План
воспитательной деятельности
классного руководителя
7 р1 класса
Поповой О.В.
на 2014-2015 учебный год
МБОУ лицей № 5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.
Нормативная база.
Анализ воспитательной работы в 6 р1 классе.
Раздел № 1
Программа классного ученического самоуправления
-
Сроки и этапы реализации программы
-
2 этап -2013-2015 уч.год. – реализация и развитие системы ученического классного самоуправления.
1.3 Цели и задачи воспитательной работы в 7 классе.
Раздел № 2
2.1 Социальный паспорт класса.
Листок здоровья
Список детей и родителей.
2.2 Работа с отдельными группами учащихся.
Раздел № 3
3.1 Направления воспитательной работы.
3.2 Традиции класса
3.3 Законы жизни в коллективе
3.4 Взаимодействие
3.5 КТД
3.6 Диагностика и мониторинг
3.7 Профилактическая работа
Раздел № 4 Работа с родителями
4.1 Родительский комитет
4.2 Взаимодействие педагогов и родителей
4.3 Формы работы с родителям
4.4 Карточка семьи
4.5 Тематика родительских собраний
4.6 Посещаемость родительских собраний
4.7 Протоколы родительских собраний
Раздел № 5 Ожидаемые результаты
Календарный план воспитательной работы
Пояснительная записка.
Благополучие страны, ее будущее в немалой степени зависит от сегодняшних школьников. Имея в виду молодых людей, неудачно стартовавших в самостоятельную жизнь, мы вправе говорить не только о моральных потерях, но и об огромных экономических издержках, цену которых трудно измерит.
Социальная активность граждан является объективной потребностью цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом. Социальная активность личности воплощается в реальных действиях, поступках, проявляется в повседневном поведении.
Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую ответственность возможно путем активного включения учащихся в демократическое управление посредством ученического самоуправления. Поэтому современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему самоуправления учащихся.
Создание условий для успешной адаптации учащихся, обеспечение их социальной востребованности является одной из приоритетных задач школы. Решение этих задач возможно в рамках программно-целевого подхода к деятельности органов ученического самоуправления как части учебно-воспитательного процесса школы.
Представленная программа рассматривает стратегию развития и совершенствования классного ученического самоуправления в классе многопланово:
— как средство демократизации воспитательного процесса в школе;
— как условие реализации прав и обязанностей учащихся;
— как метод организации КТД;
— как способ формирования лидерско — организаторских навыков и управленческих умений, повышения социальной активности учащихся;
— как путь к осуществлению гармонизации взаимодействия учащихся и преподавателей на основе совместной общественной деятельности;
— как способ утверждения отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении школой.
Нормативная база.
Программа развития ученического самоуправления в 6 классе разработана на базе следующих законодательных актов:
-
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
-
Конституция Российской Федерации;
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
-
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
Устав МБОУ лицей №5 ;
-
Комплексная программа воспитательной работы МБОУ лицей № 5.
РАЗДЕЛ №1
-
Описание программы классного ученического самоуправления
«МЫ — САМИ».
Ученическое классное самоуправления (УКС) – это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
Цель:
-
Усовершенствование системы ученического классного самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ученика, включение его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
-
Стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой, готовой к жизни в современных условиях.
Задачи:
-
Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
-
Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
-
Воспитывать нравственные качества учащихся.
-
Организовывать мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению изолированных и непринятых учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов.
-
Максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы.
-
Внедрять здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.
-
Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
-
Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
-
Развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
-
Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
-
Бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду.
-
Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
-
Помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
-
Направлять деятельность ребят на выполнение программ сотрудничества — возрождение народных традиций.
-
Развитие творческой личности в каждом ребенке через более тесные контакты с семьей.
-
Приучать детей творить добрые дела, воспитывая в них милосердие, чуткость, доброту, бескорыстие.
-
Сформировать потребность к познанию себя.
-
Формировать коммуникативную культуру учащихся через общение и развития.
-
Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
-
Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
-
Активная пропаганда здорового образа жизни.
