Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 4-го класса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1

Правила дорожного движения – единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров

35 мин

5 мин

1

2

История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране

20 мин

10 мин

10 мин

1

3

Дорога и её составляющие. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

4

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

5

Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

6

Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика.

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

7

Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. ПДД об обязанностях пешеходов

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

8

Перевозка людей в транспортных средствах. ПДД об обязанностях пассажиров

20 мин

10 мин

50 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

20 мин

20 мин

1

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Правила дорожного движения – единый

нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров

Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице. Рассказать об основном нормативном акте по организации дорожного движения – Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Новые слова: Правила дорожного движения Российской Федерации.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Первое занятие четвертого года обучения лучше провести с приглашением инспектора ГИБДД.

Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребенка за один день), а почти 25000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Затем слово берет инспектор ГИБДД.

Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.

Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт – Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…».

В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: История развития автомототранспорта и

Правил дорожного движения в нашей стране

Цель занятия: Познакомить учащихся с историей появления и развития автомототранспортных средств и Правил дорожного движения.

Новые слова: Автомототранспортные средства, Правила дорожного движения.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель рассказывает детям, что первая самодвижущаяся коляска — предшественница современного автомобиля, создана русскими изобретателями в XVIII веке. Сначала Леонтий Шамшуренков, а затем Иван Кулибин построили «самокатки», приводившиеся в движение мускульной силой человека и имевшие много узлов современного автомобиля — шестеренчатую коробку передач, механический тормоз, роликовые подшипники.

В 1763 году появилась паровая машина Ползунова, а в 1884 году русский морской офицер Костович построил первый карбюраторный двигатель, который положил начало отечественному автомобилестроению.

В 1914 году в стране было около 9 тысяч легковых автомобилей, большинство из которых ввезено из-за границы. Единственным заводом, собирающим автомобили в основном из импортных частей, был Рижский Русско-Балтийский вагоностроительный завод. Здесь за 1909 — 1915 годы было собрано около 450 легковых автомобилей.

Первый отечественный грузовой автомобиль АМО-Ф-15 грузоподъемностью 1,5 т был выпущен в 1924 году на заводе АМО в Москве. В 1929 году правительством было принято постановление о строительстве в Горьком и Москве автомобильных заводов, которые дали первую продукцию через 4 года.

Серийное производство легковых автомобилей ГАЗ-М-1 началось в 1936 году на Горьковском автомобильном заводе. Автомобиль с двигателем мощностью 50 л. с. имел закрытый кузов, улучшенную подвеску.

В 1946 году в Москве приступили к выпуску легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» и «Москвич-400», предназначавшиеся главным образом для индивидуального пользования. «Москвич-400» имел малую массу и небольшую мощность двигателя.

В 1950 году Горьковский автозавод освоил выпуск шестиместного легкового автомобиля ЗИМ, на котором устанавливается модернизированный двигатель автомобиля ГАЗ-51, а в 1957 году — автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга», который быстро завоевал популярность не только у нас в стране, но и за рубежом. В 1941 году Горьковский автомобильный завод начал выпускать автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61, с 1953 года — ГАЗ-69.

В 1954 году Московский автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) освоил выпуск нового модернизированного автомобиля «Москвич-401», через два года – автомобиля «Москвич-402», а затем – автомобилей «Москвич 2138», «Москвич 2140», «Москвич 2141».

Начиная с 1963 года, автомобильный завод «Коммунар» начал выпускать малолитражные автомобили «Запорожец» различных модификаций.

С вводом в строй Волжского автомобильного завода в городе Тольятти выпуск легковых автомобилей резко возрос.

В условиях интенсивного развития автомототранспорта обеспечение безопасности дорожного движения уже в те годы стало задачей государственной важности.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам в России делались еще тогда, когда там безраздельно господствовал конный экипаж. В 1683 году был издан именной указ, «сказанный разных чинов людям», который категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью сидя на ней верхом.

В 1730 году был издан новый указ, который гласил: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей, взнузданными, со всякими опасениями и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, а за третью сосланы будут на каторгу».

В указе, изданном в 1742 году, говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

Это хотя и строгие меры, но они носили эпизодический характер, не являлись правилом.

И только в 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, требования к техническому состоянию экипажей, введение номерных знаков для экипажей. Это была попытка организовать движение экипажей. Пешеходное же движение было беспорядочным и неорганизованным.

