Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск »

МОУ «Гимназия №1»

Программа

деятельности

объединения старшеклассников

«Ювентус»

(обучающихся 8-11 классов)

Авторы: Блинкова Н.Н

Федяева И.Г.

Пояснительная записка.

Объединение старшеклассников гимназии «Ювентус» – добровольное объединение гимназистов 8-11 классов.

Совместно с детскими объединениями гимназии «Сибирячок» и «Швамбрания» входит в состав Детской общественной организации «Союз детских объединений Саянска» — отделения Общественной организации Иркутской области «Федерация детских организаций». (Постановление Совета общественной организации Иркутской области «Федерация детских организаций»: «Об учреждении отделения» 30.11.2001года).

Работа объединения строится в соответствии с Уставом общественной организации Иркутской области «Федерация детских организаций». (Устав утверждён Конференцией общественной организации Иркутской области «Федерация детских организаций». Протокол №1 от 15.05.1999 года. Зарегистрирован Управлением юстиции администрации Иркутской области 30.06.1999г. Свидетельство о регистрации №2001г.) на основе Положения о детских объединениях гимназии.

Основная цель деятельности детского объединения

  • Содействие духовно – нравственному, творческому развитию детей и их социальному становлению, защита прав и свобод членов организации.

  • Содействие развитию и повышению роли в обществе детского движения в целом

Основные задачи деятельности детского объединения:

  1. Воспитание активной жизненной позиции учащихся

  2. Воспитание учащихся на лучших традициях гимназии

  3. Создание условий для самореализации учащихся

  4. Воспитание культуры общения

Цели и задачи программы.

Цель: Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

  1. Создать условия для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации обучающихся в обществе, их социализации и личностного развития.

  2. Способствовать развитию ученического самоуправления через работу общегимназических советов.

  3. Формировать основы организаторской деятельности учащихся.

  4. Использовать активные и интерактивные формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей обучающихся.

  5. Способствовать организации коллективной познавательной, культурной и спортивной деятельности.

Концептуальные подходы и актуальность программы

Проблема организации подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный подросток взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное внеурочное время обучающихся, подчас даже без их желания, заполняется негативными факторами, а именно сложными отношениями с родителями или влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации и т.д. Ребёнок организует своё свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Необходимо направить деятельность подростков в положительное конструктивное русло, что и определяет её актуальность.

Данная программа является составной частью Программы воспитания гимназистов, направленной на создание благоприятных условий для развития воспитательного потенциала гимназии в целях становления у подрастающего поколения гуманистических идеалов.

Содержание данной программы строится на идее совершенствования ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

 Цель ученического самоуправления — создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Участие в самоуправлении формирует у обучающихся самостоятельность, инициативность, ответственность.

В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую В.А.Сухомлинский определил, как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.

В основе теоретической концепции педагогики объединения старшеклассников “Ювентус” лежит коллективное творческое воспитание, где коллективно-творческая деятельность (КТД) – одна из самых распространенных форм организации совместной деятельности взрослых и детей. КТД придумал ленинградский педагог И.П. Иванов. В их основе лежат “четыре сами”: сами придумываем; сами организуем; сами проводим; сами анализируем.

Основное средство сплочения коллектива — совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни Иванов И.П., автор коммунарской методики — методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов.

Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий.

Основными принципами программы являются:

Принцип культуросообразности.

Осуществление содержания программы на основе общечеловеческих ценностей, формирование национального самосознания и внутренней потребности личности в совершенствовании

Принцип личностной ориентации.

Содержание программы предусматривает учет индивидуальности ребенка в реализации всех видов деятельности.

Принцип креативности (творчества).

Самореализация детей в творческой обстановке и при участии творческого педагога.

Принцип демократии.

Единство, равноправие и сотрудничество педагогов и воспитанников в реализации содержания программы.

Основное содержание программы

Деятельность объединения старшеклассников выстраивается в соответствии со структурой:

Совет объединения старшеклассников «Ювентус» является приоритетным ученическим органом соуправления гимназией. Председатель Совета объединения старшеклассников «Ювентус» имеет приоритетное право на соуправление жизнедеятельностью образовательным учреждением со стороны учащихся.

Полномочия председателя Совета объединения старшеклассников «Ювентус»:

    • является главой ученического коллектива гимназии,

    • воплощением современного, образованного, культурно развитого, политически грамотного лидера,

    • лицом ученического коллектива.

