пешеходный переход, надо следующим образом. Подойдя к краю проезжей части, ребенок должен мысленно сказать себе: «Будь осторожен!». Затем, посмотрев налево и направо и убедившись, что транспорт отсутствует или находится далеко, дойти до середины дороги. Затем, снова посмотрев направо и убедившись, что опасности нет, завершить переход проезжей части.

Если по пути следования в школу нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то дорогу переходить надо с особой осторожностью. Пересекать её необходимо только прямо, а не наискосок, потому что это увеличивает путь и время нахождения на проезжей части. Ни в коем случае нельзя бежать через дорогу – можно запнуться и упасть, что приведет к трагедии: водитель может не успеть остановить машину и совершит наезд.

Учитель подчеркивает, что особенно осторожным надо быть, когда переходишь дорогу с друзьями. Необходимо прекратить разговоры, остановиться на краю проезжей части, внимательно посмотреть вокруг, и только убедившись в безопасности, переходить дорогу.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

3. Игра

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Сначала дорогу переходит один ученик, ориентируясь на сигналы светофора. Упражнение повторяется несколько раз с разными учениками для того, чтобы выработать прочный навык.

Затем дорогу переходит группа учеников из трех-четырех человек. Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие бывают светофоры?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

4. Что показывает дорожная разметка «зебра»?

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Где играть?

Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности на дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги.

Новые слова: проезжая часть, опасность, внимательность, дисциплина.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель задает детям вопрос: «Где можно играть?». Ответ обычно бывает только один – играть можно только во дворе, на детской или спортивной площадке. С точки зрения дорожной безопасности так и должно быть. Но практика показывает, что около 30…40 процентов детей попадают в дорожные происшествия во время игр на проезжей части дорог ил около неё.

Дети, особенно мальчики, стремятся с раннего возраста утвердить себя. Нередко можно услышать от водителей, что мальчики, доказывая друг другу смелость и ловкость, перебегают через проезжую часть очень близко перед движущимся транспортом или прицепляются сзади за автомобиль. Учитель должен показать ученикам, в чем опасность таких экспериментов на проезжей части: машина может резко затормозить или начать поворот; ребенок может запнуться и упасть, а сзади приближается другой автомобиль, который на зимней скользкой дороге не сможет сразу остановиться и совершит наезд.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

Хоккей, санки, коньки, снежки – это далеко не полный перечень того, что может подсказать детская фантазия. Причем мысль об игре может прийти в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время. Кто-то тряхнул ветку дерева и с неё посыпался снег на товарища. Тот воспринял это, как игру – и вот уже пошли в ход снежки. Дети бегают, догоняют друг друга и совершенно забыли о том, что рядом находится проезжая часть дороги, по которой движется транспорт.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся изобразить на листе бумаги катающихся на велосипеде, самокате, коньках, лыжах, санках детей. Затем каждый ученик объясняет, где можно кататься на этих устройствах и почему.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Где можно кататься на детских велосипедах и самокатах?

2. Где безопасно играть в футбол и другие подвижные игры?

3. Почему нельзя играть в снежки на проезжей части и тротуарах?

4. Почему нельзя кататься на коньках или санках вблизи дорог?

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Я — пассажир

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.

Новые слова: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Работа водителей общественного транспорта очень напряженная и ответственная, поэтому пассажиры не должны создавать дополнительных трудностей, отвлекая водителей разговорами.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать его можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии = на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Пассажирам также запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

Дети часто не знают, как обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай – спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходя стоящий на остановке общественный транспорт, необходимо соблюдать особую осторожность, не перебегать дорогу, убедиться, что с других направлений отсутствует приближающийся транспорт.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на бумаге остановку общественного транспорта со стоящим на ней автобусом или трамваем. Изобразить пешеходов, которые правильно обходят стоящий транспорт. Затем учитель просит объяснить, почему опасно обходить трамвай сзади, а автобус – спереди.

3. Игра

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

2. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

3. Через какую дверь нужно входить в автобус?

4. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

5. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие

Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за год обучения.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Начать это занятие можно с небольшой экскурсии. Учащиеся строятся парами, держась за руки – это правило движения по улице группы детей, которые должны идти по тротуару или пешеходной дорожке.

Учащиеся на экскурсии осматривают опасные места вокруг школы. Учитель вместе с учениками находят основные элементы дороги: проезжую часть, тротуар, газон, обочину, рассказывают, для чего они предназначены.

Учитель стремится научить детей видеть машины, уметь сконцентрировать на них внимание, слышать шум приближающихся транспортных средств.

Обращает внимание детей на то, как разговаривают между собой машины: с помощью звуковых сигналов, а также при помощи световых приборов. С помощью сигналов поворота желтого цвета водитель сообщает всем, что он собрался поворачивать или начать обгон. С помощью фонарей красного цвета, находящихся сзади автомобиля, водитель сообщает всем, что он тормозит.

Учитель поясняет первоклассникам, что безопасность на дороге зависит от времени года. Зимой или ранней весной, когда дороги скользкие, автомобиль остановить очень трудно. Поэтому переходить дорогу необходимо только тогда, когда машина находится достаточно далеко. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом – можно поскользнуться, упасть, и тогда наезд неминуем.

Учащиеся останавливаются около светофора или пешеходного перехода. С помощью учителя они вспоминают, как правильно надо переходить проезжую часть. Обращают внимание, как переходят дорогу в этом месте взрослые. Обращают внимание на нарушителей правил перехода дорог, объясняют, какой опасности они подвергают свою жизнь и жизнь окружающих.

Затем учащиеся направляются в класс, где закрепляют свои знания по Правилам дорожного движения, отвечая на вопросы викторины.

Викторину можно проводить, разбив детей на две или три команды в зависимости от того, сколько рядов парт в классе.

Учитель задает вопрос. Первоклассники поднимают руки. Отвечает тот, кто первым поднял руку. После его ответа другие учащиеся могут, подняв руку и получив разрешение, дополнить его ответ.

Специальная комиссия, куда могут входить родители, инспектор ГИБДД, учителя, оценивает полноту и правильность ответов. Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.

Вопросы для викторины.

1. Какие элементы дороги вы знаете?

(проезжая часть, тротуар, обочина, газон, островок безопасности)

2. Для чего предназначена проезжая часть дороги?

(для движения транспортных средств)

3. Перечислите виды транспорта, которые вы знаете.

(автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, мотоцикл, мопед, велосипед, самокат, гужевая повозка, вьючные животные – лошадь, верблюд, осел, як)

4. Кого называют водителем?

(человека, управляющего транспортным средством или сопровождающим вьючных животных)

5. Кого называют пассажиром?

(всех людей, находящихся в транспортном средстве, кроме водителя)

6. Какие дорожные знак вы знаете?

(предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»; запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»; предписывающие: «Пешеходная дорожка»; знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»; информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»)

7. Как называется этот знак (учитель показывает поочередно дорожные знаки)?

8. Какие светофоры вы знаете?

(трехцветные, двухцветные с изображенными на них человечками или велосипедами, светофоры-мигалки)

9. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

(красный и желтый – запрещают, зеленый – разрешает)

10. Как правильно обходить стоящие на остановке автобус или трамвай?

(нужно дождаться, пока они уедут, а затем переходить дорогу. Если автобус или трамвай стоят, то автобус нужно обходить сзади. А трамвай – спереди)

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here