Новые попытки обеспечить безопасность движения были предприняты, когда появились паровые, а затем и бензиновые автомобили. Многие предписания водителям сейчас у нас могут вызвать лишь улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика, а заодно усмирять перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет. В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра. В те времена в России автомобилей было очень мало, поэтому вопросы безопасности еще не стояли так остро. Но с годами, с увеличением транспортных средств, все острее становились вопросы, создания условий безопасности движения.

В 1920 году был принят декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» — первые систематизированные правила движения. Они устанавливали предельные скорости движения: для легковых автомобилей — 25, для грузовых — 15 верст в час. Не ограничивалась скорость для пожарных автомобилей. Запрещалась езда по левой стороне дорог и улиц, обгон на узких местах, срезание углов. Это был документ большого государственного значения. Он положил начало организации автомобильного движения в стране.

В 1961 году были введены для всей территории нашей страны Правила движения по улицам городов и дорогам. В 1968 году в Вене на международной конференции ООН по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Исходя из этих документов и с учетом передового отечественного опыта организации дорожного движения, были разработаны новые Правила дорожного движения и введены в действие по всей нашей стране с 1 января 1973 года. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров. Их можно назвать «законом улиц и дорог».

В дальнейшем в Правила вносились изменения, вводились в действие новые Правила дорожного движения. Участники дорожного движения должны постоянно следить за изменениями в Правилах дорожного движения

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге самодвижущуюся коляску Леонтия Шамшуренкова, «самокатку» Ивана Кулибина такими, какими он их себе представляет.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Когда и кем была создана первая самодвижущаяся коляска в нашей стране?

2. Кто построил «самокатку»? Было ли в ней что-либо общее с современным автомобилем?

3. Где в нашей стране были построены первые автомобильные заводы?

4. Расскажите о первых попытках введения правил езды по улицам и дорогам.

5. Как переводится на русский язык французское слово «шофер»? Вспомните, почему.

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Дорога и её составляющие части.

Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.

Новые слова: Улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель напоминает учащимся, что в России принято правостороннее движение. Вместе с учениками они вспоминают, что это такое.

По дорогам движется много машин. Чтобы они не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном. Учитель объясняет, что такое движение транспорта называется двусторонним.

Если машины едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то такое движение называется односторонним. Двигаться навстречу транспортному потоку на таких дорогах запрещено.

Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают о дороге и её основных элементах.

Понятие «улица» включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины, дворовые территории.

Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.

Для отвода воды вдоль дороги обустраивают специальные канавы, называемые кюветами.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Велосипедная дорожка – это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по неё могут двигаться и пешеходы.

Иногда тротуара отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.

При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности, на которых они могут дождаться, когда вновь загорится зелёный сигнал светофора и завершить переход.

Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Машина не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза она ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что машина далеко.

Учитель задает вопрос учащимся: «Как правильно переходить проезжую часть?». В местах, где есть светофор, пешеходный переход «зебра», отсутствует или находится далеко транспорт. При этом не надо бежать, а посмотрев в обе стороны, спокойно переходить дорогу.

Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

Учитель объясняет учащимся, почему они не должны выходить на проезжую часть широких дорог без сопровождения взрослых. Транспорт там движется в несколько рядов, и водители могут не заметить одиноко стоящего на проезжей части ребенка из-за его маленького роста. Это может закончиться аварией. Поэтому, переходя дорогу со взрослыми, дети должны крепко держать их за руку.

На широкой проезжей части дороги с двусторонним движением, если пешеходы не успели ее перейти, они могут остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, чтобы пропустить приближающийся транспорт.

Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к машине сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.

Затем учитель напоминает учащимся, что раньше они знакомились с термином – перекресток. Перекресток — это место пересечения дорог. Перекресток — это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

Перекрестки бывают разные. Есть перекрестки четырехсторонние, улицы на которых пересекаются под прямым или острым углом. Трехсторонние перекрестки напоминают буквы «Т» или «Y». Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, где движением управляют светофоры или регулировщик, называется регулируемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам самостоятельно разгадать кроссворд. Победителем будет признан ученик, ответивший быстрее и правильнее всех.

По вертикали: Место пересечения дорог.

По горизонтали (по порядку):

Место, где пересекаются или берут начало сразу несколько дорог.

Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

Участник дорожного движения, передвигающийся по тротуару.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками.

Дорожная разметка, обозначающая место пересечения проезжей части пешеходами.

Техническое устройство, регулирующее движение транспортных средств и пешеходов

Канава вдоль дороги, предназначенная для отвода воды.

Элемент дороги, примыкающий к проезжей части, по которому могут двигаться пешеходы при отсутствии тротуара.

Человек в форменной одежде и с жезлом в руке, обеспечивающий порядок на дорогах.

3. Игра

Учащиеся разбиваются на две группы по3-5 человек – водителей и пешеходов. В руках у водителей — рисунки с изображенными на них транспортными средствами. У одного из учащихся в руках три кружка – красного, желтого и зеленого цветов – он будет изображать светофор.

При включении зеленого сигнала светофора движение начинают транспортные средства и пешеходы. При этом транспорт создает помехи движению пешеходов, совершая повороты. Затем учащиеся меняются местами.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где должны ходить пешеходы?

2. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

3. Где должны ездить машины?

4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?

5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?

6. Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

7. Какое движение называют двусторонним, а какое – односторонним?

8. Объясните термин «правостороннее движение»?

9. Какие виды перекрестков вы знаете?

10. Какой перекресток называется «площадью»?

11. Что называется кварталом?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Дорожные знаки и их группы.

История возникновения и развития дорожных знаков

Цель занятия: Рассказать учащимся о группах дорожных знаков.

Новые слова: Группы дорожных знаков.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Одним из основных носителей информации о дороге являются дорожные знаки.

О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре I, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли.

Между тем, прототипы современных дорожных знаков стали появляться еще в конце XIX века, одновременно с появлением первых автомобилей.

В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.

Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.

В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению. На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации. Конференция утвердила четыре предупреждающих знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Пересечение дорог», которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.

В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна».

В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах», в соответствии с которой количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные. Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.

В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят «Протокол о дорожных знаках и сигналах». В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон – белый или желтый, для предписывающих знаков – синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака: 22 – предупреждающих, 18 – запрещающих, 2 – предписывающих и 9 – указательных. В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.

Действующая в нашей стране система дорожных знаков основана на международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года. В настоящее время на территории нашей страны действуют 172 дорожных знака, не считая их различных модификаций.

Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:

— предупреждающие знаки;

— знаки приоритета;

— запрещающие знаки;

— предписывающие знаки;

— знаки особых предписаний;

— информационные знаки;

— знаки сервиса;

— знаки дополнительной информации (таблички).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

Учитель объясняет учащимся, что назначение дорожных знаков легко запомнить. Если знак имеет треугольную форму с красной каймой – он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость.

Круглые знаки с красной каймой с белым, а некоторые — с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный — значит опасный).

Если знак имеет круглую форму с голубым фоном – это предписывающий знак, указывающий направление движения, минимальную скорость и т.д.

Прямоугольные – знаки особых предписаний и информационные знаки. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый.

Знаки дополнительной информации (таблички) имеют прямоугольную форму и, как правило, белый фон.

В начале занятия учитель просит вспомнить детей, какие дорожные знаки они знают. Он показывает детям таблички с изображением знаков и просит детей назвать их:

— предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

— запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

— предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

— знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона», «Искусственная неровность»;

— информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;

— знаки сервиса: «Место отдыха», «Пункт питания», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Больница».

Учитель напоминает детям, какие знаки и для чего предназначены. Например, знак «Дети» треугольной формы устанавливают возле школ, детских садов, детских учреждений. Он предупреждает водителя о том, что в этом месте на дорогу могут выбегать дети. Некоторые школьники ошибочно думают, что этот знак обозначает место перехода улицы детьми. Но это не так. Учитель дает установку на запоминание, что данный знак для водителей. Для пешеходов знак «Пешеходный переход» — прямоугольный, на синем фоне белый треугольник, а в нем шагающий человечек.

Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено». На знаке рисунок велосипеда в красном кольце. Если велосипед нарисован на голубом фоне без окаймления, то знак обозначает велосипедную дорожку, т.е. специально предназначенную для движения велосипедистов.

Знак «Движение пешеходов запрещено» (перечеркнутое изображение человечка на белом фоне). Обозначает, что именно в этом месте нельзя ходить пешеходам.