Права и обязанности.

Члены о/с “Ювентус” имеют право:

— Принимать активное участие в планировании воспитательной работы гимназии, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения КТД в гимназии.

— Иметь свой пресс-центр, свою символику.

— Составлять отчеты о работе советов и принимать по ним необходимые решения.

— Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся гимназии перед педагогическим или родительским советом.

— Проводить различные КТД внутри Совета о/с“Ювентус”.

Члены о/с “Ювентус” обязаны:

— Принимать активное участие в деятельности объединения.

— Быть опорой старшим товарищам-педагогам в делах гимназии и класса.

— Доводить до сведения педагогов и учащихся гимназии решения Совета “Ювентуса”.

Лидер объединения старшеклассников “Ювентус”:

— обеспечивает эффективное руководство ученическим самоуправлением Гимназии;

— организует систематический контроль качества деятельности общегимназических советов “Ювентуса”;

— планирует и проводит коллективно-творческие дела “Ювентуса” в соответствии с годовым планом работы;

— организует систематическую работу по популяризации имиджевой символики объединения и Гимназии;

— совместно с учителями-предметниками, классными руководителями организует детей на активное участие в гимназических, городских, областных мероприятиях;

— создает в объединении благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

Руководителем-консультантом каждого Совета является представитель педагогического коллектива или член Административного совета, который организует обучение представителей ученического самоуправления.

Члены административного совета гимназии:

— создают условия для совершенствования модели само- и соуправления в Гимназии;

— осуществляют систематический контроль качества воспитательного процесса, деятельности объединения старшеклассников “Ювентус”.

Учителя-предметники:

— содействуют гражданско-патриотическому воспитанию через подготовку КТД;

— организуют деятельность общегимназических советов “Ювентуса”.

Классный руководитель:

— ведет работу по формированию органов ученического самоуправления в классе;

— тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения.

Руководитель музея:

— проводит просветительную работу с членами объединения “Ювентус” по истории РФ и МОУ “Гимназия № 1”;

— устанавливает и поддерживает связи объединения с городским советом ветеранов;

— координирует работу Совета музея.

Основными формами работы педагогов с органами ученического самоуправления являются: беседы, лекции, конференции, диспуты, встречи с деловыми и интересными людьми, “круглый стол, “круг общения”, деловые ролевые, ситуационные игры, вечера отдыха, конкурсы. Творческие задания и коллективная творческая деятельность.

Ювентус” – символическое название. В переводе с греческого языка – “молодость, сила”.

Объединение старшеклассников «Ювентус» состоит из гимназистов 8-11 классов. Высшим органом ученического самоуправления в Гимназии является Конференция ученического самоуправления, проводимая не менее 2 раза в год. На первой Конференции выбирается председатель Совета “Ювентуса”, рассматриваются и принимаются стратегические управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на учебный год. На последующих Конференциях заслушиваются отчеты классов, общегимназических Советов о проделанной работе, подводятся итоги деятельности объединения старшеклассников «Ювентус» за год.

Результат работы объединения старшеклассников «Ювентус» отражается в рейтинге участия классных коллективов в объединяющих мероприятиях, по итогам которого выявляется “Лучший класс” учебной четверти и года.

Работа объединения старшеклассников “Ювентус” строится на основе деятельности постоянно действующих органов ученического самоуправления. Учащиеся – старшеклассники принимают участие в традиционных праздниках, объединяющих воспитательных мероприятиях, познавательных игровых программах, интеллектуальных играх: Осенняя ярмарка, посвящение в НОУ “Интеллектуал”, День дублера (ко Дню Учителя и Дню 8 Марта), День Гимназии (с посвящением в члены “Ювентуса”), Новогодние праздники, День защитника Отечества, Дни Здоровья (2 раза в год), День Св.Валентина, Мисс Гимназия, Ученик года, “Знаешь ли ты Закон?”, День Победы, Звезды года, Последний звонок.

Совершенствование корпоративной культуры гимназистов — одна из главных задач воспитательной работы. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.

Это направление предполагает решение следующих задач:

— воспитание обучающихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением;

— воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой, государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей.

Традиционно День Гимназии (19 октября) и Конференция объединения старшеклассников “Ювентус” начинаются с выноса флага Гимназии, флага РФ, флага Иркутской области, со звучания гимна РФ. Лучшим гимназистам — членам объединения “Ювентус”, предоставляется право сфотографироваться рядом с гимназическими и государственными символами. По итогам деятельности объединения “Лучшему классу” полугодия и года вручается переходящий вымпел объединения “Ювентус”, который они должны беречь и хранить до подведения очередных итогов работы класса.

