Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 5-го класса

Занятие 1. Тема: Улицы и движение в нашем городе

Цель занятия: раскрыть особенности движения транспор­та и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге; дать поня­тия о некоторых терминах, употребляемых в Прави­лах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транс­портное средство», «Маршрутное транспортное средство»).

Оборудование: открытки, плакаты с видами улиц горо­да, карта города (поселка), макет жилого микрорай­она.

Урок начинается с рассказа о населённом пункте, в котором живут учащиеся, его транспортном сообщении (коли­честве автобусных, троллейбусных, трамвайных марш­рутов, а также такси и личном легковом транспорте, об улицах с наиболее интенсивным движением транспор­та и пешеходов, с односторонним и двусторонним дви­жением…). При этом можно использовать карту населённого пункта.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Какова интенсивность движения вокруг школы?

По каким пешеходным путям вы идете к ней?

Где и как вы пересекаете дорогу?

По какому пути идти к школе безопаснее?

Учащиеся записывают в тетрадь следующие основ­ные понятия из «Правил дорожного движения»:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств по­лоса земли, либо поверхность искусственного сооруже­ния. Дорога включает в себя одну или несколько проез­жих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочи­ны и разделительные полосы при их наличии.

«Прилегающая территория» — территория, непо­средственно прилегающая к дороге и предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. д.).

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей час­ти или отделенный от нее газоном.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены зна­ками 5.22—5.25.

«Транспортное средство» — устройство, предназна­ченное для перевозки по дорогам людей, грузов и обору­дования, установленного на нем.

«Маршрутное транспортное средство» — транс­портное средство общего пользования (автобус, троллей­бус, трамвай), предназначенное для перевозки по доро­гам людей (пассажиров) и движущееся по установленно­му маршруту с обозначенными остановочными пункта­ми (остановками).

«Механическое транспортное средство» — транс­портное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

С каждым годом увеличивается население страны, растет и число транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это ис­точник повышенной опасности, это сотни килограммов металла на стремительных колесах. От нас с вами, от всех участников движения зависит благополучие на до­рогах, будут ли машины нашими помощниками и дру­зьями или они принесут беду, порой непоправимую. Нельзя забывать о том, что машину может занести на повороте, может отказать руль и т. д., машины не все­гда управляемы. А если в это время дорогу перебегает взрослый или ребенок? Даже если машина исправна, во­дитель при всем мастерстве и желании не может остано­вить ее мгновенно. Вот почему так важно выработать в себе привычку не торопиться, не экономить секунды, перебегая дорогу перед транспортом.

Сегодня делается многое, чтобы лучше организо­вать движение транспорта и пешеходов. Строятся пе­шеходные переходы, устанавливаются светофоры, вы­ставляются дорожные знаки, на проезжей части улиц и дорог наносятся специальные линии разметки и ус­танавливаются дорожные ограждения. Четкая и беспе­ребойная работа транспорта может быть только в том случае, если и пешеходы, и водители будут взаимно предупредительны, внимательны к окружающей обста­новке, будут строго соблюдать установленные правила движения.

Основным правилам поведения на дороге учащиеся обучались в начальной школе, а вспомнить их помогут следующие вопросы.

Перейти улицу — это сложно или просто? Почему?

Многие уверены, что нет ничего проще: посмотри налево, напра­во и шагай, если машин нет… Перейти улицу было бы просто, если бы машина всегда была заранее замечена пешеходом. Но на дороге много машин, стоящих и движущихся, за одной может быть скры­та другая. Заметить ее вовремя не всегда просто.

Какое главное правило при переходе улицы?

Переходить ее надо только в установленных местах на перекре­стках и пешеходных переходах, но самое главное — обеспечить себе хороший обзор дороги справа и слева. А там, где обзор плохой (стоят машины, кусты, деревья и другие помехи), необходимо, по возможно­сти, отойти подальше от стоящих машин, кустов, мешающих осмо­треть дорогу.

Как быть, если все же приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору?

Может оказаться так, что как раз там, где разрешен переход, сломалась и стоит машина. В таких случаях, подойдя к ней (или другому предмету, который мешает обзору), необходимо остано­виться и осторожно выглянуть. Только убедившись в том, что скры­той опасности нет, можно переходить.

Почему опасно переходить улицу бегом?

Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге. А при переходе улицы главное — внимательно посмо­треть и влево, и вправо, потому что часто улица обманчива: кажется, безопасно, но внезапно может выехать машина из переулка
или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

Заканчивается урок разбором дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми, совершенных в вашем населённом пункте, районе в данном ме­сяце (по материалам ГАИ).

Занятие 2. Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

Цель урока: ознакомить школьников с группами дорож­ных знаков и их назначением. Оборудование: плакаты — дорожные знаки

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты.

Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны от дороги (по ходу движения автомобиля), так как в на­шей стране движение правостороннее. Дорожные знаки едины для всех.

Все знаки делятся на семь групп.

1. Предупреждающие знаки.

Информируют водителей о приближении к основно­му участку дороги, движение по которому требует при­нятия мер, соответствующих обстановке. Почти все пре­дупреждающие знаки имеют треугольную форму с крас­ной полосой по краям, а в центре знака черной краской нарисованы разные фигуры.

К этой группе относятся следующие знаки (показать):

«Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с ве­лосипедной дорожкой», «Дорожные работы», «Железно­дорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Разводной мост», «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Скольз­кая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия», «Су­жение дороги», «Дикие животные», «Падение камней», «Боковой ветер».

Показывая каждый знак, даю возможность детям самим объяснить его. Предлагаю обсудить вопросы.

