Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Андринская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по НР Директор школы

Пожарищенская Л.Е. Федоренко О.М.

«____»_____________2012г. «___»______________2012г.

Основы журналистики

Программа

курса по выбору

9 класс

Разработчик программы:

Рябова Л.Д.

Андра

2012

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………………….3

2. Учебно-тематический план ……………………………………………………….5

3. Содержание программы……………………………………………………………6

4. Календарно-тематическое планирование ………………………………………..7

6. Перспективы курса………………………………………………………………….8

7. Критерии оценки учащихся………………..………………………………………..9

8. Используемая литература…………………………… ……………………………..10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сейчас многие пишут и говорят о так называемом «кризисе общения» и ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения. Правильная организация письменной речи — важное речевое умение, формирование которого происходит в течение всей жизни человека. Создание текста, совершенствование написанного — процесс творческий, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка. Развивать речь — значит создавать условия для реализации творческих возможностей человека. Такими внешними условиями могут стать занятия журналистикой. Престиж этой профессии был всегда высок, а в последнее время журналистика стала популярной и модной.

Элективный курс «Основы журналистики» выполняет как прагматическую функцию, так и развивающую. Отличительной особенностью данного курса от имеющихся аналогов является то, что теоретическая часть его строится на анализе материала местных газет. Это позволяет ребятам познакомиться с замечательными людьми и историей родного края, глубже понять и прочувствовать то, что им близко и знакомо.

Программа курса предназначена для совершенствования коммуникативной подготовленности обучающихся и ознакомления с основами журналистского творчества. Программа курса базируется на концепции профильного обучения, направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов учащихся. Курс способствует повышению речевой компетенции и социализации учащихся, связан с разделами языкознания «Стилистика русского языка», «Культура речи», с теорией литературы.

Цель курса:

— осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества,

— развитие образного мышления и творческих способностей обучающихся.

Задачи курса:

— дать представление об основных жанрах газетных материалов,

— познакомить с особенностями работы журналиста,

— расширить знания о тексте, о публицистическом стиле речи,

— подготовить обучающихся к литературному и публицистическому

творчеству.

Планируемые результаты

— умение соблюдать нормы современного языка при создании текста,

— умение создавать публицистические тексты разных жанров,

— умение собирать информацию для написания текстов,

— умение владеть приемами оживления текста.

Программа курса рассчитана на 17 часов и состоит из 4 модулей: «Стили речи», «Жанры газетных материалов», «Основы редактирования», «Художественно-изобразительные средства языка». В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причем большая часть времени отводится практическим формам работы. Практические занятия предполагают групповую работу по обсуждению и рефлексии статей СМИ, видеоматериалов, обмен мнениями, выработку конструктивных предложений и рекомендаций по написанию практических видов работ. Тренинги, деловые игры направлены на отработку навыков группового сотрудничества, развитие способностей публичной и письменной речи, рефлексивные умения.

Формы подведения итогов работы элективного курса:

— сотрудничество с местными редакциями,

— участие в учебно- исследовательских конференциях.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Андринская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по НР Директор школы

Пожарищенская Л.Е. Федоренко О.М.

«____»_____________2012г. «___»______________2012г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Основы журналистики

Цель: повышение уровня грамотности письменной и устной речи современного школьника через восприятие художественных произведений, речевой этикет, основы мастерства публичных выступлений.

Категория слушателей: обучающиеся 9-х классов

Срок обучения: 17 часов

Режим занятий: один час в неделю с сентября

Тема занятий

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

теория

практика

1-3

Стили речи. Публицистиче

ский стиль. Публицистиче

ские жанры речи.

3

1

2

Лекция учителя

Анализ местной прессы

4-7

Жанры газетных материалов. Текст как единица речи.

4

1

3

Творческая мастерская

Творческая работа: создание заметки, хроники, написание репортажа.

8-11

Основы редактирова ния. Смысловые единицы речи.

4

1

3

Групповой практикум. Деловая игра «Заседание редколлегии»

Опорные схемы

12-15

Художественно-изобрази тельные средства.

4

1

3

Практикум. Творческая мастерская.

Рецензия на текст. Отредактированный текст.