Содержание программы УКС построено с учетом главной цели воспитания – становление личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой, семьей, страной, человечеством. В связи с этим самоуправление в классе для учащихся должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Модель по самоуправлению должна создать условия для развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Разбив учащихся на группы по их способностям, желаниям и возможностям, можно добиться проявления каждого учащегося в деятельности школы, в его больших и малых делах.
Разрабатывая программу УКС, я рассматриваю участие учащихся в самоуправлении классом как фактор их успешной социализации через освоение ими необходимых социальных ролей (гражданин, саморазвивающийся субъект, субъект частной жизни, субъект экономической деятельности, член семьи). В качестве базовой теоретической основы программы УКС я выбрала концепцию социального становления личности (автор Рожков М.И, профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), которая одним из результатов воспитания выдвигает социальную устойчивость, способность адаптироваться и оставаться на собственной позиции. Основным педагогическим способом развития данных качеств и свойств личности ученый называет различные социальные пробы – имитируемые и реальные ситуации, виды деятельности, специально создаваемые педагогом ситуации – проблемы, которые необходимо разрешить ребенку (выполнить действие, принять решение и ответственность за него и т.д.). Самое важное условие – виды проб должны соответствовать возрасту детей, педагогическим функциям учреждения и различным сторонам личности и ее жизнедеятельности, чтобы у ребенка постепенно формировался различный социальный опыт. Пробы могут быть коммуникативными, учебно-предметными, из сфер быта, пробы нравственного выбора, трудовые и т.д. Эти пробы формируют способность учащихся к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах.
Принимая в качестве основы модели концепцию социального становления личности, я также учитывала, что образовательный процесс может обеспечить успешное освоение учащимися значимых социальных ролей с необходимым балансом социального и индивидуального планирования.
-
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ
«МЫ – САМИ!».
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет
(5- 9 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2012-2013 уч.год. – организационный.
2 этап -2013-2015 уч.год. – реализация и развитие системы ученического классного самоуправления.
3 этап -2016 -2017 уч.год. – мониторинг освоения программы.
1.3 2 этап -2013-2015 уч.год. – реализация и развитие системы ученического классного самоуправления:
— анализ и диагностика состояния работы по развитию Ученического самоуправления в классе;
— формирование общественного мнения о значимости и необходимости Ученического классного самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов Ученического самоуправления;
— изучение общественного мнения о возможной программы Ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
— организация учебы актива учащихся и педагогов.
1.4 Цель: создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку
Задачи воспитательной работы в классе:
-
воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе и в школе;
-
формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;
-
развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к участию в предметных декадах, к выполнению общественных поручений, через участие в творческих проектах, выставках, конкурсах;
-
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов;
-
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Большинство из родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета.
Задачи духовно-нравственного воспитания и развития.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся являются:
1) формирование основ нравственного самосознания личности, то есть способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
2) осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
3) формирование патриотизма и гражданской солидарности, основанной на духовных отечественных традициях;
4) формирование эстетических ценностей;
5) формирование отношения к семье как основе российского общества;
6) формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
7) формирование осознанного и уважительного отношения к вере и религиозным убеждениям.
Раздел № 2
2.1 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
______________________________________
1. Количество учащихся — _____ чел.
2. Количество:
Девочек – ______ чел.
Мальчиков – _____ чел.
3. Возраст (год рождения):
Девочек 2001 чел., 2002 чел.,
Мальчиков 2001 чел., 2002 чел.
4. Состав семей:
Неполные | Опекаемые | Единственный ребенок в семье | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Жилищные условия:
Проживают в коммунальных квартирах –______ чел.
В отдельных квартирах — _______ чел.
Арендуют жилье – ________ чел.
В загородных домах – _______ чел.
6. Образовательный уровень родителей:
Мать | Отец | |
Высшее образование |
|
|
Средне – специальное |
|
|
Неполное среднее |
|
|
Среднее |
|
|
Имеют ученую степень |
|
|
7.