Что должен предпринять водитель, если видит каждый из этих знаков?

Знак «Дети» говорит водителю о тот, что на дороге возможно появление детей, и он должен быть предельно осторожен. Водитель заранее снижает скорость и, если дети вышли на дорогу, должен ос­тановиться. Почти все данные знаки нацеливают водителя на та­кие же действия.

О чем говорит водителю и пешеходу знак «Пешеходный пере­ход»?

Водитель должен снизить скорость и остановиться, если пеше­ход ступил на пешеходный переход; а пешеходу данный знак говорит о том, что в этом месте можно переходить проезжую часть.

Как правильно переходить улицу по пешеходному переходу, ес­ли нет светофора?

Узкую дорогу можно переходить только в том случае, если сле­ва и справа нет машин или они далеко. Широкую дорогу с раздели­тельной полосой посередине переходят по общепринятому правилу: посмотри налево, если нет машин, переходи дорогу до середины, по­том посмотри направо, если нет машин, продолжай переход.

2. Знаки приоритета.

Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков до­роги. Эти знаки говорят водителям, кто на перекрест­ке проедет первым, т. е. имеет преимущество. Знаки приоритета имеют разную форму. Например, знак «Главная дорога» — квадрат с желтой серединой и бе­лой полосой по краям, а знак «Движение без останов­ки запрещено» — это восьмиугольник красного цве­та с белой надписью «стоп» латинскими буквами («STOP»).

Как будет действовать водитель, увидев эти знаки?

Если впереди главная дорога, то он пропустит идущие по ней машины, а перед знаком «STOP» обязан остановиться.

3. Запрещающие знаки.

Название этой группы знаков говорит само за себя. Все они имеют круглую форму с красной полосой по краям и с черным рисунком в центре.

Показать знаки для пешеходов: «Движение на вело­сипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено» и для водителей: «Движение запрещено», «Въезд запре­щен», «Обгон запрещен».

4. Предписывающие знаки.

Почти все они круглой формы голубого цвета с бе­лым рисунком или белой стрелкой посередине. Боль­шинство знаков этой группы указывают водителю даль­нейшее направление движения (показать знаки «Дви­жение прямо», «Движение направо», «Круговое движе­ние»). Знак «Велосипедная дорожка» разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По нему могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеход­ной дорожки. Знак «Пешеходная дорожка» разрешает движение только пешеходам.

5. Информационно-указательные знаки.

Самая многочисленная группа знаков. Они имеют квадратную или прямоугольную форму и окрашены ча­ще всего в синий цвет с белым рисунком, надписью или стрелкой. Эти знаки указывают водителю направление движения, места поворота или разворота, остановки маршрутного автобуса, рекомендуют определенную ско­рость движения и информируют о расположении насе­ленных пунктов и других объектов. В этой группе есть знаки для пешеходов (показать): «Пешеходный пере­ход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

6. Знаки сервиса.

Информируют о расположении больниц, автозапра­вочных станций, гостиниц (показать знаки: «Больни­ца», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГАИ»).

7. Знаки дополнительной информации (таблички).

Уточняют или ограничивают действие других зна­ков. Например, знак «Автозаправочная станция» и под ним табличка с надписью «300 м» говорит о том, что че­рез 300 метров можно заправить машину бензином. В этой группе есть таблички, указывающие направление действия знаков, на каком расстоянии и в какое время они действуют («Время действия», «Дни недели», «Ра­бочие дни»), каким способом поставить машину на сто­янку, направление главной дороги и др.

Каждый знак устанавливается именно в том месте, где он необходим. Например, «Пешеходный переход» из группы информационно-указательных знаков устанав­ливается в местах наиболее вероятного скопления людей (рядом с остановкой общественного транспорта). Этот знак определяет границы пешеходного перехода (там, где нет разметки «зебра»), поэтому с двух сторон доро­ги устанавливаются ближайшая и дальняя границы пе­шеходного перехода.

А знак «Пешеходный переход» (для водителей) из группы предупреждающих устанавливается на опреде­ленном расстоянии до дорожной разметки «зебра» или до знака «Пешеходный переход» (знак для пешеходов из группы информационно-указательных), определяю­щего ближайшую границу перехода.

Как вы думаете, где устанавливается знак «Дети»?

На участке дороги вблизи детского учреждения, школы, там, где возможно появление детей.

2. Вопросы для закрепления знаний

Для чего нужны дорожные знаки?

О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велоси­педистам?

Завершается урок кратким повторением ос­новных групп дорожных знаков, обратив особое внима­ние на то, что знак для пешеходов «Пешеходный пере­ход» выделяет наиболее безопасное место перехода лю­дей через дорогу.

Занятие 3. Тема: Правила пользования транспортом.

Цель урока: научить учащихся пользоваться обществен­ным транспортом и правильному поведению на до­роге. Оборудование: брошюра «Правила дорожного движе­ния» (5 раздел), плакаты.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогрес­са общества, он оказывает неоценимую помощь челове­ку как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Конечно, ребенок может получить травму и не от транспорта — ведь дети часто падают, играя в подвижные игры. Но ранения, получен­ные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвы­чайно опасны: в основном это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов груд­ной и брюшной полости, переломами конечностей. Че­ловек беззащитен перед движущимся автомобилем, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опас­ности, если есть надежные средства безопасного поведе­ния на дороге, надо только ими пользоваться. А средст­ва эти просты — глубокие знания и культура поведения на улице.

Виды транспортных средств.

1. Легковой транспорт: автомобили (назвать разные марки).