Органы ученического самоуправления Гимназии представлены пятью общегимназическими Советами. Каждый Совет (отдел) имеет положение своей деятельности и циклограмму заседаний. Руководителями общегимназических Советов являются педагоги Гимназии. Каждый учащийся самостоятельно делает выбор, согласно своим интересам, в каком Совете будет работать.

Сфера деятельности

общегимназических и классных советов ученического самоуправления

Совета учебного

Обеспечивает совместно с классными руководителями, учителями-предметниками дисциплины, посещаемости занятий, системного ведения дневников, успешное обучение по предметам, участие учащихся в учебной и неучебной деятельности.

Информационно-библиотечного совета

Организует устную и письменную информацию и жизни гимназии.

Организует художественное оформление гимназических мероприятий.

Организует выпуск гимназической газеты «Зеркало». Организует работу по сохранности библиотечного фонда, учебников (проведение рейдов сохранности учебников, художественной литературы).

Организует выставки новинок литературы, тематические выставки.

Совета досуга и шефской помощи

Организует проведение гимназических праздников, конкурсов, концертов, выставок, фестивалей, встреч с интересными людьми.

Организует досуг обучающихся.

Координирует работу творческих групп по подготовке и проведению коллективных творческих дел. Организует работу с младшими классами: весёлые перемены, праздники классного коллектива.

Помогает подшефным в подготовке и проведении общегимназических конкурсов, соревнований.

Совета музея

Организует работу по гражданско-патриотическому направлению.

Координирует работу классных поисковых групп.

Ведёт учёбу лекторских групп.

Взаимодействует с Советом ветеранов микрорайона.

Совета физкультуры

Организует спортивн-оздоровительную работу в гимназии.

Организует тематические ме5сячники военно-патриотической направленности.

Организует и привлекает к участию в городских, областных, региональных спортивных и военно-спортивных мероприятиях, соревнованиях.

Совет классных коллективов

Проводит отчётно-выборные и другие классные собрания.

Анализирует деятельность членов ученического самоуправления

Организует работу класса по направлениям деятельности

Собрание классных коллективов

Анализирует и планирует работу класса

Готовит информацию и предложения, отражающие потребности обучающихся класса в вышестоящие органы управления.

Организует работу класса по направлениям деятельности.

Основные мероприятия и КТД объединения старшеклассников “Ювентус” базируются на формировании позитивного отношения гимназистов к ценностям: Человек. Мир, Культура.

ЦИКЛОГРАММА

традиционных воспитательных мероприятий

учащихся МОУ «Гимназия №1»

Сентябрь

1. День Знаний. Праздник первого звонка.

2. День здоровья.

3. Конференция старшеклассников. Сбор ДО «Швамбрания»

4.Фестиваль детских объединений.

5.Осенняя ярмарка

Октябрь

1. Дни Иркутской области. Дни русской духовности.

2.День гимназии. «Виват, гимназия!».

Посвящение в ОС «Ювентус».

3. День учителя. День самоуправления.

4. День открытых дверей гимназии.

Ноябрь

1.Творческие каникулы гимназистов.

2.Семейные праздники. День матери.

3. Познавательные программы правового воспитания.

Декабрь

1. Программы профилактического воспитания

асоциального поведения учащихся.

2.Новогодние праздники. Конкурсы новогодней игрушки,

оформления гимназии, ледовых построек.

Январь

1. Творческие каникулы гимназистов. Рождественские праздники.

2. Конференция старшеклассников. Итоги 1 полугодия.

3.Недели предметных отделений. Интеллектуальный марафон.

Февраль

1. Военно-спортивные соревнования.

2. Программы патриотического воспитания. Встречи с ветеранами

Великой отечественной войны.

3. Праздники, посвященные Дню защитников Отечества.

4. Встречи выпускников.

Март

1. День самоуправления.

2. Праздничные программы, посвященные 8 Марта.

Дни науки и искусства.

3. День здоровья.

4. Творческие каникулы гимназистов.

Апрель

1. Конкурс «Ученик года»

2. Отчёты творческих коллективов.

Выставки. Дни театра. Фестиваль хореографических коллективов.