«Группа риска»:
а) на учете в ОДН _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) на внутришкольном учете ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) группа риска _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Дети-инвалиды в семье
9.Неблагополучные семьи:
а) родители пьют _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
б) не оказывают должного внимания воспитанию ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) не справляются с воспитанием __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дети – надомники ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Родители-инвалиды _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Малообеспеченные семьи ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Количество учащихся, входящих в группу риска, склонных к правонарушениям: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Национальный состав класса:
Количество | |
Русские |
|
Армяне |
|
Аварцы |
|
|
|
|
|
|
|
12. Состояние здоровья учащихся:
находятся на индивидуальном обучении –
имеют хронические заболевания –
нарушено зрение –
нарушена осанка –
Листок здоровья
Ф.И. учащихся | Груп — па здо- ровья | Хроничес- кие заболе- вания | Медиц. рекомен- дации | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
21. |
|
|
|
|
22. |
|
|
|
|
23. |
|
|
|
|
24. |
|
|
|
|
25. |
|
|
|
|
26. |
|
|
|
|
27. |
|
|
|
|
28. |
|
|
|
|
29. |
|
|
|
|
30. |
|
|
|
|
-
Характеристика успеваемости класса в учебном году
Качество Успеваемость 100%
-
Уровень воспитанности учащихся
Средние показатели по шкалам:
«Отношение к обществу»
«Отношение к коллективу»
«Отношение к труду»
«Отношение к учёбе»
«Отношение к людям»
«Отношение к себе»
-
Уровень сплоченности и развития классного коллектива
-
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
-
Уровень физического развития и здоровья детей
Уровень физического развития и здоровья детей в классе недостаточный, многие по состоянию здоровья должны заниматься в специальной группе.
-
Руководство классным коллективом и его организация.
Ученики выбирают себе общественное поручение по желанию. Дети с интересом откликались на участие во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Показатели участия класса в жизни школы.
Руководство классным коллективом и его организация.
Ученики выбирают себе общественное поручение по желанию. Дети с интересом откликались на участие во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Показатели участия класса в жизни школы.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
2.2 Работа с отдельными группами учащихся
Задачи | Формы реализации | |
По отношению к учебе | ||
Сильные | Развитие познавательных интересов и способностей. | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе. |
Способные, но нетрудолюбивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов. |
Способные, но неусидчивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Постоянный контроль, беседы, работа с родителями. |
Неспособные, но старающиеся | Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. | Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход. |
Нежелающие учиться | Формирование учебной мотивации. | Строгий контроль. Индивидуальный подход. |
По отношению к общественной жизни | ||
Очень активные | Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. | Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. |
Пассивные, нежелающие принимать участие в общественной жизни | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. | Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. |
По отношению к морально-этическим проблемам | ||
| Определение проблем. Выработка задач. | Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе. |
Отстающие учащиеся и возможные причины отставания в учении
Ф. И. О. | Вид неуспеваемости (кратковременная, временная, устойчивая) | Возможные причины отставания в учении | ||||||||
Отрицательные воздействия семьи и микросреды | Слабое развитие мышления | Низкий уровень навыков учебного труда | Отрицательное отношение к учению | Низкий уровень волевой воспитанности | Значительные проблемы в знаниях | Большая утомляемость | Иные причины | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способные и талантливые учащиеся класса
Ф. И. О. | Область проявления способностей | Баллы (1 – сильно, 2 – выше среднего, 3 — средне) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел № 3
-
Направления воспитательной работы.
1.Гражданско-патриотическое воспитание
-
Организация межпоколенного взаимодействия;
-
Организация краеведческой деятельности;
-
Организация профориентационной работы;
-
Организация туристическо-экскурсионной деятельности;
-
Организация экологического всеобуча.
идеи:
— формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
— поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
— стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
— понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
цели:
— воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
— формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальности ее культуре, языку, традициям и обычаям;
— признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Содержание работы:
— изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
— организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правого поведения;
— формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
— изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
— развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
— организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
— создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
— посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
— демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
— поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и патриотизм;
— активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.
