Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Дата: 28.11.13г.

Учитель: Ташкенова Л.В.

Цель. Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Задачи.

1. Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.

2.Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

3.Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, воображения, памяти.

4.Воспитание доброты и бережного отношения к природе.

Оборудование: памятки написания безударных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки, тесты, презентация,

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?

— Откройте тетради и запишите число и классная работа

2. Постановка задач урока.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Доска. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

Это первый урок по данной теме? (нет)

Попробуйте определить учебные задачи урока.

3. Разминка.

Вспомним опорные знания по данной теме.

Вопросы:

  1. Что называется именем существительным?

  2. Как изменяется имя существительное?

  3. Что значит просклонять имя существительное?

  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

4. Работа по теме урока. (13.03)

1)Активизация знаний.

Игра «Третий лишний»

— Прочитайте слова. Подумайте, какое слово лишнее в каждом столбике. Выпишите

Солнце метель

Родной зима

Лето край

-Какое словосочетание получилось? (13.04)

2). Постановка учебной задачи

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А Потом у маленькой речк_ ехал я на овечк_

— В какой части слова будем решать орфографические задачи?

— Кто расскажет алгоритм действия?

-Вспомним и заполним таблицу:

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

— По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

— По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

3) Отработка способа действия (13.07-13.10)

(по цепочке, с устным объяснением на доске)

По улиц_ — 1скл. – по земле – Д.п.-окончание –Е (и т.д)

.4) Письмо по памяти. (2 мин) (13.15)

— Записать это предложение по памяти, решая орфографические задачи, определяя склонение и падеж (взаимопроверка)

5. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. 1скл –хлопаем, 2 скл. – приседаем, 3скл.- подпрыгиваем

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

6. Работа в группах. (13.15)

1)Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

— и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…

(от каждой группы по одному человеку работают на доске)

2) Проверка.

Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

7. Закрепление. Работа по развитию речи – (13.25)

Ребята, какое время года сейчас на календаре? -Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья. Полюбуемся красотой сибирской зимы

1) Слайд -шоу (1мин)

2)Продолжаем работать в группах

— открыли конверт №2. Задания – из слов каждой строки составить и записать в тетрадь предложения

1 группа

— утреннее, верхушк_ сосен, солнце, косыми, осветило, лучами

— земл_, лежит, на, снег, сверкающий

— с, день, радостью, в, начинается, Братск_, новый

-2 группа

— искрами, снежинки, полянк_, засветились, на, лесной

— в, синевой, залив_, красивой, Братском, голубое, отражается, небо

(для тех, кто работает быстрее- дополнительные задания:

1 группа Спишите, вставив окончания, и объясните их.

2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.

3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения. (13.30)

8. Самоконтроль. Тест.

1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Д – пшениц..й

Ж – зайц..м

Э – куриц..й

М – нож..м

  1. Найти слово с пропущенной буквой И.

О – гусен..ца

Л – брат..ц

Х – пал..ц

Б – стар..ц

  1. Найти слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

  1. Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н..летать

У – п..бежать

Ш – з..крыть

Ф – н..дрезать

2) Проверка. (13.35)

Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.

Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

Слайд 13.

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

VIII. Итог урока.

Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)

Достиг ли наш урок желаемых результатов?

IX. Рефлексия.

— Кому стало легче определять окончания имен существительных?

— Как оцениваете свою работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here