2. Грузовой транспорт и спецмашины (самосвалы, фургоны, трейлеры, поливальные, снегоочистительные, бульдозеры…).

3. Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды.

4. Общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро (вспомнить, что называется «маршрут­ным транспортным средством»).

5. Сельскохозяйственные и самоходные машины.

Люди, пользующиеся для передвижения автобусом, троллейбусом, трамваем, такси или другими транспорт­ными средствами, называются пассажирами. Каждый пассажир должен точно выполнять свои обязанности, которые изложены в «Правилах дорожного движения» (раздел 5) и в «Правилах пользования общественным транспортом», утвержденных местными органами влас­ти. В чем заключаются эти правила?

Ожидать транспортное средство нужно только на ос­тановках, которые обычно обозначены указателями. Ме­сто ожидания на проезжей части обводится белой сплошной линией и называется посадочной площадкой. Если такой площадки нет, то ожидать транспортное средство необходимо на тротуаре или обочине дороги против указателя остановки. При этом выходить на про­езжую часть запрещено.

Садиться в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их ос­тановки. Как правило, посадка производится через зад­ние двери, а высадка — через передние. Если есть не­сколько дверей, то для ориентации пассажиров вывеши­вают таблички: «Вход», «Выход». Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспортное средство.

Запрещается стоять на выступающих частях и под­ножках машин. Войдя в салон автобуса или в вагон трамвая, пассажир должен пройти в среднюю его часть, чтобы не затруднять посадку.

Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязаннос­тью каждого пассажира. Если в салоне имеются свобод­ные места, пассажиры должны занять их, чтобы не тол­питься в проходе. При этом необходимо помнить, что передние места отводятся пассажирам с детьми, инвали­дам и престарелым гражданам, которым нужно всегда уступать место. Если пассажир выходит на ближайшей остановке, то он должен заблаговременно пройти побли­же к передней двери.

В салоне запрещается шуметь, шалить, громко раз­говаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен пассажирам. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя разговорами, спрашивать названия остановок и т. д.

Некоторые пассажиры при движении транспорта, когда в салоне людно, прислоняются к дверям. Это стро­го запрещается, так как при езде возможно открывание дверей, и пассажир может оказаться на проезжей части. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие-ли­бо предметы. Движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.

Запрещается перевозить в общественном транспорте взрывчатые вещества, пачкающие, острые и колющие предметы, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Для перевозки колющих или режущих предметов требу­ется их тщательная упаковка.

Находясь в общественном транспорте, пассажир обя­зан выполнять указания кондуктора или водителя. Вы­саживаться из транспортного средства можно лишь при полной его остановке.

Пассажир, вышедший из автобуса, должен сразу же пройти на тротуар, не задерживаясь на проезжей час­ти.

Многие жители городов и деревень пользуются соб­ственными легковыми автомобилями или такси. Садить­ся и высаживаться из таких транспортных средств мож­но лишь со стороны тротуара или обочины дороги, так как мимо остановившегося автомобиля с левой его сто­роны движутся другие машины. Если посадка и высад­ка производятся с левой стороны автомобиля, это меша­ет проходящим транспортным средствам, да и пассажи­ры подвергают себя опасности.

На переднем сидении легкового автомобиля запре­щается перевозить детей моложе 12 лет. При движе­нии в автомобиле, оборудованном ремнями безопаснос­ти, водители и пассажиры должны быть пристегнуты.

2.Вопросы для закрепления знаний

Какие виды транспортных средств вы знаете?

Каково их назначение?

3. Викторина «Пассажир»

Кого называют пассажиром?

Каковы общие обязанности пассажиров?

Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются?

Что запрещается делать пассажиру при движении транспорт­ного средства?

Каков порядок посадки и высадки из автобуса, трамвая, трол­лейбуса?

Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус?

Как надо обходить стоящий трамвай?

С какой стороны следует выходить из машины и почему?

Почему запрещается цепляться за грузовые автомашины и прицепы?

Завершается урок разбором дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине невы­полнения правил пользования транспортом.

Занятие 4. Тема: Основные понятия и термины правил дорожного движения.

Цель урока: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движе­ния; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Оборудование: брошюры «Правила дорожного движения», набор дорожных знаков.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Высокий рост автомобильного транспорта, увеличе­ние интенсивности движения на улицах и дорогах тре­буют строгого выполнения Правил дорожного движе­ния. А ведь ежедневно каждый з нас оказывается уча­стником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников движения зависит спокой­ствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и под­ростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и со­блюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движе­ния — закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.

Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприя­тий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательно для всех граждан и организаций.

Лица, нарушившие Правила, несут ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6. ПДД).

Настоящие Правила введены в действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вот некоторые из них (найти в брошюре ПДД).

Общие положения (1).

Общие обязанности водителей (2).

Обязанности пешеходов (4).

Обязанности пассажиров (5).

Сигналы светофора и регулировщика (6).

Дополнительные требования к движению велосипе­дов, мопедов, гужевых повозок, а также погону живот­ных (24).

Более подробно останавливаюсь на разделе 1. «Общие положения» (разъясняю каждый термин).

Особое внимание уделяю следующим терминам:

«Участник дорожного движения» — лицо, прини­мающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортно­го средства.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортно­го средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велоси­пед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пеше­ходного перехода определяется расстоянием между зна­ками 5.16.1 и 5.16.2 (научить учащихся ориентиро­ваться в цифровом обозначении).

На прошлом занятии ребята уже усвоили термин «Дорога», на данном уроке они должны усвоить разли­чие между проезжей частью, полосой движения и разде­лительной полосой.