Традиционные мероприятия
— встреча с представителями разных профессий « Моя профессия приносит пользу, потому что…»
— акции милосердия « Протяни руку помощи» . « Рождественский подарок другу»;
— волонтерский проект «Спасибо ДЕДУ за Победу»,
— акция «Красная гвоздика»
— конкурс патриотической песни;
— посещение краеведческих музеев города, области, страны
-трудовые десанты
2.Нравственно-духовное воспитание
-
Организация нравственного просвещения;
-
Организация приобщения к культуре народов РФ;
-
Организация формирования культуры толерантности;
-
Организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.
идеи:
— принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
— предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
— воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
— осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
— практическое применение нравственных знаний и умений;
— проекция сегодняшнего, нравственного облика на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
цель:
— воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Содержание работы:
— разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
— ответственности за свои поступки;
— создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
— поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
Традиционные мероприятия
-праздники дружбы и товарищества в параллели;
— аукционы доброты;
— акции помощи ветеранам, больным людям, детям в детских домах и интернатах;
— праздники сюрпризов «Для тех, кто рядом с нами»;
— конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»;
— праздники в моей семье «Кухня», «Традиции».
3. Интеллектуальное воспитание
-
Организация развития техносферы в образовательных учреждениях;
-
Организация повышения мотивации к научным исследованиям;
-
Организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.
Главные идеи:
— учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
— формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
— интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей»
— воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
— здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Содержание работы:
— изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;
— формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
— развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
— развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
— создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий»
— стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении»
— всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления.
Традиционные мероприятия
— часы общения, тренинги, беседы ( «Я расту, я умнею», «Школьные тайны. О школьных успехах моих родителей и обо мне»;
— выставки-аукционы «Мои достижения»;
— общешкольные и районные олимпиады;
— конкурс олимпиадных работ и проектов в научном обществе « Творческий потенциал России.» и других.
4.Здоровьесберегающее воспитание
-
Организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
-
Развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;
-
Развитие условий для занятий физической культуры и спорта.
идеи:
— сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
— образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
— экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
— социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
— воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
— стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
цель:
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Содержание работы:
— изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;
— изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях спортом и физкультурой;
— разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
— учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
— всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;
— поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
— привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.
Традиционные мероприятия
— конкурсы на лучшего спортсмена в классе;
— городские спортивные игры;
— школы спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями, повторение рекордов великих спортсменов);
— спортивные игры «Папа, мама, я – спортивная семья»;
— викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);
— интерактивные игры (например, «Азбука здоровья»).
Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.
Тема занятия. | Содержание. | |
1. | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра «Самоуважение и самоутверждение». Способы повышения самоуважения. |
2 | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра «Самоуважение и самоутверждение». Связь самоуважения и здорового образа жизни. . (занятия-практикумы) |
3. | Анатомические и физиологические аспекты курения. | Анкета «Что вы знаете о вреде курения». Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека. |
4. | Физиологические последствия курения. | Эксперимент: «Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения». |
5. | Курение как угроза здоровью. | Анализ исследовательской деятельности учащихся: «Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин». |
6. | Кратковременные и длительные последствия курения. | Анализ результатов исследовательской деятельности: «Кратковременные и длительные последствия курения». |
7. | Вы рискуете своими лёгкими. | Игра-шоу. |
8. | Портрет курильщика. (занятие-практикум) | Анкета «Портрет курильщика». Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения. |
9. | Кого же обвинить и как нам быть? | Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения. |
10. | Пьянство и алкоголизм — явления безнравственные | Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование. |
11. | Человек, продли свой век! (игра-представление) | Анкетирование. Анализ результатов анкетирования. |
12. | Правильное питание: режим, продукты. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение «Мышка без норки». Защита фантастических проектов. Заключительное слово. |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение «Самоописание». Упражнение «В мастерской скульптора». Упражнение «Теперь и потом». |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Игра — драматизация на куклах. Групповое обсуждение «Подумай о других». |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение «Сыграем спектакль». Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова «Ум полководца». Обсуждение пословиц. |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение «Конкурс ораторов». Упражнение «Невербальная коммуникация». Упражнение «Мощная бомбардировка». |
5.Социокультурное и медиакультурное воспитание
-
Организация предупреждения социальной агрессии и противоправныой деятельности;
-
Организация интернационального воспитания;
-
Организация профилактики экстримизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
идеи:
— формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками;
— передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
— воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости, искренности в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Содержание работы:
— изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в школе;
— изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
— качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
— учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке мероприятий;
— поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
— демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
— соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
— соблюдение эстетических и этических норм проведения внеклассных мероприятий любого уровня.
