Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №87» города Саратова
Методическая разработка
урока по теме
«Арксинус.
Решение уравнения sin t =a»
10 класс
Автор: Дроздова Алла Владимировна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Саратов 2010
Предмет: математика.
Учебный план: 4 часа в неделю.
Класс: 10.
Урок рассчитан на 45 минут.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
-
дидактические: сформировать у учащихся понятие арксинуса; вывести общую формулу решения уравнения sin t = a; выработать алгоритм решения данного уравнения;
-
развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи;
-
воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради и самостоятельность мышления у учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арксинус. Решение уравнения sin t =a».
Ход урока.
Этапы урока и их содержание | Время (мин) | Деятельность | ||
учителя | учащегося | |||
I | Организационный этап. | 1 | Организационная. | Сообщают об отсутствующих.
|
II | Постановка целей. Сегодня на уроке мы введем понятие арксинуса; выведем общую формулу решения уравнения sin t = a; выработаем алгоритм решения данного уравнения.
| 1 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. | Открыли рабочие тетради и записали тему урока.
|
III | Домашнее задание. Изучить теоретический материал. Практическая часть (даётся задание в соответствии с используемым учебным пособием).
| 1 | Комментирует домашнее задание. | Получают задание. |
IX | Актуализация опорных знаний (устная работа). Повторить способ решения уравнения вида sin t = a, где а – действительное число, с помощью числовой окружности. Решить уравнения: sin t = . Используем геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости. sin t = ;
|
5
| Показывает презентацию.
Слайд №2
Слайд №3 Задает вопросы.
|
Отвечают на вопросы.
|
V | Изучение нового материала. Ввести проблемную ситуацию: любое ли тригонометрическое уравнение вида sint = a можно решить с помощью числовой окружности? 1) Предложить учащимся решить уравнение sin t = . С помощью числовой окружности получим t1 и t2. Когда впервые возникла ситуация с решение уравнений такого типа, ученым-математикам пришлось придумать способ её описания на математическом языке. В рассмотрение был введен новый символ arcsin а. Читается: арксинус а; «arcus» в переводе с латинского значит «дуга» (сравните со словом «арка»). С помощью этого символа числа t1 и t2 записываются следующим образом: t1 = arcsin , t2 = – arcsin . Теперь с помощью этого символа корни уравнения sin t = можно записать так:
Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос: «Что же означает arcsin ?» Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит первой четверти числовой окружности. 2) Решить уравнение sin t = – . С помощью числовой окружности и символа arcsin а получим:
Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос: «Что же означает arcsin () ?» Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит четвёртой четверти числовой окружности.
3) Сформулировать определение арксинуса в общем виде.
4) Рассмотреть примеры на вычисление арксинуса. Пример 1. Вычислите arcsin. Решение. Пусть Значит, поскольку и Итак, arcsin= Пример 2. Вычислите arcsin.
Пример 3. Вычислите arcsin 0.
5) Доказать теорему и рассмотреть её применение на практике. Теорема. Для любого а [-1;1] выполняется равенство arcsin a + arcsin (-a) =0. Применение теоремы. На практике используется: arcsin (-a) = — arcsin a , где 0 ≤ а ≤ 1. Пример. arcsin= — arcsin = — 6) Сделать общий вывод о решении уравнения sin t = a . Если │a│≤ 1, то уравнение sint = a имеет решения: .
7) Рассмотреть частные случи. Выделим формулы для решения следующих уравнений: sin t = 0, sin t =1 , sin t = –1. | 26 |
Слайд №4 Формулирует задание, показывает решение обсуждая каждое действие с учащимися.
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7 Формулирует вопрос.
Слайд №8 Показывает решение уравнения обсуждая каждое действие с учащимися.
Слайд №9 Формулирует вопрос.
Слайд №10
Слайд №11 Показывает решение обсуждая каждое действие с учащимися.
Слайд №12 Показывает решение
Слайд №13 Показывает решение.
Слайд №14 Доказывает теорему.
Слайд №15 Показывает применение теоремы на практике.
Слайд №16-17
Слайд №18
|
Отвечают на вопрос.
Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради
Выполняют записи в тетради.
Записывают определение.
Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради.
Записывают определение.
Записывают определение.
Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради.
Один из учеников комментирует решение, остальные проверяют своё решение.
Выполняют записи в тетради.
Выполняют записи в тетради.
Выполняют записи в тетради.
Выполняют записи в тетради.
|
VI | Обобщение изученного материала. Составим алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения вида sin t = a:
Пример 1. Решить уравнение sin t = . Пример 2. Решить уравнение sin t = . Пример 3. Решить уравнение sin t = . Пример 4. Решить уравнение sin t = — 1,2.
| 10 |
Показывает решение уравнений на примерах.
Слайд №19
Слайд №20-21 Слайд №22
Слайд №23 |
Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради.
|
VII | Итоги урока. Итак, сегодня на уроке мы ввели понятие арксинуса; вывели общую формулу решения уравнения sin t = a и выработали алгоритм решения данного уравнения. Спасибо за урок! | 1 | Слайд №24
|
|
Список использованной литературы
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 1. Учебник. М: Мнемозина, 2007.
-
Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 2. Задачник. М: Мнемозина, 2007.
-
Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика-10 (для гуманитарных классов).
-
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах 7-11 классы. Справочное пособие. М: Дрофа, 2001.