Ткач Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Утверждаю: Согласовано (одобрено):

Директор муниципального на заседании

общеобразовательного учреждения, педагогического совета

средняя общеобразовательная школа №2 протокол № _____

_______________ М.В.Корнелюк «___» ___________2012 г.

«___» _______________2012 г.

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 2 г. Вяземского

Протокол № ____ от «__» ____ 2012 г.

Руководитель МО _________________

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к курсу учебного курса

«Край, в котором я живу»

1-а класс

(внеурочная деятельность)

Программу разработала

учитель начальных классов

Ткач Наталья Викторовна

Второй квалификационной категории

— 2012 –

Пояснительная записка.

Конкретизация общих целей начального общего образования с учетом специфики учебного курса. Учебный курс «Край, в котором я живу» направлен на :

  • создание педагогических условий обеспечивающих обретение ребенком основ духовно-нравственной гражданской идентичности;

  • принятие младшими школьниками национальных и общечеловеческих ценностей;

  • знакомство ребенка с жизнью и деятельностью различных представителей гражданского общества г. Вяземского , Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;

  • установление на уровне классного коллектива демократического школьного уклада;

  • обретение ребенком желания и способности к участию в конструктивном социальном партнерстве и добровольчестве;

  • достижение обучающимися к окончанию начального общего образования, заявленных в ФГОС НОО, личностных, метапредметных и предметных результатов по области обществознание.

Общая характеристика учебного курса.

Учебный курс «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.

Учебно-методический комплекс к курсу состоит из рабочей программы, методических пособий для учителей, учебно-игровых пособий для учащихся: «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник, 1-2 части» (3-4 классы).

Учебно-игровые пособия составлены с учетом возрастных особенностей младших школьников и гигиенических требований к учебным пособиям для начальной школы, содержат различные учебно-игровые задания, направленные на обретение детьми основ духовно-нравственной гражданской идентичности.

Пособия являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность младших щкольников во время учебного занятия и дома. Каждое пособие по окончании учебного года превращается в альбом воспоминаний о своем первом классе1, книгу о своей семье и городе, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока, Отечества2

Методические пособия уточняют целевые установки учебных занятий, содержат примерный план проведения учебных занятий, описание тренингов и игр для младших школьников и рекомендации к их проведению, дополнительную информацию, возможную для использования во время учебного занятия на бумажных и электронных носителях. Методическое пособие включает в себя раздел рассказывающий о системе мониторинга личностного развития младшего школьника.

Программа курса составлена с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от 23. 01. 2002 г. «Об утверждении новой редакции ХКК ГОС образовательной области «Обществознание»).

Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов: «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник» (3-4 классы). Содержание для каждого раздела распределено по темам.

Учебный курс предназначен для начальных школ (1–4 кл.) Хабаровского края.

Место учебного курса в учебном плане учреждения.

Способ реализации содержания программы учебного курса для каждого конкретного набора или детского коллектива (класса) определяется Учреждением самостоятельно. Программа учебного курса может реализовываться

  • отдельным предметом (один час в неделю со 2 по 4 классы), если часы на ее реализацию берутся из «части, формируемой участниками образовательного процесса»,

  • интегрировано в рамках «Окружающего мира» с 1 по 4 классы, как возможность дополнить учебный материал федерального уровня региональными особенностями жизнедеятельности людей,

  • интегрировано в рамках «Окружающего мира» и через часы внеурочной деятельности в 1 классе и далее как отдельный предмет из часов, отнесенных к части формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 класса (по одному часу в неделю).

  • через часы внеурочной деятельности в виде занятий клуба, внеклассную работу и т.д.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д.

Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей.

Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.

Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.

Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников.

Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты младших школьников

Первый раздел

«Я – ученик»

Раздел рассчитан на освоение младшими школьниками в первом классе.

Личностные результаты младших школьников: восприятие младшими школьниками себя субъектами общественных отношений, овладение готовыми социальными программами общения и поведения, направленными на поддержание бесконфликтного общения школьников в условиях детского коллектива класса. Обретение способности к пассивному партнерству на основе уважения к человеку, терпимости, доверия, дружбы, взаимовыручки.

Метапредметные результаты младших школьников:

  • познавательные: овладение навыками самопознания, начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • регулятивные: обретение навыками самоопределения и самоорганизации на уровне жизнедеятельности детского коллектива класса. Обретение умения слышать и слушать собеседника, сопереживать за него. Способность видеть опасность социального конфликта. Готовность и способность детей излагать свое мнение;

  • коммуникативные: наличие навыков соуправления и соорганизации на уровне жизнедеятельности детского коллектива класса.

Предметные результаты младших школьников:

знакомство первоклассников со школьным сообществом, историей школы и правилами поведения, основами управления жизнью и деятельностью школьного сообщества, основами безопасной жизнедеятельности детей в школе.

Календарно-тематическое планирование.

1 класс.

п/п

Тема урока

страницы

дата

1.

Давайте познакомимся

С.4-5.

2.

Кто я? Кто мы?

С.6-9

3.

Заливается звонок, начинается урок.

С.10-11

4.

Мы — школьники

С.12-13

5.

Режим дня (или как всё успеть)

С.14-15

6.

В гостях у светофора

С.16-17

7.

Мы ученики.

С.18-18

8.

Школьный портфель

С.20-21

9.

Мы – первоклассники.

С.21-23

10.

Наш красивый школьный дом

С.24-25

11.

Школьный бюджет

С.26-27

12.

Наш учебный кабинет

С.28-29

13.

Экскурсия в школьный медкабинет

С.30-31

14.

О правилах школьного поведения

С.32-33, 64

15.

Внимание: чрезвычайная ситуация

С.34-35

16.

Скоро в школе Новый год

С.36-39

17.

Прогулка в школьную библиотеку

С.40-43

18.

Мы такие разные

С.44-45

19.

Наш класс- семья

С.46-47

20.

Наши школьные будни и праздники

С.48-51

21-22

Как жить в мире с другими?

С.52-53

23.

Ура, каникулы!

С.54-55

24.

Что такое история?

С.56-57

25.

История нашей школы

С.58-

26.

История нашего класса

С.59

27.

Подарок будущим первоклассникам

С.60

28.

Наши школьные успехи

С.61

29.

Скоро лето!

С.62-63

30.

До свидания, первый класс!

С.64

1 Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.

2 Посмитная С.Л. «Я — дальневосточник». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here