2. Практическое задание

Учитель развешивает на доске рисунки изученных дорожных знаков и предлагает детям выбрать дорожные знаки, предназначенные для водителей или для пешеходов.

3. Игра

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его, показать и сказать, к какой группе знаков он относится.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. На какие группы делятся все дорожные знаки?

3. Когда стали появляться первые дорожные знаки?

4. Сколько дорожных знаков было утверждено на первой Международной конференции по автомобильному движению в Париже в 1909 году?

5. Какие внешние признаки имеют предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Назначение и роль дорожной разметки в

организации движения. Виды дорожной разметки

Цель занятия: Познакомить учащихся с дорожной разметкой, её разновидностях и назначении.

Новые слова: Дорожная разметка.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит учащихся вспомнить, какие линии дорожной разметки они знают.

Далее учитель знакомит учащихся с дорожной разметкой, рассказывает об основных ее линиях и их значении для пешеходов. Человек, который не знает, что значат линии на автомагистрали или городской улице, оказывается в затруднительном положении, а иногда подвергает свою жизнь опасности.

Линии разметки являются постоянными средствами регулирования движения.

Белые, иногда желтые линии, стрелки, слова и буквы на проезжей части улиц и дорог — линии дорожной разметки, которые помогают, правильно ориентироваться в движении и тем самым обеспечивают безопасность водителей и пешеходов.

Разметку на проезжей части улиц и дорог, на перекрестках и площадях наносят краской, обеспечивающей хорошую видимость и длительную сохранность разметки. Разметка указывает места перехода улицы (дороги)пешеходами, расположения транспортных средств в рядах на проезжей части, определяет места ожидания трамваев, троллейбусов и автобусов, направляет потоки транспортных средств, указывает места остановки их при запрещении сигналами светофора и регулировщика и т. д.

Разметка может быть горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения проезжей части) — это разметка участков улиц и дорог, где запрещается выезд транспортных средств на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении. Горизонтальная разметка может быть постоянной и временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, желтый, а временная — оранжевый цвет.

К горизонтальной разметке относятся ослепительно белые линии, которые проводятся вдоль улицы прямо по ее середине, они видны даже в сумерках. Эти линии, разделяющие встречные потоки транспортных средств, делят проезжую часть дороги на правую и левую. Они могут быть сплошными и прерывистыми.

Сплошные или прерывистые линии, идущие вдоль улицы (дороги), делят проезжую часть на полосы для движения. Эти линии помогают формировать транспортные потоки. Узкую сплошную белую линию чаще всего можно видеть на середине дороги. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. Пересекать такую линию или заезжать на неё водителям запрещено. Пешеход тоже должен знать об этом. Если пешеход не успел перейти проезжую часть, он может остановиться на такой линии (которая находится на середине дороги) и пропустить приближающийся транспорт. Если дорога очень широкая (имеет четыре и более полос для движения транспорта), то на её середине может быть нанесена двойная сплошная белая линия разметки. Заезжать на эту линию и пересекать её ни в коем случае нельзя. Она для водителя то же самое, что и прочная высокая стена.

Прерывистые белые линии разметки водитель может пересекать. Поэтому пешеходу при переходе проезжей части останавливаться на таких линиях запрещено, так как водитель может сбить его.

Часто на широких дорогах с помощью специальной разметки выделяют «островки безопасности». Пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части при зеленом сигнале светофора, должны остановиться в этом месте и пропустить движущийся транспорт. Водителям заезжать на разметку, обозначающую «островок безопасности», категорически запрещено.

Линию обозначения края проезжей части наносят на дорогах с интенсивным движением со стороны обочины.

К этому же виду разметки относят линии посадочных площадок, линии пешеходных переходов, стоп-линий, линии запрещения остановки транспортных средств и др. Посадочные площадки ограничиваются сплошными линиями, транспортные средства не имеют права на них наезжать даже тогда, когда там нет людей.

Линии пешеходных переходов служат для обозначения участка на проезжей части, по которому пешеходам разрешается переходить улицу или дорогу. Они наносятся на перекрестках или в других удобных для перехода местах. Переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода. Их называют «зеброй».

Сплошная линия, нанесенная поперек мостовой, — это стоп-линия. Она указывает место остановки транспортного средства при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) или при наличии знака «Движение без остановки запрещено». О приближении к стоп-линии, примененной в сочетании со знаком «Движение без остановки запрещено», водителя предупреждает надпись на проезжей части дороги — «Стоп».

