Иванченко Татьяна Борисовна
Урок математики в 4 классе
Тема урока «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные.»
Учебник «Математика» Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём усвоения и уровень владения компетенциями):
Научатся выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград: Учитель, 2012. http ://rusfolder .com /32474579; videoyroki.net/filecom.php?fileid=98660199.
Оборудование: компьютер, телевизор, карточки-задания для работы в парах.
Организационная структура урока.
І. Организация начала урока. Введение в урок.
Учитель читает стихотворение:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Будем правильно считать.
— Пусть этот день несёт нам радость от общения друг с другом.
— С каким настроением вы пришли на урок?
— Я желаю сохранить его до конца дня.
— Чего ждёте от урока?
(Проверка готовности рабочих мест.)
ІІ. Повторение.
Начнём урок с « математической разминки».
-
Вычисление цепочек примеров (вынесены на экран)
230-140 45*5 18*4
*8 +120 :12
:12 :3 *70
+200 -59 -60
:2 *4 :9
? ? ?
-
Работа с величинами.
-Проверьте верны ли равенства:
7 км 080м = 70 800м
10т 300кг = 10300 г
3 м = 30 000 см
4 ч = 39 мин
8 мин 20 с = 500 с
20 км = 20 000 000 м
Хорошо поработали! А теперь перейдём к следующему этапу урока.
ІІІ. Этап целеполагания.
-
Давайте повторим известные свойства умноження.
а*в = в*а
Как называется это свойство? (Переместительное)
В чём его смысл? (от перестановки множите лей значение произведения не изменяется).
(а+в)*с = а*с + в*с
Как называется это свойство? ( Распределительное)
В чём его смысл? (При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое).
2.Откройте тетради, запишите число, классная работа. С помощью распределительного свойства найдите значение произведения:
576*9=(500+70+6)*9=500*9+70*9+6*9=4500+630+54=5184
Что мы должны сделать? ( Разложить число 576 на сумму разрядных слагаемых)
Учитетель записывает на доске, дети комментируют.
Запишите пример в тетрадь.
-
На доске записаны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради.
Эту работу нужно выполнить за 3 минуты.
308х7 129х5 327х3 3768х2
(Примеры записаны в столик, внизу ответы перевёрнуты на карточках.)
-
Положили ручки. Давайте проверим. (Дети диктуют ответы, учитель переворачивает карточки и прикрепляет к примеру магнитом).
-
Все справились?
-
Какой пример вызвал затруднение?(4)
-
Почему? (Мы не умножали четырёхзначные числа на однозначные)
-
А тепер подумайте и скажите , какая тема нашого урока. (Умножение многозначного числа на однозначное)
-
Совершенно верно . молодцы! (Тема урока открывается на экране)
-
Давайте сформулируем задачи урока:
1).Научиться умножать многозначное число на однозначное.
2).Отрабатывать вычислительные навыки.
3).Развивать умения решать задачи.
4).Оказывать помощь друзям.
IV. Этап актуализации знаний.
Что мы уже знаем о письменном умножении? (Знаем алгоритм.)
Вспомним алгоритм.
1)Пишу…
2)Умножаю…
3)Запоминаю…
4)Прибавляю…
5)Читаю ответ…
V. Этап изучения новых знаний.
1. -Ребята, давайте попытаемся выполнить умножение 2745*3, пользуясь этим алгоритмом. Решаем с пояснением.
Подписываем единицы под единицами. Умножаем единицы. 5х3=15, 5 пишем под единицами, 1 запоминаем.
Умножаем десятки 4х3=12 да ещё 1 десяток=13, 3 записываем под десятками 1 запоминаем.
Умножаем сотни 7х3 =21 да ещё 1 сотня = 22, 2 записываем под сотнями 2 запоминаем.
Умножаем тысячи 2х3 =6 да ещё 2 тысячи= 8 тысяч записываем под тысячами. Умножение закончили. Ответ: 8235.
-Как выполнить письменное умножение многозначных чисел на однозначные? (Письменное умножение многозначных чисел на однозначные выполняется также, как и умножение трёхзначного числа на однозначное.)
2. -Откройте учебники на странице 73, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. ( Выполняется № 333 -1 у доски с пояснением.)
-Какое свойство умножения использовали? (Переместительное)
3. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
повернулась голова – это два,
руки вниз, вперёд смотри – это три,
руки в стороны пошире развернули на четыре,
с силой их к плечам прижать – это пять,
всем ребятам тихо сесть – это шесть.
4.Умножение именованных чисел.
Сегодня будем также учиться умножать величины на число. Прочитайте задание 2 т 375 кг * 3
-Что будем делать в изменившихся условиях? Умножение именованных чисел выполняется как умножение натуральных чисел. Составим алгоритм умножения величин.
Алгоритм умножения именованных чисел.
1).Заменю крупные единицы мелкими.
2).Выполню умножение натуральных чисел.
3).Заменю мелкие единицы крупными.
-Выполним задание №333 -2. Чем это задание отличается от предыдущего? ( Умножение величин).
-Какое задание сложнее?
-Изменится ли алгоритм умножения?(Нет) Примеры решают у доски с пояснением.
5. Физминутка для глаз.
«Снежинки и снеговик»
— Выполним гимнастику для глаз. Понаблюдаем за движением снежинок и снеговичка.
VI. Работа над пройденным материалом.
1). Решение задачи №334.
-Что известно в задаче?
-Что надо найти?
-Какого вида эта задача?
-Как найти остаток?
-Какие действия надо выполнить , чтобы узнать, сколько ткани расходовали?
-Составим план решения задачи.
План решения задачи.
а) Сначала узнаем, сколько ткани расходовали. Заменим крупные единицы мелкими.
б) Узнаем, сколько метров ткани осталось. Переведём мелкие единицы в крупные.
2)Работа в парах.
Решение №338
Нечётные пары выполняют задание 1. Чётные пары выполняют задание 2.
-Как понимаете смысл задания?
-Как его выполнить быстрее?
-Чем похожи задания?
-Чем отличаются?
Проверка заданий.
VII. Проверка понимания изученного.
Организация самостоятельной работы.
-Выполните задания :
1вариант 4194х2= 2 вариант 1248х7=
5кг124гх3= 3км24м х 5=
Проверка. Ответы на доске.
-Сравни ответы с правильными.
— Где допустили ошибку?
-Что надо сделать, чтобы её исправить? (Повторить таблицу умножения, единицы мер, длины, массы и др.)
VIII. Подведение итогов.
-Подходит к концу наш урок. Как вы думаете у нас всё получилось?
-Вернёмся к теме урока. Как она была сформулирована?
-Какое задание вызвало затруднения? Почему?
-Оцените свою работу по схеме: Я – узнал… Я – научился… Я – могу…
Домашнее задание: с.77, №336, 339.