Традиционные мероприятия
— праздник взросления;
— конкурс знатоков традиций своей страны;
— путешествие в мир музыкальной культуры.
— уроки толерантности
— митинг « Боль Беслана»
6.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
-
Организация знакомств со спецификой различных профессий;
-
Организация повышения мотивации к обучению;
-
Организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.
-заочные экскурсии « Мир профессий»
-тренинг «Память человека»
7.Культурологическое и эстетическое воспитание
-
Организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
-
Развитие эстетического воспитания;
-
Создание условий для посещения музеев, выставок и др.
-заочная экскурсия по музеям
— экскурсия
-оформление классного уголка
8.Формирование коммуникативной культуры
-
Организация повышения уровня межкультурной коммуникации;
-
Создание условий для безопасной коммуникации;
-
Организация риторической компетентности обучающихся;
-
Создание условий для развития школьных средств массовой информации.
Цель:
Освещение жизни школы и класса и деятельности по реализации ученического самоуправления.
Задачи:
— овладение навыками журналистского мастерства;
— создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся через стенную печать и сотрудничество с районной газетой.
Функции и дела:
— выпуск газет;
— смотры – конкурсы плакатов, рисунков, проведение информационных линеек;
— размещение статей учащихся в газете;
— участие в оформлении проводимых в школе мероприятий;
— подводит итоги конкурсов плакатов, рисунков, газет и определяет победителей;
9 .Правовое воспитание и культура безопасности
-
Организация повышения правовой грамотности обучающихся;
-
Создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
-
Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
цель : формирование правовой культуры учащихся.
задачи :
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
— уважать и соблюдать права и законы;
— жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
— быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Содержание программы:
Тема | |
Правила поведения | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» |
Я- гражданин | Беседа «Гражданин и обыватель» |
Административная и уголовная ответственность | Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» |
Асоциальное поведение | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» |
Знать | Уметь | |
7 | понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на дороге информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних | осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; не создавать криминальных ситуаций на дороге
|
Тематика лекций для родителей:
Тема | |
7 | Как уберечь подростка от насилия? |
10 .Экологическое воспитание
-
Организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;
Создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания
Задачи и принципы:
Формирование у учащихся системы научных знаний о процессах и результатах взаимодействия человека, общества и природы.
Формирование экологически-ценных ориентаций, норм и правил в отношении к природе.
Формирование умений и навыков по её изучению и охране.
Направления экологического воспитания:
Формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействие.
Экологическое просвещение. Изучение литературы.
Изучение экологических проблем (школы, страны, мира). Связь с социосферой, (управления города, реакция газет, музеи, библиотеки)
.
Формы работы
(Проектирование экологических воспитательных дел):
Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.
Трудовые десанты.
Озеленение школьного двора.
Уход за школьными клумбами.
. Презентация информационно-познавательных программ по экологии.
Школьная операция «Хозяин» (утепление кабинета, ремонт).
Охранные походы в природу.
Экологические праздники «День Земли», «День воды».
Экологические экскурсии.
Лекторий для родителей и детей «Антиникотиновое воспитание».
Операции «Зелёная аптека», «Лечебное лукошко».
Санитарные уборки леса. Экологическая игротека (викторины на природоведческие темы, КВН «Братья наши меньшие» и др.).
