Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Дата: 28.11.13г.
Учитель: Ташкенова Л.В.
Цель. Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Задачи.
1. Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
2.Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
3.Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, воображения, памяти.
4.Воспитание доброты и бережного отношения к природе.
Оборудование: памятки написания безударных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки, тесты, презентация,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?
— Откройте тетради и запишите число и классная работа
2. Постановка задач урока.
– Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Доска. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
– Это первый урок по данной теме? (нет)
– Попробуйте определить учебные задачи урока.
3. Разминка.
– Вспомним опорные знания по данной теме.
Вопросы:
-
Что называется именем существительным?
-
Как изменяется имя существительное?
-
Что значит просклонять имя существительное?
-
Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
4. Работа по теме урока. (13.03)
1)Активизация знаний.
Игра «Третий лишний»
— Прочитайте слова. Подумайте, какое слово лишнее в каждом столбике. Выпишите
Солнце метель
Родной зима
Лето край
-Какое словосочетание получилось? (13.04)
2). Постановка учебной задачи
По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А Потом у маленькой речк_ ехал я на овечк_
— В какой части слова будем решать орфографические задачи?
— Кто расскажет алгоритм действия?
-Вспомним и заполним таблицу:
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
— По опорным словам:
1 склонение – весна, земля
2 склонение – сон, колесо
3 склонение – рожь
— По таблице окончаний:
-
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Р.п.
-ы, -и
-а, -я
-и
Д.п.
-е
-у, -ю
-и
П.п.
-е
-е
-и
3) Отработка способа действия (13.07-13.10)
(по цепочке, с устным объяснением на доске)
По улиц_ — 1скл. – по земле – Д.п.-окончание –Е (и т.д)
.4) Письмо по памяти. (2 мин) (13.15)
— Записать это предложение по памяти, решая орфографические задачи, определяя склонение и падеж (взаимопроверка)
5. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. 1скл –хлопаем, 2 скл. – приседаем, 3скл.- подпрыгиваем
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.
6. Работа в группах. (13.15)
1) — Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
— и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…
(от каждой группы по одному человеку работают на доске)
2) Проверка.
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)
7. Закрепление. Работа по развитию речи – (13.25)
Ребята, какое время года сейчас на календаре? -Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья. Полюбуемся красотой сибирской зимы
1) Слайд -шоу (1мин)
2)Продолжаем работать в группах
— открыли конверт №2. Задания – из слов каждой строки составить и записать в тетрадь предложения
1 группа
— утреннее, верхушк_ сосен, солнце, косыми, осветило, лучами
— земл_, лежит, на, снег, сверкающий
— с, день, радостью, в, начинается, Братск_, новый
-2 группа
— искрами, снежинки, полянк_, засветились, на, лесной
— в, синевой, залив_, красивой, Братском, голубое, отражается, небо
(для тех, кто работает быстрее- дополнительные задания:
1 группа Спишите, вставив окончания, и объясните их.
2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.
3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения. (13.30)
8. Самоконтроль. Тест.
1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».
Тест.
-
Найти словосочетание с ошибкой.
Р – мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
-
Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
Д – пшениц..й
Ж – зайц..м
Э – куриц..й
М – нож..м
-
Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен..ца
Л – брат..ц
Х – пал..ц
Б – стар..ц
-
Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
-
Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н..летать
У – п..бежать
Ш – з..крыть
Ф – н..дрезать
2) Проверка. (13.35)
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:
Слайд 13.
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
больше 2 ошибок – «2».
VIII. Итог урока.
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
IX. Рефлексия.
— Кому стало легче определять окончания имен существительных?
— Как оцениваете свою работу.