Май

1. «Великой Победе — слава!». Встречи с ветеранами Великой Отечественной

войны.

2. Конференция старшеклассников.

Итоги учебного года.

3. Городской Фестиваль детских объединений.

4. Звезда года — лучшие из лучших.

5. Праздник последнего звонка. Прощание с начальной школой.

Июнь

1. Международный день защиты детей. Открытие смены в Летнем

оздоровительном лагере на базе гимназии.

2. Городской туристический слёт.

3. Смена актива в городском летнем лагере.

4. Выпускной вечер гимназистов.

Ожидаемые результаты

  1. Личностный рост, рост активной жизненной позиции старшеклассников.

  2. Формирование готовности и желания воспитанников работать в коллективе, умение организовать коллектив сверстников на выполнение поставленных задач, умение брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности.

  3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской, управленческой деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике.

Приложение 1.

Положение о Совете Старшеклассников

(Совете детского объединения «Ювентус»).

Общие положения.

Основная цель деятельности Совета старшеклассников: привлечение учащихся Гимназии к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом, развитие самоуправленческих начал.

1. Организация деятельности Совета старшеклассников Гимназии.

1.1 В Совет старшеклассников входят учащиеся, избранные в классных коллективах 8 – 11 классов по два человека от класса.

1.2 Совет старшеклассников избирает из своего состава председателя , его заместителя и руководителей отделов (советов и комиссий) – органов ученического самоуправления , работающих при Совете старшеклассников.

1.3 Совет старшеклассников Гимназии:

— организует выполнение решений Совета Гимназии;

— составляет план работы объединения старшеклассников «Ювентус», план работы Совета старшеклассников;

— участвует в принятии локальных актов Гимназии;

— заслушивает отчеты классных коллективов о работе;

— организует проведение конкурса «Лучший класс», ведет рейтинг классов;

— осуществляет связи между классами и органами ученического самоуправления;

— распределяет средства, заработанные учащимися в трудовых десантах, Осенней ярмарке и т.д.

1.4 Учащиеся, входящие в состав старшеклассников, представляют интересы учащихся в Совете Гимназии.

1.5 Совет старшеклассников собирается не реже одного раза в месяц. Решения Совета обязательны для всех классных коллективов.

2. Органы ученического самоуправления, работающие при Совете старшеклассников (постоянные отделы).

При Совете создаются следующие отделы – советы ученического самоуправления:

— Учебный совет;

— Информационно-библиотечный совет;

— Совет музея;

— Совет досуга и шефской помощи;

— Совет физкультуры.

Постоянные отделы планируют работу по соответствующему направлению деятельности, утверждают и контролируют работу на заседаниях, которые проводятся 2 раза в месяц. Члены советов представляют работу по направлению Совета в своем классном коллективе. Работа отделов подотчетна Совету старшеклассников.

3. Права Совета старшеклассников.

Совет старшеклассников имеет право:

    1. — самостоятельно выбирать приоритетные направления своей деятельности, формы и методы своей работы;

    2. — выходить с предложениями, инициативами на педагогический совет Гимназии по перспективному и текущему планированию работы с учащимися;

    3. — использовать имеющиеся средства массовой информации для распространения передового опыта, иметь свой печатный орган;

    4. — утверждать награды и поощрения;

    5. — проводить итоги смотров, конкурсов, соревнований, мероприятий, проводимых с учащимися Гимназии;

    6. — иметь символику, традиции, знаки различия.

4. Документация и отчетность.

4.1. Не менее одного раза в год Совет старшеклассников отчитывается о своей деятельности на конференции старшеклассников;

4.2 Заседания и решения Совета старшеклассников протоколируются.

Протоколы подписываются председателем и секретарем.

Приложение 2.

АНКЕТА

«УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ»

(для обучающихся).

1.Ученическое самоуправление выражает и отстаивает ваши интересы,

или это необходимо учителям?

2.Считаете ли вы престижным быть избранным в органы ученического

самоуправления?

3.Ученическое самоуправление приносит пользу именно вам, или вы мало

знаете о том, чем оно занимается?

4.Участвуете ли вы в работе органов ученического самоуправления, и

приносит ли это вам удовлетворение?

5.У вас в школе органы ученического самоуправления проводят много интересных дел, в которых вы с удовольствием участвуете в качестве зрителя (участника, активиста, организатора)?

6.Какую оценку по 10-бальной шкале вы поставили бы ученическому самоуправлению вашей школы?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here