16-17

Зачетное занятие

2

2

Творческая работа

Выступление учащихся с творческим заданием.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1.Стили речи (3ч)

Публицистический стиль. Назначение публицистического стиля. Публицистические жанры как различные способы отражения действительности. Знакомство с местной прессой.

Модуль 2.Жанры газетных материалов (4 ч)

Текст как единица речи. Печатные заголовки. Информация. Репортаж. Интервью. Статья.

Рецензия. Комментарий. Эссе. Корреспонденция.

Модуль 3.Основы редактирования (4 ч)

Организация редакции издания. Речевая избыточность. Фразеологизмы. Неологизмы, диалектизмы, профессионализмы. Смысловые единицы речи.

Модуль 4. Художественно – изобразительные средства языка (4 ч)

Средства художественной выразительности:

— метафора,

— сравнения,

— эпитеты,

— оксюморон

Стилистические фигуры:

— анафора,

— эпифора,

— инверсия,

— риторические обращения,

— риторические вопросы

Зачетное занятие (2 ч.)

Творческая работа. (Защита проекта)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Андринская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по НР Директор школы

Пожарищенская Л.Е. Федоренко О.М.

«____»_____________2012г. «___»______________2012г.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Разделы и темы занятий

Количество

часов

Формы занятий

Дата

проведения

1-3

Стили речи.

Публицистический стиль. Публицистические жанры речи.

3

Лекция учителя

06,13,20.09

4-7

Жанры газетных материалов. Текст как единица речи. Интервью. Статья. Рецензия. Комментарий. Эссе. Корреспонденция.

4

Творческая мастерская

27,04,11,

18.10

8-11

Основы редактирования. Смысловые единицы речи. Речевая избыточность.

4

Групповой практикум. Деловая игра «Заседание редколлегии»

25,01.11

13.11

12-15

Художественно-изобразительные средства.

Стилистические фигуры.

4

Практикум. Творческая мастерская.

20,27,04,

11.12

16-17

Зачетное занятие.

Защита проекта.

2

Творческая работа

18,25.12

ПЕРСПЕКТИВЫ КУРСА

После изучения курса обучающиеся должны

Знать:

— основные газетные жанры;

— художественно-изобразительные средства языка;

— нормы словоупотребления;

— разновидность заметки, языковые особенности заметки;

— стили речи, отличительные признаки публицистического стиля;

— задачи рецензирования, принципы составления рецензии;

содержание рецензии.

Уметь:

— отличать художественный текст от публицистического стиля;

— самостоятельно работать над текстом: выбрать тему, средства

языка, жанр;

— редактировать текст;

— разбираться в произведении, понимать автора, осознавать его

позицию, оценивать произведение с точки зрения времени;

— определять свою авторскую задачу, оценивать события,

систематизировать материал.

Критерии оценки учащихся

Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ, за сообщения на семинарах можно воспользоваться привычной для учителя 5-балльной системой оценки, хотя для курсов используется 10- балльная дифференцированная система оценки, которая является более гибкой и дает возможность понять, что у подростка получается лучше, а над чем еще следует поработать.

1. Для практических работ: (1 до 10 баллов)

— самостоятельность идеи,

— наличие четкого, явного образа, жанра,

— использование дополнительного материала,

-речевая культура, грамотность.

  1. Для устных сообщений (докладов) на семинарах: (от 1 до 10 баллов)

— соответствие заявлений теме (жанру),

— наличие плана, его логичность,

— наличие письменного текста, его оформление,

— использование иллюстративного материала,

— культура речи.

Используемая литература

для учителя

1.Жанры журналистики.- Казань,1972.

2.Котельникова С.А.Аннотация — отзыв-рецензия-эссе

3.Ладыженская Т.А.Развивайте дар слова.- М,1990.

4.Мамалыга А.И.Структура газетного текста.- Киев,1983.

5.Никитина Е.И.Урок развития речи.- М,1999.

6.Пельт В.Д.Заметка как газетный жанр.- М,1985.

7.//Русский язык в школе – 1997, №4-с.9-16.

4.Розенталь Д.Э.Язык рекламных текстов.- М,1981.

5.Солганик Г.Я.Лексика газеты.- М,1981.

для учащихся

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стилистика.- М, Просвещение,2002.

2.Солганик Г.Я.Стилистика русского языка.- М, Дрофа,2001.

3.Шустова Л.В.Практическая стилистика русского языка.- М, 1994

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here