Дорога включает в себя одну или несколько проез­жих частей. «Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пе­шеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном, ограждение… «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначен­ная или не обозначенная разметкой и имеющая шири­ну, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, а между собой они отделены разделительной полосой.

Разъясняю термины «Стоянка» и «Оста­новка», выделяю принципиальные различия и нахожу соответствующие им знаки.

К Правилам дорожного движения есть приложения № 1 «Дорожные знаки» и № 2 «Дорожная разметка и ее характеристики».

Более подробно необходимо остановиться на до­рожных знаках. Вспомнить, на какие группы они де­лятся.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам рассмотреть дорожный знак, ученик объяс­няет, к какой группе знаков он относится и что обо­значает. Можно пользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироваться и развивать зрительную память на дорожные знаки. Данное задание можно превратить в игру: тому, кто дал правильный ответ, на­числяется очко. Выигрывает, набравший наибольшее количество правильных ответов.

3. Игра

Если ученики хорошо ори­ентируются в брошюре и в дорожных знаках, то на следующем этапе закрепления предлагается игра «Знаток дорожных знаков».

На столе все знаки перемешаны. Команда из нескольких уче­ников выбирает знаки определенной группы (группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляет их на стенде. Выигрывает команда, выполнившая задание.

Занятие 5. Тема: Элементы улиц и дорог.

Цель урока: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.

Оборудование: брошюры: Правила дорожного движения, соответствующие плакаты.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Почему дорога стала называться дорогой, откуда воз­никли первые дороги, кто их строит?

Было это очень давно. Люди жили тогда среди не­проходимых лесов. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но в этом была необходимость. И вот лю­ди стали прорубать в лесах проходы-тропинки. Их назы­вали «путиками». Путики, соединяющие между собой населенные пункты, именовали дорогами.

Первые мощеные дороги начали строить римляне еще две тысячи лет назад. Они были нужны, чтобы бы­стро перебрасывать обозы и подкрепления своим вой­скам, завоевывавшим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, со­единенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем слой помельче, величиной с орех. А сверху посы­пали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые эти дороги существуют уже два тысячелетия, сегодня по ним ездят автобусы с туристами.

В России первые мощеные дороги появились лишь в конце XVII века в Москве. До этого в столице, как и в других русских городах, на проезжих улицах местами прокладывали «гати» — уложенные поперек круглые бревна. Легко себе представить, как подпрыгивала на таком «полотне» даже самая тяжелая повозка.

В 1692 году главные московские улицы решили за­мостить камнем. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители столицы представили либо по большому камню мерой в аршин, либо по два — в поларшина, либо столько же мелких камней, но каж­дый не мельче, чем гусиное яйцо.

Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. И тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приез­жего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня каждый не меньше гусиного яйца.

Так постепенно покрылись булыжными мостовыми улицы Москвы. Что же касается первой государствен­ной дороги, то она появилась в России в 1722 году, при Петре I, и соединила Москву с только что основанной императором новой столицей — Петербургом.

Так первые дороги были большей частью просто хо­рошо укатанными грунтовыми и лишь в отдельных местах укреплены бревенчатыми настилами. Сейчас в России дороги очень разные. Между селами чаще все­го вьются узкие проселочные. Самые широкие и глад­кие — скоростные дороги. Обычно их называют автост­рады или автомагистрали. Они соединяют крупные го­рода, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой ско­ростью. Некоторые магистрали настолько широки, что даже посередине проходит разделительная полоса из га­зона или кустарника. По одну сторону этой полосы все машины движутся только в одном направлении, по дру­гую — в обратном. Скоростными эти трассы называют­ся потому, что их не пересекает ни одна дорога и води­телям ничто не мешает вести машину с большой скоро­стью, не замедляя движения на перекрестках. Все попе­речные шоссе проходят либо в туннелях под магистра­лью, либо над магистралью по переброшенной через нее эстакаде.

Дороги поуже, но такие же гладкие и ровные, назы­ваются шоссе. Они соединяют между собой города и по­селки, большие стройки и станции. Обычно шоссе не очень широкие. Но все же машины могут ехать по ним в два ряда, а по возможности — и обгонять друг друга. Однако самое главное во всякой дороге — не ширина, а ее покрытие.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1—2.3.3 или 5.1 (из ПДД), по отношению к пе­ресекаемой (примыкающей) или с твердым покрытием (асфальте- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая доро­га по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Вспомним понятие «Дорога» (из ПДД). Дорога вклю­чает в себя одну или несколько проезжих частей, а так­же трамвайные пути, тротуары, обочины, разделитель­ные полосы и кюветы при их наличии. Это и есть эле­менты дороги.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначен­ный для движения безрельсовых транспортных средств (из ПДД).

Понятие «улица» несколько шире, чем «дорога». Улица включает в себя дорогу вместе прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами ули­цы.

Какие улицы называются односторонними и двусто­ронними?

Существуют улицы с одно- и двусторонним движе­нием. Первые возникли тогда, когда в городах появи­лось очень много машин. Старые улицы оказались на­столько узкими, что двум встречным машинам на них не разъехаться. Одной приходилось забираться на тро­туар и ждать, пока другая проедет. Поэтому две такие улицы, проходящие параллельно, делают односторон­ними. По одной машины направляются в одну сторо­ну, по другой — в противоположном направлении, не мешая друг другу. Чтобы перейти через такую улицу, сначала нужно определить, в какую сторону движутся машины. Только тогда можно переходить спокойно, поглядывая только в ту сторону, откуда они появля­ются.