3.2 Традиции класса.
1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
3.Совместные праздничные чаепития с играми, конкурсами, загадками.
3.3 Законы жизни в коллективе.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.
3.4 Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.
1. Неформальное взаимодействие.
2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.
3.5 Система коллективных творческих дел (КТД).
-
КТД «Снова скажем мы друг другу «Здравствуй!».
-
КТД «Спасибо вам, учителя!».
-
КТД «Письмо в будущее».
-
КТД «Расскажи мне обо мне».
3.6 Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг).
-
Изучение условий проживания школьников.
-
Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
-
Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
-
Оценка удовлетворенности обучением в школе.
-
Оценка (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
3.7 Профилактическая и коррекционная работа.
-
Рассаживание и пересадка обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.
-
Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (утепление кабинета, оклейка окон, проветривание кабинета).
-
Организация дежурства по классу и по школе.
-
Организация генеральных уборок класса и территории школы.
-
Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
-
Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.
РАЗДЕЛ № 4 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
4.1 Родительский комитет класса
Ф.И.О. | Место работы |
Телефон |
Поручение
| |
1. |
|
|
|
председатель |
2. |
|
|
| секретарь |
3. |
|
|
| заместитель председателя |
4. |
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
Содержание взаимодействия — забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
-
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
-
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
-
изучение условий семейного воспитания
-
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания:
-
беседы,
-
анкетирование родителей,
-
сочинения и рисунки учащихся о семье,
-
конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»,
-
деловые игры с родителями,
-
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
-
проведение родительских собраний с применением ИКТ.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.
индивидуальная работа по коррекции поведения ;
творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам;
ведение тетрадей индивидуального развития.
4.2 Таблица взаимодействия и формы работы с родителями.
Задачи | Формы работы | |
1. | учителями-предметниками: | |
| совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих учеников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. | включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. |
2. | психологом | |
| изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро — и макросоциум; координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку; анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников; помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии; координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса. регулирование межличностных отношений между обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
| Диагностика индивидуального развития школьников изучение рейтинга собраний среди родителей. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель. Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости). |
3. | педагогами дополнительного образования | |
| расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения; поддержка допрофессиональной подготовки учащихся. | включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей. стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей; ведение портфолио учеников и класса
|
4. | заместителем директора по воспитательной работе | |
| привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др. | организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях |
5. | библиотекарем | |
| Изучения отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. | сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг). Расширение круга чтения учеников
|
6. | медицинским работником | |
| забота о здоровье | изучение особенности развития детей; выяснение наследственных и хронических заболеваний детей; ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании. |
7. | родителями | |
| обеспечение связи школы с семьей; изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
сотрудничество с семьей в интересах ребенка; формирование общих подходов к воспитанию; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей; совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; выработка близких по сути требований; организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии; создание благоприятного климата в семье; психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами. | Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); Работа родительского комитета; совместные мероприятия; изучение информации о наклонностях учеников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. оказание помощи в воспитании; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование. привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах. |
4.3. Формы работы с родителями.
Обращайтесь с детьми, как с цветами. Пусть растут естественно. Только вместо воды и удобрений давайте детям вволю любви. И никогда не может быть чрезмерной… терпеливость. Любовь и терпение — вот, что помогает ростуРодительский комитет
Психолого-педагогический консилиум
Тематические классные собрания
Родительская конференция
Собрания по параллелям
Консультации
Психолого-педагогический семинар
Итоговые родительские собрания
Совместные собрания
ФОРМЫ РАБОТЫ
День открытых дверей
Посещение уроков родителями
Выставка творческих работ
Родительские рейды
Посещение семей совместно с инспектором
Совет профилактики
Совместные праздники
Совместные КТД
4.4. Карточка семьи.