Некоторые линии разметки наносят на проезжую часть желтой краской. Такие линии наносятся у самого края проезжей части. Если у края проезжей части нанесена сплошная линия желтого цвета, то останавливаться в этом месте транспортным средствам запрещено. Для обозначения остановок общественного транспорта у края проезжей части наносят ломанную линию желтого цвета. Она информирует и водителя общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), и пешехода о наличии в этом месте остановки, где осуществляется посадка в автобус или троллейбус.

К вертикальной разметке относят линии, которые обозначают поверхности дорожных сооружений, опор мостов, ограждений и т. п.

Вертикальная разметка зрительно обозначает элементы дорожных сооружений, боковые поверхности ограждений дорог, бордюры и возвышающиеся островки безопасности.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги или перекресток. Одним ученикам он дает задание нарисовать пешеходный переход, обозначенный дорожной разметкой «зебра», другим – островок безопасности, третьим – место остановки автобуса, обозначенное желтой ломанной линией разметки.. Учащиеся еще раз повторяют, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае; где ожидать автобус или троллейбус, стоя на остановочных площадках.

3. Игра

«Дорожное-недорожное».

На полу мелом наносят несколько линий. Учащиеся (5-6 человек) встают за последнюю линию.

Перед ними стоит ведущий. Он поочередно бросает мяч одному из игроков и называет одно из слов – «дорожное» или «недорожное». Если звучит слово «недорожное» — ученик мяч не ловит. Если звучит слово «дорожное» — ученик должен поймать мяч и назвать какое-либо слово, относящееся к дороге. Например, проезжая часть, тротуар, обочина, «зебра», дорожная разметка и т.д. Игрок, выполнивший правильно упражнение, переходит на одну черту вперед. Выигрывает тот, кто первым пересечет последнюю черту.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие виды дорожной разметки вы знаете?

2. Для чего нужны линии разметки?

3. Где на улицах наносится «островок безопасности» и для чего он служит?

4. С какой целью наносятся желтые ломанные линии у края проезжей части дороги? Что они обозначают?

4. Где наиболее безопасно находиться пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть?

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Новое о светофорах и их сигналах.

Сигналы регулировщика

Цель занятия: Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах. Вспомнить сигналы регулировщика.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают об истории создания светофора. Дополняет их ответы.

Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.

У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый — надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.

Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

Современный светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в строгой последовательности – сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Красный сигнал светофора, подчеркивающий опасность и запрещающий движение располагается сверху, чтобы его было лучше видно.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что действие сигналов светофора ограничено во времени. Объясняет, что в светофоре зеленый сигнал сменяется желтым для того, чтобы транспорт и пешеходы, находящиеся на перекрестке, могли закончить движение через него. Желтый сигнал сменяется красным. Когда время действия зеленого сигнала истекает, он начинает мигать, предупреждая участников движения о том, что скоро включится сигнал красного цвета. Учитель обращает внимание учащихся на то, что если зеленый сигнал светофора начал мигать, необходимо воздержаться от перехода проезжей части.

Некоторые светофоры дополнительно оснащены звуковым сигналом. Одновременно с включением зеленого сигнала светофора включается звуковой сигнал. Это помогает слепым пешеходам или людям с ограниченным зрением переходить проезжую часть.

На многих перекрестках светофоры имеют дополнительную секцию, которая разрешает или запрещает движение только в одном направлении, например, направо или налево.

Для регулирования движения пешеходов или велосипедистов могут применяться специальные двуцветные светофоры с изображенными на них соответственно человечком или велосипедистом. Включение красного сигнала запрещает движение пешеходам или велосипедистам, включение зеленого сигнала движение разрешает.

На железнодорожных переездах устанавливаются специальные светофоры, имеющие один или два фонаря красного цвета. При приближении поезда светофор автоматически включается, и фонари начинают мигать, запрещая движение через переезд.

В крупных городах для регулирования движения трамваев используются специальные светофоры, имеющие четыре фонаря белого цвета – один внизу и три — вверху. Если горит нижний сигнал, то движение трамваю разрешено. Горящие верхние сигналы показывают, в каких направлениях разрешается движение.

Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме – регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл – палку с чередующимися белыми и черными полосами.

Учитель просит вспомнить учащихся, какие жесты регулировщика они знают и что эти жесты означают.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.

Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук – главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам.

Регулировщик – строгий хозяин на дороге. Все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет тебе на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(регулировщик)

В дороге всем ребятам

Мы светим с давних пор.

Мы три родные брата

Наш домик — ……..

(светофор)

Чудо-палочка, она

Всем знакома, всем видна.

Днем заметна, а под вечер

Изнутри освещена.

(жезл регулировщика)

3. Игра

Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика.

Регулировщик регулирует движение с помощью жестов.

Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) – движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед.

Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) – двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте.

Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) – пешеходы делают шаг назад.

Затем пешеходы разбиваются на две группы – справа и слева от регулировщика. Регулировщик вытягивает вперед правую руку и поворачивается к пешеходам то грудью, то спиной, то правым боком, то левым боком. Со стороны груди и спины движение пешеходам запрещено – они делают шаг назад. Когда регулировщик поворачивается к пешеходам правым или левым боком, то одна группа можно двигаться вдоль спины регулировщика – эти пешеходы делают шаг вперед. Другой группе движение запрещено – эти пешеходы делают шаг назад.

Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок.

Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Когда и где был установлен первый в мире светофор?

2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?

3. Как расположены сигналы в светофоре и почему?

4. Какие светофоры используются на железнодорожных переездах?

5. Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов или только велосипедистов? Что на них изображено?

6. Какие светофоры регулируют движение только трамваев?

7. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?

8. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?

9. Для чего нужен регулировщику свисток?

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов

Цель занятия: Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, как они понимают термины «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта.

Правостороннее движение — это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия — левостороннее. То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины – направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель напоминает учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие — навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя — может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель рекомендует запомнить словесные формулы. Каждый учащийся, подойдя к проезжей части дороги, должен мысленно сказать себе: «Стоп. Я иду через дорогу. Опасно. Надо быть осторожным». Если это повторять каждый раз, появится привычка всегда соблюдать правила безопасного поведения.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Особенно опасным участком дороги считается перекресток, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик — например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым, т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

Учитель напоминает детям о том, где можно, а где нельзя играть.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пешеходов». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пешехода.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

Организованные колонны людей должны двигаться по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда, не создавая помех транспортным средствам. Впереди и позади колонны с левой стороны идут сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с зажженными фонарями (спереди – белого цвета, сзади – красного).

Группы детей могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а если их нет – по обочинам в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным или надземным пешеходным переходам, либо в местах, обозначенных разметкой или знаками. На участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, пешеходы должны переходить дорогу на перекрестках по линии тротуара или обочины, а между перекрестками – только под прямым углом в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на проезжей части. Если пешеходы не успели закончить переход, то следует остановиться на «островке безопасности».

При приближении специальных транспортных средств пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

3. Игра

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

Дети становятся в круг. В середине круга становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-либо из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если ведущий сказал слово «Дорога», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой (тротуар, кювет, обочина, газон и т.д.). На слово «Транспорт» играющий отвечает названием одного из видов транспорта (грузовик, метро, автобус и т.д.). При слове «Пешеход» можно ответить светофор, пешеходный переход и т.д.

Затем мяч возвращается регулировщику. Игрок, сделавший ошибку, выбывает из игры.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Как вы понимаете термины «правостороннее движение» и «левостороннее движение»? В каких странах они используются?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

4. Что показывает дорожная разметка «зебра»?

5. Назовите основные обязанности пешехода, изложенные в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Перевозка людей в транспортных средствах.

Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами перевозки людей транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в транспортном средстве и на остановочных площадках.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром. Напоминает, что пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте – но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.

К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Вместе с учащимися он повторяет правила поведения в маршрутном транспорте и на посадочных площадках.

1. В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

2. Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Обращает внимание учащихся, что иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. Поэтому при выходе через переднюю дверь желательно встретиться взглядом с водителем и убедиться, что он все видит. И обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

4. Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

5. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках. Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться.

6. Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

7. Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии — на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

8. Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай — спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходить стоящий на остановке автобус или троллейбус надо в два этапа. Сначала дойти до края автобуса или троллейбуса и выглянуть из-за него, убедившись в отсутствии транспорта, приближающегося со встречного направления. Затем, посмотрев налево и ещё раз направо, можно продолжить движение через проезжую часть.

9. Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет и их пристегнуть ремнём безопасности. Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины..

10. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

11. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке в кузове грузового автомобиля.

Детей разрешается перевозить только в закрытом кузове-фургоне. Их должен обязательно сопровождать взрослый. Находиться в кузове грузового автомобиля можно только на специально оборудованных сидячих местах. Стоять или ходить по кузову во время движения запрещено.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пассажиров». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пассажиров.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси пассажиры могут только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки и лишь со стороны тротуара, обочины или края проезжей части.

Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения, открывать двери транспортного средства во время его движения.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся отгадать загадки про транспортные средства.

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой…

(трамвай)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить!

(пожарная машина)

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

(экскаватор)

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь – упадет.

А педали пустишь в ход-

Он помчит тебя вперед.

(велосипед)

3. Игра

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

2. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

3. Через какую дверь нужно входить в автобус?

4. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

5. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

6. Что должно находиться на голове у пассажира мотоцикла?

7. Как правильно вести себя, находясь в коляске мотоцикла?

ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие

Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за предыдущие годы обучения. Воспитывать у детей навыки сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге и в общественном транспорте.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Обобщающее занятие предлагается провести в форме викторины, включающей в себя ответы на вопросы.

Учащиеся разбиваются на три команды – по числу рядов в классе. Они обсуждают ответы на вопросы викторины между собой.

Затем учитель предлагает командам по очереди брать билет и отвечать на вопрос. Другие команды дополняют ответ.

Побеждает та команда, которая ответит наиболее полно на большее количество вопросов.

В качестве членов жюри могут быть привлечены родители, учителя, инспектор ГИБДД, старшеклассники.

Вопросы для викторины.

1. Когда автомобилестроение получило широкое развитие?

2. Где в нашей стране были построены первые автомобильные заводы?

3. Расскажите о первых попытках введения правил езды по улицам и дорогам.

4. Когда и где были приняты первые дорожные знаки?

5. Кто является участником дорожного движения?

6. Что означают термины «дорога» и «проезжая часть»?

7. Каковы обязанности пешеходов?

8. Что запрещается пешеходам?

9. Каковы обязанности пассажиров?

10. Почему невозможно остановить мгновенно автомобиль?

11. Что такое тормозной путь?

12. От чего зависит тормозной путь?

13. Что такое время реакции водителя?

14. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?

15 .Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

16. Есть ли у велосипедиста и у пешехода тормозной путь?

17. Когда легче остановить автомобиль: летом или зимой, на сухой или мокрой дороге?

18. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью, то который из них остановится после торможения раньше?

19. Как наносится дорожная разметка на проезжей части?

20. Каково назначение дорожной разметки?

21. Как обозначаются места остановок общественного транспорта?

22. Как обозначаются пешеходные переходы?

23. Что такое ГИБДД?

24. Каковы основные функции Госавтоинспекции?

25.Для какой цели строятся подземные пешеходные переходы?

26. Какие технические средства регулирования движения вы знаете?

27. Какие есть типы светофоров?

28. Каково значение красного сигнала светофора?

29. Каково значение зеленого сигнала?

30. Каково значение желтого сигнала?

31. Каково значение желтого мигающего сигнала светофора?

32. Каково значение сигналов светофора с дополнительными секциями?

33. Что является сигналами регулировщика?

34. Каковы должны быть действия водителей и пешеходов, если регулировщик обращен к ним боком, руки вытянуты в стороны или опущены?

35. Каковы должны быть действия водителей и пешеходов, если регулировщик обращен к ним грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены?

36. Регулировщик поднял руку с жезлом вверх, что означает этот сигнал?

37. Как должны вести себя водители и пешеходы, если на перекрестке одновременно действует светофор и работает регулировщик?

38. Какова роль дорожных знаков в организации дорожного движения?

39. Каково назначение предупреждающих знаков?

40. Каково назначение запрещающих знаков?

41. Каково назначение знаков приоритета?

42. Каково назначение знаков сервиса?

43. Каково назначение информационных знаков?

  1. Почему при управлении велосипедом надо быть особенно осторожным, внимательным?

  2. Где можно ездить на велосипедах детям до 14 лет?

  3. Как должен велосипедист готовить свой велосипед к поездке?

  4. Что запрещается велосипедистам?

48. Каким преимуществом пользуются оперативные автомобили, выполняющие неотложные задания?

20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here