Вспомним понятие «Тротуар» (из ПДД). Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям.

Первые мощеные дорожки для пешеходов появились всего двести лет назад в Париже. Это были обтесанные гранитные плиты, выложенные вдоль главных улиц го­рода и отгороженные чугунными трубами с надписью «Тротуар» (на русском языке — дорога для пешеходов). До этого пешеходам приходилось прижиматься к стенам домов и заборам, когда мимо проезжала карета или ска­кал всадник.

Такие же каменные плиты, отделенные чугунными трубами, появились вскоре в Петербурге, а затем в Москве. Некоторые из них сохранились и сегодня на ок­раинах городов. А на оживленных улицах проезжую часть отделяют теперь от тротуаров яркими оградами. Для чего тротуары устраивают всегда немного выше, чем проезжую часть? Главным образом, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода к водосточным колодцам. А попутно для того, чтобы ни одна машина не заехала слу­чайно правыми колесами на тротуар и не задела бы про­хожего.

Обочиной называется немощеная полоса вдоль доро­ги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров. Есть одно важное правило, касающееся обочины. Если вдоль доро­ги нет пешеходной дорожки, то пешеходу следует идти по обочине навстречу движению. Тогда во избежание не­счастного случая он вовремя сумеет отойти в сторону от шоссе.

Еще один элемент дороги — кювет. Когда-то кюве­тами называли наполненные водой канавы перед стена­ми крепостей. Они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех давних времен слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл.

Кюветами называют глубокие, по большей части су­хие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе. Для чего же нужны эти канавы? Главным образом для того, чтобы после сильного дождя в них стекала с дороги вода, и дорога просыхала быст­рее. Для того же и проезжую часть всякой благоустро­енной автомобильной дороги делают с небольшим на­клоном к краям. Кювет нужен и для того, чтобы шофе­ры всегда держались не у самого края проезжей части и не заезжали ненароком на тропинки, по которым обыч­но идут пешеходы.

2.Вопросы для закрепления знаний

Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

Какие вы знаете элементы дороги?

Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом на
правлении придерживаться правой стороны.

Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

В местах интенсивного движения транспорта и пешеходов. Ог­раничивают возможность перехода дороги в неустановленном месте.

Зачем нужны обочина и кювет?

Как отличить главную дорогу от второстепенной?

Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

Убедиться, что нет движения транспорта слева, а дойдя до се­редины, посмотреть, не идет ли транспорт справа.

Занятие 6. Тема: От бытовой привычки – к трагедии на дороге.

Цель урока: дать понятие дорожной ситуации — «ло­вушки», отучить детей переносить «бытовые» при­вычки на проезжую часть улицы.

Оборудование: соответствующие плакаты.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Какие привычки детей, безобидные возле дома, опас­ны на проезжей части улицы?

  1. Привычка «смело» выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предме­тов.

На улице кусты, деревья, заборы, дома, стоящие ма­шины могут скрывать за собой опасность. Это и есть си­туация — «ловушка», ситуация закрытого обзора.

Что самое опасное на улице. Почему?

Стоящая машина, так как она мешает вовремя заметить опас­ность.

Какая машина опаснее: которая стоит или едет?

Опасны обе, но стоящая опаснее, потому что может скрывать за собой другую

машину. Та, которая движется, менее опасна; зара­нее увидев ее, всегда можно

отойти.

Какая из стоящих машин опаснее других?

Та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер,

автомобильный кран, — они больше всего мешают уви­деть опасность.

Чем опасны машины, стоящие у светофора?

Пока они трогаются, из-за них может выехать другая машина.

Чем опасна машина, стоящая в ожидании «стрелки» для пово­рота направо?

За ней могут быть не видны машины, которые едут прямо.

  1. Привычка небрежно смотреть по сторонам и сразу начинать движение.

  2. Привычка оценивать обстановку без поворота го­ловы.

  3. Привычка начинать движение не оглядевшись (например, в игре). Вы привыкли бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам. Радость, удивление, ин­терес к чему-либо заставляют напрочь забыть об опасно­сти, которой подвергнуты дети на дороге. Был такой случай, когда семилетняя девочка знала, как следует переходить дорогу, безошибочно отвечала на вопросы по ПДД, но это не помешало ей, увидев свою учительницу, опрометью броситься навстречу, и только благодаря от­личной реакции водителя удалось избежать наезда.

Существуют три главных правила для безопасности на улице:

а) никогда не выходи на дорогу, не осмотрев ее пово­ротом головы;

б) никогда не выходи на проезжую часть из-за стоя­щей машины или другой помехи обзору; в крайнем слу­чае, остановись и внимательно посмотри, что там за…;

в) никогда не выходи на проезжую часть «с ходу», следует приостановиться и осмотреться.

  1. Привычка отступать, делать шаг назад не глядя, отступать, отскакивать не поглядев, что за спиной. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колеса.

  2. Привычка оглядываться, когда вас позовут. При переходе улицы это опасно.

  3. Привычка двигаться бегом. Движение бегом дела­ет наблюдение ненадежным. Тот, кто бежит, уже не на­блюдает. Он смотрит прямо перед собой, а не по сторо­нам, не поворачивает голову вправо и влево.

  4. Привычка двигаться непрерывно, не останавлива­ясь. Перед выходом на проезжую часть всегда следует остановиться и посмотреть по сторонам с поворотом го­ловы.

  5. Привычка двигаться по кратчайшему пути, наис­косок. На дороге так двигаться нельзя, потому что труд­нее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачи­вается спиной к машинам.