1. Ф. И. учащегося __________________________________________
2. Ф. И. О. родителей _______________________________________
__________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст, род занятий _____________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
4. Возраст родителей: (дата рождения)
Отец ______________
Мать ______________
5. Образование родителей, специальность, место работы, должность
_______________________________________________________________________________________________________________________________
6. Уровень педагогической культуры (высокий, средний, низкий):
Отец _______________
Мать _______________
7. Увлечения родителей ______________________________________
8. Педагогическая целесообразность уклада семейной жизни (благоприятная, противоречивая, неблагоприятная) __________________________
9. Особенности семьи, которые необходимо учесть школе при воспитании ребенка _________________________________________________
10. Уровень нравственной воспитанности ребенка (школьника)
_________________________________________________________
11. Уровень успеваемости ребенка _____________________________
12. Индивидуальные особенности ребенка _______________________
13. Замеченные недостатки в семейном воспитании _______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Глубокое изучение семей учащихся дает возможность определить основные пути педагогического сотрудничества с родителями каждого школьника, спланировать эту работу более эффективно, целенаправленно, с учетом особенностей и возможностей каждой семьи.
В связи с этим условно семьи классифицируются по уровню педагогической культуры родителей и педагогической целесообразности уклада семейной жизни.
-
Тематика родительских собраний в 7 классе
№ 1 Родительское собрание в 7-м классе по теме: «Особенности подросткового возраста»
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.
Задачи:
-
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
-
Найти пути преодоления подросткового кризиса;
-
Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Цитаты для обсуждения:
-
Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи
-
Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л.С.Выгодский
-
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
-
Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский
Материал: результаты диагностики, герб семьи.
Ход (по плану)
-
Анализ учебных достижений учащихся класса.
-
Знакомство родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
-
Психолого-педагогическое просвещение: “Взять сторону подростка”.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой…”, “Мне нравится, как ты…”, “Ты, конечно, справишься…”, “Как хорошо, что ты у нас есть…” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Обсуждение организационных вопросов.
Памятка для родителей.
Правила поведения для родителей:
-
Дайте свободу.
-
Никаких нотаций.
-
Идите на компромисс.
-
Уступает тот, кто умнее.
-
Не надо обижать.
-
Будьте тверды и последовательны.
№2 Родительское собрание в 7-м классе «Семейные ценности в современном обществе»
Вид: родительское собрание (с привлечением учащихся класса)
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум
Тип: интеллектуальная игра (2 команды родителей и 2 команды учащихся)
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях в современных семьях
Задачи:
-
Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
-
«Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей;
-
Показать важную роль ценностей в каждой семье;
-
Создать ситуацию успеха каждой семье;
-
Сплочение родительского и детского коллектива;
Участники: классный руководитель, родители и учащиеся класса
Оборудование:
-
Проектор, мультимедийная презентация
-
Подбор песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Семейный альбом», «Погода в доме», «Мама, милая мама»)
-
Необходимое оборудование для демонстрации притчи (кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода и соль)
-
Для работы в группах: ручки, листы бумаги, бумага с липким краем
Ожидаемый результат:
создание условий для:
-
более тесных взаимоотношений родителей классного коллектива и учащихся класса;
-
оказания позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
-
формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения «чужого» взрослого;
-
Самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции,
-
Формирование навыков работы в группах.
Предварительная работа
-
Творческая группа детей совместно с классным руководителем готовит приглашения на родительское собрание.
-
Дети и родители получают предварительное задание (за 2 недели) приготовить фильм, клип, презентацию или рассказ о традициях, праздниках и обычаях своей семьи.
-
Создание презентации классным руководителем «Семейные ценности в современном обществе», разработка плана-конспекта родительского собрания.
-
Изготовление наглядного материала (карточки, высказывания), украшение класса надувными шарами.
Ход собрания
Собрание проходит в классе. Дети и родители рассаживаются по группам (всего 4 группы – 2 группы родителей и 2 группы учащихся), определение группы идет путём вытягивания жетона. Во время рассаживания участников собрания звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом, начало начал».
Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые родители и ученики! Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)
Слайд 2. Приложение 1.
