Иванченко Татьяна Борисовна

Урок математики в 4 классе

Тема урока «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные.»

Учебник «Математика» Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём усвоения и уровень владения компетенциями):

Научатся выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград: Учитель, 2012. http ://rusfolder .com /32474579; videoyroki.net/filecom.php?fileid=98660199.

Оборудование: компьютер, телевизор, карточки-задания для работы в парах.

Организационная структура урока.

І. Организация начала урока. Введение в урок.

Учитель читает стихотворение:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

Будем правильно считать.

— Пусть этот день несёт нам радость от общения друг с другом.

— С каким настроением вы пришли на урок?

— Я желаю сохранить его до конца дня.

— Чего ждёте от урока?

(Проверка готовности рабочих мест.)

ІІ. Повторение.

Начнём урок с « математической разминки».

  1. Вычисление цепочек примеров (вынесены на экран)

230-140 45*5 18*4

*8 +120 :12

:12 :3 *70

+200 -59 -60

:2 *4 :9

? ? ?

  1. Работа с величинами.

-Проверьте верны ли равенства:

7 км 080м = 70 800м

10т 300кг = 10300 г

3 м = 30 000 см

4 ч = 39 мин

8 мин 20 с = 500 с

20 км = 20 000 000 м

Хорошо поработали! А теперь перейдём к следующему этапу урока.

ІІІ. Этап целеполагания.

  1. Давайте повторим известные свойства умноження.

а*в = в*а

Как называется это свойство? (Переместительное)

В чём его смысл? (от перестановки множите лей значение произведения не изменяется).

(а+в)*с = а*с + в*с

Как называется это свойство? ( Распределительное)

В чём его смысл? (При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое).

2.Откройте тетради, запишите число, классная работа. С помощью распределительного свойства найдите значение произведения:

576*9=(500+70+6)*9=500*9+70*9+6*9=4500+630+54=5184

Что мы должны сделать? ( Разложить число 576 на сумму разрядных слагаемых)

Учитетель записывает на доске, дети комментируют.

Запишите пример в тетрадь.

  1. На доске записаны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради.

Эту работу нужно выполнить за 3 минуты.

308х7 129х5 327х3 3768х2

(Примеры записаны в столик, внизу ответы перевёрнуты на карточках.)

  • Положили ручки. Давайте проверим. (Дети диктуют ответы, учитель переворачивает карточки и прикрепляет к примеру магнитом).

  • Все справились?

  • Какой пример вызвал затруднение?(4)

  • Почему? (Мы не умножали четырёхзначные числа на однозначные)

  • А тепер подумайте и скажите , какая тема нашого урока. (Умножение многозначного числа на однозначное)

  • Совершенно верно . молодцы! (Тема урока открывается на экране)

  • Давайте сформулируем задачи урока:

1).Научиться умножать многозначное число на однозначное.

2).Отрабатывать вычислительные навыки.

3).Развивать умения решать задачи.

4).Оказывать помощь друзям.

IV. Этап актуализации знаний.

Что мы уже знаем о письменном умножении? (Знаем алгоритм.)

Вспомним алгоритм.

1)Пишу…

2)Умножаю…

3)Запоминаю…

4)Прибавляю…

5)Читаю ответ…

V. Этап изучения новых знаний.

1. -Ребята, давайте попытаемся выполнить умножение 2745*3, пользуясь этим алгоритмом. Решаем с пояснением.

Подписываем единицы под единицами. Умножаем единицы. 5х3=15, 5 пишем под единицами, 1 запоминаем.

Умножаем десятки 4х3=12 да ещё 1 десяток=13, 3 записываем под десятками 1 запоминаем.

Умножаем сотни 7х3 =21 да ещё 1 сотня = 22, 2 записываем под сотнями 2 запоминаем.

Умножаем тысячи 2х3 =6 да ещё 2 тысячи= 8 тысяч записываем под тысячами. Умножение закончили. Ответ: 8235.

-Как выполнить письменное умножение многозначных чисел на однозначные? (Письменное умножение многозначных чисел на однозначные выполняется также, как и умножение трёхзначного числа на однозначное.)

2. -Откройте учебники на странице 73, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. ( Выполняется № 333 -1 у доски с пояснением.)

-Какое свойство умножения использовали? (Переместительное)

3. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

повернулась голова – это два,

руки вниз, вперёд смотри – это три,

руки в стороны пошире развернули на четыре,

с силой их к плечам прижать – это пять,

всем ребятам тихо сесть – это шесть.

4.Умножение именованных чисел.

Сегодня будем также учиться умножать величины на число. Прочитайте задание 2 т 375 кг * 3

-Что будем делать в изменившихся условиях? Умножение именованных чисел выполняется как умножение натуральных чисел. Составим алгоритм умножения величин.

Алгоритм умножения именованных чисел.

1).Заменю крупные единицы мелкими.

2).Выполню умножение натуральных чисел.

3).Заменю мелкие единицы крупными.

-Выполним задание №333 -2. Чем это задание отличается от предыдущего? ( Умножение величин).

-Какое задание сложнее?

-Изменится ли алгоритм умножения?(Нет) Примеры решают у доски с пояснением.

5. Физминутка для глаз.

«Снежинки и снеговик»

— Выполним гимнастику для глаз. Понаблюдаем за движением снежинок и снеговичка.

VI. Работа над пройденным материалом.

1). Решение задачи №334.

-Что известно в задаче?

-Что надо найти?

-Какого вида эта задача?

-Как найти остаток?

-Какие действия надо выполнить , чтобы узнать, сколько ткани расходовали?

-Составим план решения задачи.

План решения задачи.

а) Сначала узнаем, сколько ткани расходовали. Заменим крупные единицы мелкими.

б) Узнаем, сколько метров ткани осталось. Переведём мелкие единицы в крупные.

2)Работа в парах.

Решение №338

Нечётные пары выполняют задание 1. Чётные пары выполняют задание 2.

-Как понимаете смысл задания?

-Как его выполнить быстрее?

-Чем похожи задания?

-Чем отличаются?

Проверка заданий.

VII. Проверка понимания изученного.

Организация самостоятельной работы.

-Выполните задания :

1вариант 4194х2= 2 вариант 1248х7=

5кг124гх3= 3км24м х 5=

Проверка. Ответы на доске.

-Сравни ответы с правильными.

— Где допустили ошибку?

-Что надо сделать, чтобы её исправить? (Повторить таблицу умножения, единицы мер, длины, массы и др.)

VIII. Подведение итогов.

-Подходит к концу наш урок. Как вы думаете у нас всё получилось?

-Вернёмся к теме урока. Как она была сформулирована?

-Какое задание вызвало затруднения? Почему?

-Оцените свою работу по схеме: Я – узнал… Я – научился… Я – могу…

Домашнее задание: с.77, №336, 339.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here