  6. Привычка совмещать движение с оживленной бе­седой. Разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения. Те, кто оживленно разговаривают, уже не наблюда­ют, а смотрят (посматривают) друг на друга.

  7. Привычка спешить. В спешке человек забывает обо всем. Тот, кто спешит, тот не наблюдает! Оставьте спешку на тротуаре.

  8. Привычка некрепко держать родителей (взрос­лых) за руку, нередко вырываться от них.

2. Практическое задание

Зачитывается отрывок и обсуждается с учени­ками.

«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвра­щавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение — ребенок окажется под ко­лесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не те­ряя и доли секунды, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свобод­на), чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел… Ведь несчастья могло и не быть, знай маль­чик…» (продолжают рассказ ученики).

Что же должен был знать ребенок, оказавшись в подобной си­туации?

Он допустил самое распространенное нарушение правил дорож­ного движения: внезапно выскочил на проезжую часть из-за препят­ствия, ограничивающего обзорность, — кустов. Игра игрой, но, подбе­жав к дороге, ему следовало бы остановиться, посмотреть налево и, удостоверившись в том, что поблизости автомашин нет, дойти до середины проезжей части и подобрать свой мяч. После этого, посмо­трев направо, закончить переход. А лучше всего выбирать более бе­зопасное место для игр: двор, сквер, парк — как можно дальше от до­роги.

Улица обманчива тем, что она такая же серая, как тротуар и дорожка возле дома. Кажется, что и правила поведения могут быть такими же. Нет! На улице, где машины, особый транспортный мир, здесь нужны осо­бые привычки, особое наблюдение, продуманные дейст­вия.

Заканчивается урок разбором различных ситуа­ций на дороге.

Занятие 7. Тема: На железной дороге.

Цель урока: научить учащихся пользоваться железно­дорожными переходами; дать понятия об оборудова­нии железнодорожных переездов, правилах перехо­да и переезда через железнодорожные пути.

Оборудование: брошюры «Правила дорожного движе­ния», плакаты.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

«Железнодорожный переезд» — пересечение доро­ги с железнодорожными путями

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным пе­реездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

Все автомобили, подъезжающие к полотну железной дороги, останавливаются и терпеливо ждут, когда поезд проедет мимо них. Почему? Вы знаете, как не просто ос­тановить быстро едущий автомобиль, а уж мгновенно остановить мчащийся поезд совсем невозможно. Даже самый короткий он в десятки раз тяжелее самого боль­шого автомобиля. Значит, и инерция движения у него во столько же раз сильнее. Машинист скорого поезда на­чинает замедлять ход состава за несколько километров до остановки. Для этого у поезда есть тормоза не только на колесах локомотива, но и на колесах каждого вагона. И все они подчиняются машинисту.

О том, что впереди железнодорожный переезд и нуж­но быть более осторожным, водителя предупреждают до­рожные знаки (нумерация знаков из ПДД):

1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник в красной рамке, в середине которо­го нарисованы рельсы со шпалами.

Это значит, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Если же внутри треугольника изображен тепловоз — впереди неохраняемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума» 1.2.

На дороге один за другим появляются предупрежда­ющие знаки 1.4.1—1.4.6 — «Приближение к железно­дорожному переезду». Сперва белая дощечка с тремя ко­сыми красными полосами на белом фоне (за 150 м до ж/д переезда), затем такая же дощечка с двумя полоса­ми (за 100 м), и наконец — с одной (за 50 м).

Далее автомобиль подъезжает к железнодорожному полотну, через которое проложен деревянный настил.

Для того чтобы на рельсах в момент прохода поез­да не оказалось автомобиля, перед большинством пере­ездов через железнодорожное полотно с обеих сторон устанавливают опускающиеся перекладины, выкра­шенные черно-белыми полосками. Это шлагбаумы. Шлагбаум поднят — проезд открыт, опущен — проезд закрыт. Но движение машин через железнодорожный переезд кроме шлагбаума регулируется еще и светофо­рами.

6.9 — Круглый белолунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При вы­ключенных мигающих белолунном и красном сигналах движение разрешается (если шлагбаум поднят) при от­сутствии в пределах видимости приближающегося к пе­реезду поезда (локомотива, дрезины).

При приближении поезда то в одной, то в другой секции светофора загорается красный свет, одновремен­но подается звуковой сигнал. Шлагбаум закрывается — движение запрещается. Нельзя подлезать под закрытый шлагбаум. Нельзя переходить пути, если виден прибли­жающийся поезд.

На многих станциях для перехода через пути соору­жают мосты или прокладывают под ними тоннели. На тех станциях, где мостов нет, пешеходы должны пере­ходить железнодорожные пути по настилам и только там, где установлены указатели «Пешеходный пере­ход».

При подъезде к железнодорожному переезду води­тель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума, указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсут­ствии приближающегося поезда (из ПДД).

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в стороны руками);

если к переезду в пределах видимости приближа­ется поезд;

самовольно открывать шлагбаум. ‘ 15.4. В случаях, когда движение через переезд за­прещено, водитель должен остановиться у стоп-линий, знака 2.5, или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.

15.5. При вынужденной остановке на переезде води­тель должен немедленно высадить людей и принять ме­ры для освобождения переезда. Одновременно водитель обязан:

при имеющейся возможности послать двух чело­век вдоль путей в обе стороны на 1 км (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им прави­ла подачи сигнала остановки машинисту приближающе­гося поезда;

оставаться возле транспортного средства и пода­вать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, по­давая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение ру­ки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хо­рошо видимым предметом, ночью с факелом или фона­рем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Шлагбаум, светофор, дежурный по переезду закры­вают дорогу не только автомобилям, но и пешеходам. При закрытом шлагбауме и запрещающем сигнале све­тофора движение пешеходов и велосипедистов запреще­но. Ведь можно не рассчитать свою скорость, и поезд окажется на переезде раньше, чем пешеход перебежит или проедет велосипедист. Пешеход может поскольз­нуться и упасть прямо под колеса локомотива. А это — верная гибель.