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
— Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
(В это время учащиеся первой группы заполняют чашу – камнями. Классный руководитель задаёт этот же вопрос всем собравшимся)
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
— Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
(Учащиеся второй группы заполняют чашу, вместо гальки – фасоль)
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
(Первая группа родителей заполняет чашу песком)
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
— Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
(Вторая группа родителей заполняет чашу водой)
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
— Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
(Классный руководитель демонстрирует заполнение чаши солью)
Один очень милый студент встал и сказал:
— Нет, профессор, он еще не полон.
— А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.
(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения родителей и учащихся)
Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?
Конечно, всем было очень интересно.
— Что ж, — сказал он, — моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».
Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течении нашей с Вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером
Основная часть
Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему.
И мне хотелось бы начать наше собрание с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» ( группы учащихся и родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Идет работа в группах, родители и учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске. Фото в приложении)
Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова
Слайд 3. Приложение 1
— Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать (внимание на слайд)
Слайд 4. Приложение 1
— Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
Слайд 5. Приложение 1
— Они тоже бывают самыми разнообразными (Далее классный руководитель кратко проговаривает о каждой из семейных ценностей, которые прописаны на слайде)
— Но сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…
— Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод-определение на слайде)
Слайд 6. Приложение 1
— С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.
Накануне родительского собрания дети получили задание, точно так же как и родители, написать, рассказать или составить презентацию о своих семейных традициях, праздниках и обычаях, но не все откликнулись на призыв. Я не думаю, что в этих семьях нет никаких традиций, по-видимому, дети просто никогда не задумывались, а что же такое семейная традиция. Ну а родители, просто видимо в силу своей занятости, тоже не все справились со своим домашним заданием. Но все же вот что получилось. Вашему вниманию предоставляется (презентации детей) «Традиции семьи глазами детей»(Всего было представлено 8 презентаций и 2 музыкальных мини-фильма)
— Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Слайд 7,8 . Приложение 1
Строительство дома из основных понятий на доске ( на стене вывешены основные семейные ценности)
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.( Родители и учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь родителей, идет беседа-рассуждение). Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья это собирательный элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран…(Появляются определения терминов – задача родителей, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Слайд 9. Приложение 1.
Слова красным шрифтом, появляются только после того, как группой был найден соответствующий термин
Слайды 10-21. Приложение 1.
После того, как солнышко построено делается вывод
Слайд 22 . Приложение 1.
— Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
— Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности не сравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. (За несколько дней до родительской встречи, классным руководителем было проведено мини-анкетирование, среди учащихся класса, педагогов школы. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья? Полученные ответы были зачитаны в ходе родительской встречи, и вывешены на доску в виде зелёной травы – в это время идет музыкальное сопровождение – песня «Погода в доме» Л.Долиной)
Полученные ответы (были зачитаны и размещены на доске в виде зелёной травы):
-
Семья – это, где тебя любят
-
Семья – это души огонёк
-
Семья – это близкие люди
-
Семья – это вера, надежда и любовь
-
Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту
-
Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен
-
Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут
-
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение
-
Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть
-
Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках
-
Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой
-
Семья – это самое ценное, что есть у нас
-
Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.
(обращение к родителям)
— Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, — это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети — это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в наших детях.
Подведение итога
— Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»: « Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Слайд 23. Приложение 1
— И в завершении нашей первой части встречи предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку (Слайд 24. Приложение 1) и от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.(Каждая команда получает лист с началом сказки, в течении 3 минут необходимо дописать продолжение). Идёт обсуждение полученных ответов
Вывод: Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине…
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д . Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
Слайд 25. Приложение 1
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
ЗАМЕСТИТЕЛИ по направлениям:
Отечество -патриотизм, краеведение
Личность- саморазвитие, самосовершенствование
Земля — экология, благоустройство школы, уважительное отношение к труду
Культура — этика, эстетика
Знания- образовательный процесс
Семья — работа с родителями, быт
Здоровье — спорт, здоровый образ жизни
Беседы по ПДД
№ ФИО Беседы Дата и тема беседы ФИО
Беседы по технике безопасности
№ ФИО Беседы Дата и тема беседы ФИО