Нельзя ни стоять, ни идти возле самого полотна. Экспрессы мчатся с такой скоростью, что пешехода мо­жет втянуть под вагон потоком воздуха или ударить камнем, выброшенным с полотна тем же потоком. По той же причине запрещено играть вблизи железнодо­рожных путей. Бывают случаи, когда дети играют на путях, ходят по рельсам, а в зимнее время катаются на санках и лыжах с железнодорожной насыпи. Это может привести к несчастным случаям, так как заигравшись, легко не заметить приближающегося поезда.

2. Практическое задание

Урок заканчивается разбором дорожно-транспортных происшествий на железной дороге.

Занятие 8. Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП

(при кровотечениях и ожогах)

Цель урока: дать понятие кровотечения. Научить мето­дам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Оборудование: медицинский жгут, платок и палочка для закрутки, бинт и валик для наложения повязки при венозном кровотечении.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Что называется кровотечением?

Изливание крови из поврежденного кровеносного сосуда.
Каковы причины кровотечений?

Причины чрезвычайно разнообразны. Наиболее частой является прямая травма — укол, разрез, растяжение.

В чем различие сильного и слабого кровотечений?

Кровотечение считается слабым, если оно уже при обработке раны прекращается. При сильном кровотечении происходит быстрая кровопотеря, поэтому главное — срочно остановить его, а затем приступить к обработке раны.

Что необходимо сделать, если ты получил в ДТП царапины и кровоточащие ссадины? Как называется такое кровотечение?

Порез, или ссадину следует тщательно промыть теплой водой с мылом. [Кровотечение можно остановить, если прижать ранку рукой на несколько минут. Затем поврежденный участок закрыва­ют куском марли или чистым носовым платком. Когда поврежде­ны мелкие кровеносные сосуды, кровотечение называется капил­лярным.

Какие еще есть виды кровотечений?

Венозное, артериальное., паренхиматозное — внутреннее.

Чем отличается венозное кровотечение от артериального?

Артериальное кровотечение — кровь алая, вытекает из раны толчкообразно или бьет пульсирующей струей под действием давле­ния, пострадавший через очень короткий промежуток времени теря­ет много крови. Венозное кровь темная, вытекает без давления.

Какое кровотечение наиболее опасно?

Артериальное.

Какие существуют способы остановки кровотечения?

При наличии венозного кровотечения можно наложить на саму рану тугую давящую повязку и придать кровоточащей области воз­вышенное положение. Давящая повязка одновременно и сдавливает кровеносные сосуды, ~и препятствует вытеканию из раны. Сильное, угрожающее жизни артериальное кровотечение из раны конечности, требует самой неотложной помощи наложения жгута или за­крутки;

Как правильно наложить жгут и что можно использовать для закрутки из подручных материалов?

Жгут накладывается только при артериальном кровотечении выше раны с умеренной силой на прокладку из ткани. Под жгут обя­зательно вкладывают записку с указанием времени его наложения, так как держать его можно не более 1,5 часа, а на морозе или жаре это время сокращается до 1 часа, после чего начинается омертвение тканей. Если за это время раненого не успели доставить в больни­цу, то жгут снимают, вполне возможно, что кровотечение не возоб­новится. Если же оно продолжается, то через 10 минут жгут накла­дывают снова и к первой записке с указанием времени добавляется вторая. Для закрутки из подручных материалов можно использо­вать крепкий платок, пояс и т. д.

Какие виды повязок вы знаете? На какие части тела наклады­вается каждая из них?

Круговая, спиральная, пращевидная. Круговая накладывается в начале бинтования, или при бинтованйи ограниченной области те­ла (запястья, части голени и т. д.). Спиральная наиболее удобная при наложении на конечности. Пращевидная «чепец» — при ране­ниях лица и головы.

Какое наиболее распространенное внутреннее кровотечение вы знаете?

Повреждение мелких кровеносных сосудов под кожей от сильного удара, когда не нарушена целостность кожи, приводит к образова­нию синяка и шишки. К ушибленному месту следует приложить хо­лод (кусочек льда в салфетке) на 10—15 минут. Лед поможет остановить подкожное кровотечение. После этого необходимо приложить к ушибу холодный мокрый носовой платок, салфетку или полотенце еще на 10—15 минут. Но в ДТП люди иногда получают куда более се­рьезные внутренние кровотечения при разрывах внутренних органов или вен и артерий. В таких случаях необходимо немедленно доста­вить пострадавшего в больницу, а до приезда врача — уложить его горизонтально с приподнятыми конечностями, а на место травмы положить холод.

Что такое ожог, его виды?

Ожог — это повреждение тканей тела под воздействием высо­кой температуры. Термические ожоги могут быть вызваны пла­менем, кипятком, паром. Химические связаны с воздействием ед­ких жидкостей, отбеливателей, крепких растворов кислот и щело­чей. Например, нельзя лить на рану йод, спирт и другие лекарст­ва, так как они могут вызвать химический ожог поврежденного места и только затруднят заживление. Этими веществами мож­но обрабатывать только края раны. Лучевой — солнечный ожог можно получить от длительного пребывания под ультрафиолето­вой лампой.

‘» Существуют четыре степени ожогов. Какие? Каковы характер­ные признаки той или иной степени ожога?

Ожоги 1 степени характеризуются легкими повреждениями са­мого поверхностного слоя кожи: покраснение, небольшая припух­лость тканей, болезненность. Через 2—3 дня ожоги проходят. Ожо­ги 2 степени — появление пузырьков, наполненных желтоватой жид­костью. Через 4—5 дней содержимое пузырей рассасывается и раны подсыхают. Ожоги 3 степени отличаются большей глубиной: образу­ется плотная корка от светло-коричневого до черного цвета. Оста­ется рубец. Время заживления — до нескольких месяцев. Ожоги 4 степени сопровождаются обугливанием кожи и глубже лежащих тканей, что может привести к смерти.

Что нужно сделать в первую очередь перед оказанием меди­цинской помощи при ожоге?

Как можно быстрее погасить горящую одежду. Для этого нужно облить человека водой и завернуть его в одеяло, пальто. Снять с не­го тлеющую одежду.

Какова первая помощь при ожогах разной степени тяжести?

Ожоги 1 степени похожи на обыкновенные солнечные ожоги. Для их лечения не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обо­жженная кожа не слишком пересохла, ее смазывают мазью от сол­нечных ожогов. При возникновении пузырьков самое главное их не трогать, так как в пузырь, вскрытый неправильно, может по­пасть инфекция. При ожогах 2 степени необходима помощь врача, а до его приезда обожженное место следует немедленно подставить под струю холодной воды (особенно при химических ожогах), ника­кие мази использовать нельзя, так как это нам мешает правиль­но провести лечение. Затем обожженный участок накрывают чис­той марлевой повязкой, салфеткой или полотенцем. Если к ране прилипла одежда, не пытайтесь самостоятельно отделить ее от кожи. Человеку, получившему ожог 3 степени во избежание шока требуется обильное питье.

2. Практическое задание

В жизни может случиться так, что получивший травму человек будет целиком зависеть от вашей помо­щи, так как никого из взрослых поблизости не окажет­ся. Поэтому постарайтесь запомнить, что необходимо де­лать при кровотечениях и ожогах. Не исключено, что когда-нибудь эти знания помогут вам в спасении чьей-то жизни.

Учащимся раздаются карточки с заданиями по оказанию ПМП (изученный материал). Работу можно организовать как в парах, так и в группах, можно вызывать желающих, чтобы показывали правильные действия.

Занятие 9. Тема: Езда на велосипеде.

Цель урока: научить ребят правильно выбирать велоси­пед, осматривать его перед выездом, ездить на учеб­ной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.

Оборудование: велосипеды с диаметром колес 40 см, плакаты.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Велосипед является первым в жизни транспортным средством. И многие продолжают дружить с ним на про­тяжении всей жизни. Но, покупая велосипед, важно чтобы он был подобран по росту. Большой, «на вырост», не удобен — ноги с трудом достают до педалей, а на слишком маленьком приходится высоко поднимать си­денье и руль, сутулиться при езде. Для подростков боль­ше всего подойдет велосипед с диаметром колес не более 40 см (типа «Кама»).

До 14 лет дети могут ездить на велосипедах только внутри дворов, на специальных площадках, по велодо­рожкам; запрещено кататься по дорогам и даже обочи­нам дорог.

Учиться ездить на велосипеде лучше в тех местах, где нет движения автомобилей, но ни в коем случае — на тротуарах и пешеходных дорожках садов, бульваров и парков. Там движение на велосипедах вообще запре­щено, так как всегда есть риск задеть прохожего или иг­рающих малышей.

Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:

проверить руль — легко ли он вращается;

проверить шины — хорошо ли они накачаны;

в порядке ли ручной и ножной тормоза — смогут ли они тотчас остановить велосипед перед неожиданным препятствием;

работает ли звонок, чтобы вовремя предупредить идущих впереди людей;

если предстоит прогулка в вечернее время, прове­рить в порядке ли фонарь (спереди с белым светом) и красный светоотражатель на заднем щитке: велосипед должны видеть в темноте все водители и пешеходы — и те, кто идут и едут навстречу, и те, кто догоняют сзади.

Первый навык — это умение держать равновесие. Мы легко обнаруживаем, что с увеличением скорости удерживать равновесие легче, велосипед как бы сам стремится держать вертикальное положение. И наобо­рот, со снижением скорости он так и норовит повернуть в сторону. Вот почему для велосипедиста важно на­учиться ездить медленно.

Нужно помнить, что велосипед — маневренное, но очень неустойчивое транспортное средство, поэтому сле­дует научиться управлять им одной рукой. Это даст воз­можность во время движения подавать сигналы манев­ра рукой, не боясь упасть.

2. Практическое задание

Для тех, кто усвоил первые навыки вождения, мож­но предложить различные упражнения на велосипеде:

«восьмерка»;

перевоз предмета;

коридор из коротких досок;

слалом с неодинаково расставленными кеглями;

слалом между воротами — «змейка» (шайбами);

скачок и качели;

остановка на контрольной линии (перед колесами или между колесами);

«ворота» — проезд между двумя стойками (рас­стояние между стойками равно ширине руля + 3 см).

Урок заканчивается разбором ДТП с детьми-ве­лосипедистами, еще раз напоминаю о запрещении цеп­ляться «на буксир» к грузовикам. Ведь достаточно во­дителю круто завернуть или резко затормозить, что­бы даже самый умелый велосипедист сорвался и попал под идущие сзади или рядом машины.

15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here